- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Дизайн I-й пол. XX в. Пионеры и первые школы дизайна. Баухауз.



1) 1 половина ХХ века – век индустриализации. Дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Дизайнеры отвечали лишь за эстетический вид вещи, но вскоре оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.

2) Петер Беренс – первый промышленный дизайнер. Начинал как живописец. С именем Петера Беренса связывается понятие промышленной культуры и ассоциируется с художественной программой АЭГ(Всеобщая компания электричества). Руководству этой компании впервые пришло в голову ввести в штаб художественного директора. В список обязанностей Бересна входило: наблюдение за всей эстетической стороной производства (начиная от рекламы и заканчивая проектированием типовых уличных фонарей) , а так же строительство новых контор и заводов фирмы.

В 1909 году он построил первое современное промышленное здание – завод турбин. Это здание стало хрестоматийным образцом.

Первые школы: В 1837 году основана Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим государственным учебным заведением в области искусства и известная больше под названием Королевский колледж искусств. В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа.

Г. Земпер возглавлял архитектурное отделение. Под влиянием Уильяма Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших дизайнерские отделения. Одним из крупных учебных заведений тех лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки. К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ в Японии. Появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль в культуре:

- Баухауз в Германии,

- ВХУТЕМАС в России,

- первые американские школы 30-х годов,

- английские школы 30-40-х годов

3) Баухауз – высшая школа строительства и художественного конструирования. Была основана в 1919 году в Веймаре (Германия). Ее отличало разнообразие преподаваемых дисциплин, также, студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухауз» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Они пропагандировали и внедряли в производство дизайн простой, без украшательств, что стало доступным обычным людям. Основатель школы - немецкий архитектор и основоположник функционализма - Вальтер Гропиус был ее директором в 1919-1928 годах. В 1933 году школа - была упразднена национал-социалистами, посчитавшими аморальными проповедуемые ею авангардные идеи и методы обучения.

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Арт-деко.

1) 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). В 1927 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. Художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую создание произведений искусства и художественно ценных предметов быта и техники. Руководители ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Темы студенческих курсовых и дипломных проектов были разнообразны (от мелких предметов быта до киосков). Во ВХУТЕМАСЕ существовали и производственные мастерские и научно-исследовательские лаборатории. Цель - слияние искусства с новой жизнью, развитие искусства, вхождение его в промышленное производство, в "делание вещей". Их называли "производственниками". Но резкий разрыв между мечтами, теоретическими устремлениями "производственников" и насущными конкретными задачами, стоявшими перед новым обществом, в конце концов, привел к упадку этого течения.

2) Арт-деко – это течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на ограничения в годы Первой мировой войны.

Характеристика:
- Сама форма, цвет и дизайн важнее, нежели украшающий орнамент.
- Предпочтение отдается абстрактным, стилизованным мотивам вместо натуральных.
- Используются яркие цвета.

Наиболее крупные произведения – Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930), Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940).

Представители: Тамара де Лемпицка, Рене Лалик, Вильям ван Аленс, Раймонд Гуд и Паул Маншип.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному.

 

Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Поп-дизайн. Пост-модерн.

1)Термин «индустриальный дизайн» был предложен в Соединенных Штатах Америки Джозефом Синеллом в 1919 г., когда профессия дизайнера в этой стране еще не появилась и когда Америка была еще дизайнерской провинцией. США в то время имели самую передовую индустрию, но еще не имели индустриальной культуры. Именно в период индустриализации дизайн сформировался как вид проектно-художественной деятельности.

Отличительными чертами постиндустриального общества называют массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры. Символ этой эпохи – компьютер и информация, знания.

2) Поп-арт — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, использующее образы продуктов народного потребления. Развитие серийного производства привело к появлению изделий, доступных каждому, многие из которых стали по-настоящему популярными. Именно эти предметы и стали новыми объектами искусства. Создателей поп-арта не интересовали великие цели и задачи искусства, их больше привлекало антиискусство. Но главным в концепции поп-арта было создание имиджа популярного искусства, цель которого — обрести славу и заработать деньги любым путем. Одна из концептуальных находок поп-арта была в том, что принцип серийного, типового тиражирования мог использоваться не только в производстве, но и самим художником — многократно повторяемый объект усиливал свою значимость — один предмет хорошо, а сто в одном — еще лучше. Одновременно с этим размноженный объект еще раз подчеркивал свою популярность и принадлежность к массовой культуре.

3)Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Главный принцип - отказ от стереотипов и обыденности, яркие цвета, контрастное сочетание фактуры и текстуры. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, шику, индивидуальности элементов.

Принципы:

– подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры;

– введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям.

– круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.

Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя

 

Стиль «Мемфис». Хай-тек.

1) Группа "Мемфис" была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом, Андреа Бранци и Микеле де Лукки. В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Сопоставление цветов острое. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты. Участники группы отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. По их мнению, современный дизайн должен быть качественным и многофункциональным. Их цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В 1988 году популярность группы стала угасать и группа была распущена

2) Хай-тек. Это стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу.

Основные черты:

-Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.

-Использование прямых линий и форм.

-Широкое применение стекла, пластика, металла.

-Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

-Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

-Широкое использование серебристо-металлического цвета.

-Высокий прагматизм в планировании пространства.

-Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

-В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.