- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ОРГАНИЗУЮТ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА



 

Итак, давайте посмотрим, как это рабо­тает. Многие из вас уже выполняли этот урок раньше, но вы увидите, что, когда буде­те делать его в этот раз, улучшения, которых вы добьетесь, окажутся за пределами всех ваших ожиданий, поскольку на предыдущих уроках вы научились быть более гибкими. Сядьте, поместив правую ногу назад, а ле­вую протянув вперед. Можно видеть, что те, кто посообразительней, придерживаются ле­вой рукой, даже если в этом нет необходи­мости. В группе есть человек, у которого проблемы с тазобедренным суставом, и ему нужна поддержка. Любой умный и способ­ный хирург скажет: «Это старое бедро. Если вы хотите им двигать, вставьте искусствен­ный тазобедренный сустав». И все же его та­зобедренный сустав лучше вставного, при условии, что этот человек по возможности работает головой.

Итак, теперь давайте проверим, является ли то, о чем я говорю, никому не нужной чушью или это действительно работает. Обо­притесь на левую руку. Зачем? Мы можем битый час говорить об одном этом. Теперь держите руку вот так и, пожалуйста, не де­лайте никаких телодвижений, просто убери­те руку. Видите? Как только вы ее убрали, вы тут же задержали дыхание и перемести­лись в такое положение, чтобы не упасть. Теперь, вероятно, вам придется сохранять равновесие, и одной из сторон тела придется для этого сильно потрудиться. Мышцы бу­дут удерживать ваше тело, и вы можете хоть в лепешку расшибиться, пытаясь придать им эластичность. Когда мышца выполняет ка­кое-то действие, она больше ничего не мо­жет делать. Другими словами, вы не можете одновременно курить сигарету и целовать свою возлюбленную, поскольку рот занят всасыванием. Теперь расслабьте тело, уже не опираясь на руку. Как ни старайтесь, но на­пряжение в мышце не уменьшится, так как она находится в рабочем положении из-за вашего намерения сидеть таким образом. Дви­гательная, или интенциональная, зона коры головного мозга осуществляет исполнение этого вашего желания и нигде больше не может быть задействована. Следовательно, вам остается только одно — продолжать под­держивать мышцу с тем, чтобы она испыты­вала потребность в работе.

Итак, продолжайте опираться на левую руку. Чувствуете, что мышца расслабилась? Вот теперь я могу начать ее тренировать. Повторяю, если вы хотите снять напряже­ние мышцы, вам не нужно просить ее об этом, просто держите конечность таким об­разом, чтобы та мышца оказалась незадейст-вованной, и вы обнаружите, что мозг чело­века настолько высокоразвит, что как толь­ко он почувствует, что можно без риска дать этой мышце отдохнуть, то немедленно это исполнит.

Вот так я работаю с людьми, утверждаю­щими, что у них сломана рука и потому они не могут расслабить плечо. Я приношу стул и удерживаю руку в таком положении, что нервная система со временем уясняет, что рука находится в полной безопасности. Тогда рука расслабляется и плечо начинает двигаться, а я своими руками могу обеспе­чить им даже большую защиту. Когда я по­пытаюсь подвигать плечо, то начну с внут­ренней части сустава и буду перемещать тело вокруг этого сустава. По окончании я скажу: «Уберите стул», а человек скажет: «Как такое может быть, я уже два года хожу с опущенным плечом». И это притом, что я ни разу не дотронулся до руки.

Можно понять, что происходит в мозге человека: он заботится лишь о сознательном действии — о намерении поднять руку. Если что-то произошло и он больше не может этого сделать, то он полностью теряет спо­собность управлять своей рукой.

