План:
1. Миф как способ осмысления и форма освоения мира первобытного человека. Миф в трактовке 3. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Строса и др. Мифы XX века в науке, политике, искусстве.
2. Мифология и религия. Культурологический подход к сущности религии. Особенности религиозного отношения к миру. Религия и культура.
3. Религия и наука. Этапы становления научной картины мира и ее отличие от религиозной. Наука и культура.
4. Искусство как сфера художественной деятельности и его отличие от религии и науки. Религиозное искусство. Роль искусства в культуре.
Методические рекомендации
Восприятие человеком мираможет происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.
Исторически первой формой области духовной жизни была мифология.Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?
Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В XX веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения
явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.
Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).
Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.
Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.
Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?
Религиястала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть ни противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо прежде всего уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?
Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: "вся культура из храма" (Дж. Фрэзер), и религия возникает "лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).
Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует прежде всего уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для понимания последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?
Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?
Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство-самодостаточный феномен?
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.
Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука,следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:
- предмет и методы изучения;
- специфику научного познания и особенности научного знания;
- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;
- особенности науки как культурного явления;
Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:
- ценности науки и культуры, суть их противоречия;
- влияние науки на духовное развитие человека;
- идея прогресса и место человека в нем;
- особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизации;
совпадает ли вектор этого влияния?
- соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.
Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?
В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.
Список литературы
1. Кармин А.С. Культурология. – СПб. 2001. С.319-341, 346-351(2 вопр.); С.390-394,401-424, 441-443(3 вопр.); С.607-608, 635-643(3 вопр.).
2. Культурология: курс лекций / под ред. проф. Радугина А.А. - М.: "Центр", 2007. С.65-69(4 вопр.).
3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. -Гл. 9-11.
4. Культурология: учебник для студентов технических вузов / под ред. Багдасарьян Н.Г. -М.: Высшая школа, 2006. С.158-159,170-174(4 вопр.); С.178-192(3 вопр.).
5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 55-59 (2 вопр.), 63-73 (4 вопр.).
6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов. -М., 2001. С.167-169, 171-172(2 вопр.); С.183-186(3 вопр.); С.189-192(4 вопр.).
Дополнительная
1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 15-18(3 вопр.).
2. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Е. Попова.
- М.,-1996. С.89-95(1 вопр.).
3. Гуревич П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11
(1 вопр.).
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.,1997. С.157-164(1 вопр.);
С.164-179(2 вопр.); С.192-196(3 вопр.); С. 189-192(4 вопр.).
5. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола // Вопросы
философии.-1989.-№ 11.
6. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / под ред. С.А. Токраева. - М.,
1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. С. 11-20 и «Религия и мифология»
- Т. II. С. 376-378).
7. Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной
ответственности // Вопросы философии.-1989.-№ 1.
8. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. - М., 1994. С. 49-54, 63-
67(2 вопр.).
9. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологи: учебное пособие для
учащихся 10-11 кл.-Гл. 7, 9,10.
10. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998. С. 67-73(1 вопр.).
11. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 109-115(1 вопр.).
12. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007. – Гл.11 (4 вопр.)
Ресурсы в Интернете
1. http://www.countries.ru/library/mif/ (1 вопр.)
2. http://www.countries.ru/library/mif/mifobr.htm (2 вопр.)
3. http://www.countries.ru/library/religio/relcult.htm (2 вопр.)
4. http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM (3 вопр.)
5. http://www.countries.ru/library/science/index.htm (3 вопр.)
6. http://www.countries.ru/library/theory/art.htm (4 вопр.)
Вопросы для самопроверки
1. Чем являлся миф для архаического человека?
2. Как действует мифологическое сознание?
3. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?
4. Может ли культура обойтись без мифологии?
5. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания.
6. Как соотносятся искусство и мифология?
7. В чем специфика художественной картины мира?
8. Сопоставьте художественное и научное познание?
9. Что такое религиозное искусство?
10.Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?
11.Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?
12. Каковы этапы становления научной картины мира?
13. Какова роль наук в развитии культуры?
14. Что для общества имеет большее значение: торжество истины или
добро?
15. Почему французский ученый Мерсье считает современную науку
агрессивной?
16. Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»?
17. Какие теории возникновения искусства вы знаете?