Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних культур.
В свете ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость, прежде всего, в своих достижениях, послуживших «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира.
В Шумере в конце IV тыс. до н. э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии – земледельческие поселения, привязанные к водным артериям – рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.
Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи; первоначально представитель государственной власти был также главой жречества.
В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Письменность, соответственно, служила целям государственного и культового характера.
В Шумере в конце IV тыс. до н. э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии – земледельческие поселения, привязанные к водным артериям – рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.
Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи.
Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. Еще задолго до того, как зародилась античная цивилизация, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, и др.).
Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в обучались.
Магические тексты Древнего Египта, заговоры против болезней и т. п. пережили язычество и остались в наследство коптскому христианскому Египту.
Власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль при этом начала играть письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство.
И все же особое значение персона фараона имела для связи земной и загробной жизни.
Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение этих гигантских усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти.
Гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире (лишь в неудавшихся реформах Эхнатона основная миротворческая роль отводилась Солнцу – Атону), а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.
Культура Египта Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты – «Веды» (ведение, знание). Среди них по своему значению выделяется «Ригведа» – совокупность религиозных гимнов. Человек и Бог, отношения между ними – вот что лежит в основе ранневедийской модели мира
Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни:
– Индра – бог грозы, могущественный воин;
– Варуна – бог мирового порядка и справедливости;
– Агани – бог огня и домашнего очага;
– Сома – бог священного напитка.
«Упанишады» – религиозно-философские тексты, поясняющих тайный смысл «Вед». Здесь ставятся вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, т. е. выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии (учения о боге), сотериологии (учения о спасении).
Авторы ведийских гимнов, говорят о существовании закона для всего многообразия мира, поддерживающего порядок (одновременно космического, социального и морального) – дхарме, проявляющейся из Брахмана (первоосновы, души мира).
В ведийских гимнах говорится о законе воздаяния за доброе и злое – карме. Идея кармы, как и идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары), направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования.
В ведийских текстах прослеживаются истоки индуизма. В то же время в индуизме устанавливается не наблюдаемая в ведийской мифологии строгая иерархия богов: триединство (тримурти) главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы. Брахма – создатель и управитель мира, Вишну – охранитель, Шива – разрушитель (хотя их функции могли и совпадать).
Наиболее отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Древней Индии выразил буддизм (в борьбе с которым, в частности, и формировался индуизм). Так же как и индуизм, буддизм сохранил основные темы ведийской культуры, значительно преобразуя их, реформируя ведийскую религию, выделив особую роль в иерархии живых существ человеку и выдвинув в качестве основного вопрос о его жизненном пути и избавлении от страданий. Основателем буддизма признан принц Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни – мудрец из рода Шакья), получивший впоследствии имя Будда («просветленный»). Проповеди Шакьямуни обосновывают пути достижения нирваны, т. е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства.
Источник этих страданий – жажда жизни: жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение – уничтожение этой жажды через освобождение от желаний. Только от человека зависит «освобождение», человек поставлен в условия выбора, выбора пути, рефлексии, самоуглубления. Этот путь:
– праведная вера;
– праведное решение;
– праведное слово;
– праведное дело;
– праведная жизнь;
– праведное стремление;
– праведное воспоминание;
– праведное самоуглубление.
Стоит добавить, что буддизм в настоящее время является одной из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом).
Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре) можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н. э.
Согласно письменным источникам, история Китая насчитывает не менее 3,5 тыс. лет.
Период формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V–II в. до н.э. (когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших»).
В эту эпоху был создан уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т. е. централизованной властью и бюрократической системой управления), сакрализацией власти императора – Сына неба.
В Древнем Китае не заложились основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя, как и в других древневосточных государствах, появился тип городской рациональной культуры, но этот тип городской культуры рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца.
Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах. В основе этого такого синтеза лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия. Естественный порядок должен лишь поддерживаться.
И долг каждого человека – следовать должному. Мировоззрение, философское учение, игравшее роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, в котором социальные связи отождествлялись с межличностными, а государство – с семьей – конфуцианство.
Можно предполагать, что золотое правило нравственности, сформулированное Конфуцием («не делай другим того, чего не желаешь себе») было первым в ряду появившихся в том или ином виде в разных культурах.