Что могу для него сделать я. Вместо того чтобы работать мышцами так, как к этому привык его мозг, я делаю прямо противопо­ложное. Изначально при включении в дви­жение мышца растягивается с обеих сторон равномерно и не знает, как можно натянуть­ся в одном месте и не натянуться в другом. Удивительно то, что, когда пассивная часть мышцы руки, например, лежит неподвиж­но, другой ее конец выполняет огромное движение. Как у вас это получается? Есть весьма любопытное свойство, которое за­ключается в том, что нервная система под­держивает тело в неподвижном положении, и вы, сами того не осознавая, делаете это с тех пор, как совершили свое первое в жизни движение. Вам приходится это делать, иначе вы не сможете двигать конечностями. Это как воздух, которым вы дышите, не задумы­ваясь об этом. Итак, если мне достанется кто-то, кто не может двигаться, я не стану тренировать его мозг и твердить ему: смот­ри, сейчас ты соберешься и выполнишь это движение. Если он сделает это телодвиже­ние в его нынешнем состоянии, то урок бу­дет похож на физиотерапию. Если вы следи­те за моими действиями, то видите, что я все еще держу руку и перемещаю тело вокруг сустава, чтобы мышцы двигались в той части, где обычно они неподвижны. Это при­мер, противоположный тому, что называется естественным. Даже у здоровой руки воз­можности ограниченны. Вчера вы в этом убедились и усовершенствовали свои спо­собности. Когда, лежа на полу, вы вращали рукой, вам приходилось двигать телом и ос­тавлять руку под собой на полу. Таким обра­зом, мы подошли к этому вопросу с другой стороны, где прежде ваш мозг не имел опы­та. В двигательной зоне коры вы распознали новый принцип так, что она внезапно смог­ла выполнять действия с обеих позиций. Вы помните женщину, с которой я работал вчера? Она не могла поднять руку. Но я и не пытался ее поднять, потому что женщина сразу бы почувствовала предел своего дви­жения и отказалась продолжать. А что мы делаем, когда человек оказывает сопротив­ление? Психиатры обнаружили, что мы пы­таемся сломить это сопротивление. Или сломать руку, или причинить боль. Поэтому, если в психиатрии сталкиваются с противо­действием, то все вокруг начинают плакать и чувствовать себя несчастными. И происхо­дит это потому, что пытаются преодолеть ваше сопротивление. Теперь вы понимаете, почему я, когда наталкиваюсь на сопротив­ление, не пытаюсь его сломить. Я поддержи­ваю руку в стабильном положении там, где человек чувствует себя защищенным. Вы это видели на видеокассете, но не обратили вни­мания. Поддерживая руку и сохраняя ее в безопасном положении, я могу передвигать тело к точке противодействия, которое к то­му моменту уже проходит. Сопротивления как не бывало. Затем я шевелю другой сто­роной сустава, который к тому времени еще не разобрался, оказывать ему сопротивление или нет. Таким образом, за несколько се­кунд я добиваюсь полноценного движения руки, причем люди, десятки раз наблюдаю­щие за этим, ничего не замечают.

А вот другая ситуация. Эта женщина не может самостоятельно пошевелить головой, потому что перенесла операцию на грудной клетке. Я хочу заставить ее понять, что про­сто есть некая мышца, которой она не может пользоваться. Поддерживая плечо, я сни­маю необходимость в этой мышце, прини­мая ее работу на себя. Грудной мышце боль­ше не нужно ничего делать, и поэтому, если мозг этой женщины находится в нормаль­ном состоянии, ей понадобится всего не­сколько секунд, чтобы осознать, что поддер­живать мышцу уже не требуется. Таким об­разом, она перестраивает свои действия. И где же была точка сопротивления? Я не спраши­ваю, я знаю где. Посмотрите вперед, в сто­рону и назад — вот это место. Стало быть, если я сделал это один раз, значит, могу про­должать и дальше, так как мозг достаточно умен, чтобы уже с первым опытом осознать, что это возможно. Что касается господина, которому необходима опора для тазобедрен­ного сустава, то я заставлю его сустав стать таким же подвижным и пластичным, как у всех самых молодых или самых благополуч­ных из присутствующих, если, конечно, сус­тав еще не разрушен настолько, что не под­лежит восстановлению. Но даже в этом слу­чае движению можно вернуть прежние свойства. Позже это может быть болезнен­ным. Но я считаю, что он выглядит доста­точно здоровым и его выздоровлению пре­пятствует отсутствие обыкновенной способ­ности мыслить. Он знает, что ему 74 года, а раз ему 74, значит, он должен работать бед­рами так, как и все в его возрасте. Поэтому, если он в своем уме, то не должен слишком высоко поднимать свой сустав. Так же, как и для девяностолетней женщины считается ненормальным заниматься любовью, — не­прилично, правда? А одна занималась.

[Мойше отвечает на вопрос, поступив­ший от женщины из группы.]

Человек может забыть, но интенцио-нальная зона коры головного мозга может либо впервые, либо уже повторно испробо­вать любую возможность. Я могу дожить до 90 лет, но в двигательной зоне коры должен сохраняться образ моего плеча, потому что в противном случае я не смогу пошевельнуть им, выполняя даже те движения, которым я научился. Но мы можем создать новую мо­дель мобилизации. Клетки могут быть затор­моженными с момента рождения до 90 лет. Клетка может быть как женщина, прожив­шая до 90 лет и никогда не имевшая ребен­ка. И эта же клетка будет готова использо­вать свой потенциал, поскольку клетки моз­га не восстанавливаются. Они либо живут, либо умирают. А раз так, то даже если чело­век за свои 90 лет не познал движения, вы все еще можете попробовать создать паттерн, который задействует неиспользованные клетки. Тогда они по своей схеме будут ин­тегрированы в клеточное сообщество и запу­щены в процесс.

