Когда Церковь становится государственной, времена гонений и
мученичества отодвигаются в область героического прошлого и
соответственно возникает культ собственных мучеников. Собираются
официальные протоколы допросов и легендарные сведения. У каждой
местной Церкви образуется свой официальный список особо чтимых
святых с указанием дня памяти — т.н. месяцеслов.
Первый такой месяцеслов оформился в Римской Церкви в 352 г. Это —
т.н. месяцеслов Филокала. Он представляет собой языческий календарь
на 352 год с включением дней праздников (в том числе Рождество
Христова — 25 дек.) и дней памяти знаменитых мучеников. Всего здесь
22 имени: апостолы Пётр и Павел (пам. 29 июня), св. папы Римские
Сикст, Фабиан, Каллист, Понтиан, свт. Киприан еп. Карфагенский, мц.
Перпетуя и Филицитата (тоже из дочерней Карфагенской Церкви) и
др.
Из восточных месяцесловов древнейшим считается Сирийский
(Нитрийского происхождения) из рукописи 411 г. составленный,
вероятно, в 390-е гг. Здесь ещё нет Рождества Христова, а упомянут
только праздник Богоявления. Из апостолов — Пётр и Павел (28 дек.),
но также Иоанн и Иаков. Здесь всего 1 папа Римский, зато 2
Александрийских папы, 2 Палестинских и 2 Александрийских епископа,
первомуч. Стефан, 32 Никомидийских мученика, пострадавшие в гонение
Диоклетиана, 24 Антиохийских мчч. 19 Александрийских, 2 КПльских и
т.д. Т.е. это уже общецерковный месяцеслов.
А т.к. имена многих мчч. оставались неизвестными, то в ту же эпоху
Церковь вводит День всех святых. В Сирском месяцеслове это пятница
после Пасхи, по Златоусту — I воскресенье после 50-цы. Вообще на
Востоке этот день приурочивается к подвижному кругу, а на Западе —
к неподвижному (ныне — 1 ноября).
Культ мучеников и особенно их мощей прививался не без труда и
вызывал острую полемику. Так Галльский пресвитер Вигилянций считал
почитание мощей языческим и осыпал его едкими насмешками: "Под
предлогом благочестия вводится в Церквах почитание трухи..."
Блаженный Иероним написал против него целую книгу.
По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 г. весь город был в
движении по случаю праздника апп. Петра и Павла. Этот праздник в 5
веке имел в Риме 8-дневное (!) попразднество (папа Лев Великий,
"Слово 84"). В эти дни совершались т.н. литании, т.е. торжественные
процессии или крестные ходы из одного храма в другой или к могиле
мч-ка.
Литании, рождённые в Зап. Церкви в 4 веке были заимствованы
Востоком. Василий Великий говорит о них, как о полезном
нововведении, которого не было ещё при Григории Чудотворце. Литании
совершались не только при поклонении мощам, но при общественных
бедствиях: "По случаю сильных дождей были литании и молебны и весь
наш город, как поток устремился в апостольские места", — пишет свт.
Иоанн Златоуст. Постепенно литании обрели форму ряда молитвенных
прошении и хвалебных благодарений к какому-либо святому. В
Католической Церкви такие литании сохранились до сих пор (например,
очень популярная литания Пресвятой Деве Марии). А в Православной
Церкви литания постепенно была абсорбирована литией и акафистом.