Об исламе часто пишут как о религии несложной, наследующей
ментальность клана или соседской общины и доступной массам простых
людей. Действительно, в исламе нет таких сверхприродных парадоксов,
как Дева‑Богородица и непорочное зачатие, Богочеловек или Бог‑Сын в
качестве ниспосланного Слова Бога‑Отца. Поэтому естественно, что в
исламе просто не возникали многие из тех проблем, которые
столетиями волновали христианских богословов и суть которых
сводилась к потребности рационально осмыслить сверхрациональность
Писания.
Однако в исламской теологии возникали свои проблемы, сложные п о —
с в о е м у, часто в неожиданных для христианства аспектах и
коллизиях. Дело в том, что ислам — это не только вера и религия.
Ислам — это образ жизни, Коран — это «арабский судебник», и именно
эта «вплетенность» ислама в повседневные и ответственные жизненные
ситуации создает фундаментальное своеобразие ислама и объясняет
основные коллизии исламской теологии. В сравнении с исламом,
христианское богословие представляется крайне умозрительным и
отвлеченным, далеким от жизни интеллектуальным «искусством для
искусства». В свою очередь исламская теология, в сравнении с
христианской, представляется озабоченной гораздо больше
юриспруденцией и ежедневными ритуалами в быту, чем спорами об
атрибутах Аллаха, несотворенности Корана или Божественном
предопределении человеческой судьбы. Кроме того, присущий исламу
крайний и радикальный монотеизм сразу же исключал самое возможность
мусульманских аналогов по отношению к такой центральной и чреватой
ересями теме христианского богословия, как Пресвятая Троица.
Основные теоретические проблемы мусульманской теологии близки к
спорам, волновавшим христианское богословие: о природе Аллаха; о
соотношении веры и разума; о свободе воли человека и Божьем
предопределении его судьбы; о посмертном суде над умершим и его
загробной жизни; о соотношении Корана и «Сунны» (т.е. Писания и
Предания); о принципах толкования священных текстов; о
взаимоотношениях религии и общества (в развитие принципа слияния
религиозной и политической общин, провозглашенного
Мухаммадом.).
Специфически мусульманские догматические проблемы связаны с
вопросом о сотворенности или несотворенности «Корана». После
полуторавековых дискуссий победило фундаменталистское мнение о
несотворенности: Коран «пред творцом не есть сотворенное» (цит. по
работе: Климович, 1986, 94; см. также §52).
Своеобразие мусульманской теологии иногда видят в некоторой
смысловой дезинтеграции картины мира, в преобладании в исламе
окказионалистского мировоззрения и атомарности мышления[142].
Например, в популярной мусульманской доктрине время считается
дискретной (прерывистой) последовательностью атомов времени. «Бог
воссоздает мир в каждый из атомов времени, но только на момент
продолжительности этого атома. <…> Подобный окказионализм
имел целью утвердить абсолютное могущество Бога в смысле его полной
независимости от законов и обязательств, в том числе и от его
собственных установлений» (Грюнебаум, 1981, 179—180).
Окказионализм и дискретность мировидения находят в исламе самое
различное выражение. Например, вера определяется как сумма добрых
дел. Человек считается состоящим из атомов и акциденций
(устойчивых, но независимых от субстанции признаков)… В
дискретности и окказиональности мусульманской картины мира
культурологи‑исламоведы видят фактор, создающий своеобразие
исламской литературы и искусства. Тенденция рассматривать мир как
прерывный, с одной стороны, и концентрация на деталях и отдельных
эпизодах, а не на связности и завершенности композиции, с другой,
порождена самой сутью ислама. Налицо взаимная близость литературы и
философско‑теологической доктрины ислама. Эти черты литературы
допустимо трактовать как «специфически исламское явление»
(Грюнебаум, 1981, 180).
Теология всегда занимала исключительно престижное место в исламской
цивилизации. Мусульмане видели в ней не только высокую мудрость, но
и практически важное знание, ключ к Откровению Аллаха и «Сунне»
Пророка, к мусульманскому праву и шариату. Вместе с тем высокий
престиж знания или занятия, как правило, не уживается с его
массовостью и доступностью. Это обстоятельство, а также
консервативно‑охранительные тенденции, существенные для ислама как
религии Писания и в целом для раннего мусульманского общества, —
все это усиливало в исламском богословии черты закрытой и
авторитарной системы, «духовной брони ислама» (Г.Э. фон
Грюнебаум).
Стремление сузить круг богословов и затруднить доступ к
богословской информации уже в 892 г. вызвало в Багдаде специальный
указ халифа о запрете книготорговцам продавать книги по догматике,
диалектике и философии (Бартольд, 1966, 125).
Догматика ислама сконцентрирована в одном аяте Корана: «О вы,
которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание,
которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел
раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его
посланников, и в последний день, тот заблудился далеким
заблуждением» (4,135).
Слова… писание, которое Он низвел раньше указывают на Св. Писания
иудеев и христиан. Согласно исламской догматике, Бог, еще до
Мухаммада, посылал Откровение людям через пророков, но люди не
вняли пророку и отступили от заветов Бога. И только Мухаммад,
«печать пророков», т.е. последний и главный пророк истинной веры,
сумел вывести уверовавших из заблуждения.
Таким образом, в исламе регламентация теологии достигалась,
во‑первых, путем ограничения доступа к информации и, во‑вторых,
путем ранней и жесткой догматизации главных вероучительных истин.
Характер контроля над теологическим знанием находит соответствие в
основных тенденциях в управлении всей религиозной информацией в
исламе. Быстрая кодификация Писания, радикальное устранение
неканонических (апокрифических) версий Корана (по приказу халифа:
сжечь), информационная власть традиции, постоянно воспроизводимая в
иснаде, — все это в сочетании с радикальной регламентацией и
догматизацией теологии характеризует ислам как наиболее жестко
организованную религию Писания.
Духовная броня» исламской теологии
73
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!