Теперь давайте продолжим урок. Пожа­луйста, сядьте и заведите правую ногу назад, а левую вперед, чтобы левая стопа находи­лась рядом с правым коленом. Обопритесь на левую руку. Фактически вы наклоняетесь всем телом влево. Поднимите правую руку перед собой, не прилагая к этому никаких усилий. Расслабьте запястье и расположите руку так, чтобы хорошо ее видеть. Теперь как можно незаметнее повернитесь налево, где, как и в начале движения, вы не чувст­вуете никаких изменений напряжения. И так несколько раз. Совершайте только то движе­ние, которое вы можете делать свободно. Я вижу, что в конце некоторые задерживают дыхание. Значит, это не самое легкое для вас движение.

Оставайтесь обращенными налево, по­смотрите на свою руку и затем направьте взгляд на нос. Смотрите на линию своего носа, на ее удлинение. Представьте, что у вас еврейский нос, настолько длинный, что может поместиться поперек этой комнаты, и что вы можете видеть, куда он упрется. Сно­ва поднимите руку, повернитесь налево — туда, где вы не чувствуете напряжения, за­кройте глаза и переведите взгляд от руки к правому уху. Пока вы это делаете, представь­те, что по горизонтали перемещаете глаза вправо. Возвращайтесь обратно и снова впе­ред. Удостоверьтесь в том, что вы видите ухо |и при этом не теряете из виду линии гори­зонта. Глаза должны двигаться очень-очень 1едленно. Когда вы хотите сконцентриро­вать взгляд, они совершают около 200 мель­чайших движений в секунду. Продолжайте очень плавно водить глазами по горизонтали к правому уху и обратно, снова переведите взгляд на руку и сделайте еще одно подобное этому движение, но уже своим способом и в своем темпе. [Обращается к членам группы.] Нет, вы поворачиваете голову, а вам нужно двигать глазами, к тому же вы смотрите вниз, а не горизонтально. Как я об этом узнал, когда у вас закрыты глаза? Чудеса. Снова за­кройте глаза. Теперь опять откройте, посмотрите на руку и стремительно перемести­те взгляд по горизонтали как можно дальше вправо и обратно. Теперь опустите руку и за­кройте глаза, направив их перед собой. По­старайтесь подумать о том, с какой легкос­тью вы выполнили первую часть движения, когда хотели увидеть свой нос. Это было просто. Представьте себе еще более легкое движение, подобное плаванию по воздуху.

Оставайтесь с закрытыми глазами и под­нимите перед ними руку. Не забывайте о воздушности движения и поворачивайтесь налево без изменения напряжения. Продол­жайте так двигаться до тех пор, пока вы мо­жете это делать с закрытыми глазами и пока у вас не возникнет необходимости перестро­иться для дальнейшего продвижения. Те­перь откройте глаза и посмотрите, отошел ли нос от той точки, до которой вы доходили раньше? Где она была сначала? Видите, не­которые продвигаются очень медленно, а некоторые аж на 20, 30 градусов и даже больше. Почему это происходит? Мы пере­двигали глаза в обратном направлении, и это дало нам возможность еще больше повер­нуться влево. Теперь лягте на спину и убеди­тесь в том, что даже эти несколько движений привели к появлению различий между пра­вым боком и левым, начиная с головы, лица и глаз и до самых стоп.

Снова сядьте в позу, в которой сидели раньше, поднимите, насколько можете, пе­ред глазами правую руку, без усилий повер­нитесь налево и останьтесь в таком положе­нии. Глядя на руку, поверните голову напра­во и верните назад.

Теперь подумайте о том, что мешает го­лове продвинуться еще больше вправо.

Продолжайте движение. Кое-кто в груп­пе жульничает — выполняет движение, ко­торое мы еще не делали. Но он не улучшит свое состояние, если будет работать той час­тью тела, говорить о которой я не хочу, что­бы не сорвать урок. Поэтому вы должны по­нять, что если вы сразу выполнили действие правильно, значит, вы сделали упражнение. Это не научение. Важно уметь делать разли­чие между упражнением и научением, по­скольку, выполняя упражнение, вы совер­шаете уже известные вам действия, которые становятся более привычными и правиль­ными. Но это только то, что вы уже знаете. У вас нет ни выбора, ни альтернативы, ни развития. Что нам нужно, так это испытать нечто такое, из-за чего мы бы воскликнули: «Эврика!» А для этого вы должны посвятить свои упражнения самонаблюдению. Теперь закройте глаза, переведите их в центр и за­тем снова перед глазами поднимите правую руку. Вновь подумайте о воздушности дви­жения и выполните его чуть быстрее. Когда легкость, с которой вы выполняете движение, начнет уходить, остановитесь. [Мойше разговаривает с женщиной из группы.] Нет, вы закрываете глаза, следовательно, вас не должна заботить мысль о том, насколько да­леко вы продвинулись. Если вы станете дви­гаться дальше, то будете перемещать только руку. Итак, вам нужно полностью повер­нуться налево, но с закрытыми глазами. Вы все еще не двигаетесь. Такое ощущение, что вы — это одна-единственная рука. Повора­чивайтесь и грудью тоже. У вас бы не воз­никло таких проблем с грудной клеткой, если бы вы с ней не враждовали. Грудь — это вы, а не что-то, что у вас есть. Хорошо, про­должайте в том же духе, вы — уже более со­вершенная грудная клетка.

Остановитесь, откройте глаза и посмот­рите, увеличился ли угол поворота, который вы с такой легкостью выполняете. Обратите внимание, что мы опять делали упражнение в направлении, обратном движению. Мы дви­гали глазами и головой относительно плеч. Отдохните и минутку полежите на спине. Теперь перекатитесь на бок, встаньте и сно­ва сядьте в той же позе. (Смех.) Что смешно­го? [Вопрос из группы: «Это переменка?»] Да, она самая. Если вы мне не верите, то по­пробуйте сделать такую же, когда писаете, тогда поймете, переменка это или нет. Пере­рыв — это всего лишь прекращение действия, но мозгу он приносит невероятное облегче­ние.

Итак, примите уже знакомое положение: поднимите руку перед глазами, поворачи­вайтесь налево, до того момента, пока чувст­вуете себя комфортно, откройте глаза и ос­тавайтесь в такой позе. На этот раз смотри­те. Если вы хотите вернуться в исходное положение, обратите внимание на то, что вы должны задействовать правый тазобедрен­ный сустав. Вам следует знать, что, когда вы поворачиваетесь налево, ваша правая ягоди­ца отрывается от пола, а когда вы возвраща­етесь назад, она снова прислоняется к нему. Также обратите внимание на то, что делает ваша другая нога, и почувствуйте изменение давления на левое бедро и колено. Снова за­держитесь, повернувшись налево, а голову и глаза поверните направо. Если вы действуе­те очень аккуратно, то обнаружите, что, когда вы отводите глаза и голову, то это же движение вы совершаете и правым тазобед­ренным суставом. Теперь прервитесь. Рас­положите голову и глаза так, словно они при­мерзли к плечам. При этом правый тазобед­ренный сустав должен пошевелиться. Каким образом? Попробуйте еще раз. Вы начинаете движение с живота или со спины? Кто из них отвечает за подъем правого тазобедрен­ного сустава? И обратите внимание, что, когда вы его поднимаете, возрастает давление на левый. Это значит, что вы совершаете действие бессознательно, так как увеличи­вать давление на левый сустав вы не собира­лись. Теперь, пока вы разбираетесь в том, что делаете, без усилия посмотрите налево и остановитесь. На этот раз увеличьте и затем уменьшите давление на левый тазобедрен­ный сустав. Как вы это делаете? С моего места я на милю вижу, кто выполняет дейст­вия и не обдумывает их. Если вы снимите напряжение с левого сустава, то обнаружи­те, что левое колено отрывается от пола. Если оно не двигается вовсе, то, как говорят евреи, yes a goy in klaister. He знаете, что это означает?

Известно, что все религии сердечно лю­бят друг друга, потому что все они верят в Бога. Но поскольку они любят и себя тоже, то, по всей вероятности, иудеи смеются над тем, как молятся христиане, а христиане по­тешаются над тем, как в платках молятся иудеи: «уауауауауа», — просто безумие. Мы же находим безумием то, что делают хрис­тиане в церкви, — играют органную музыку и стоят на коленях. Иудейская религия счи­тает это ритуалом, а ритуал — анафема. Если вы не молитесь своему Богу, то никто за вас этого не сделает. А в католицизме, напри­мер, достаточно исповедаться священнику, чтобы получить отпущение своих грехов. Священник — представитель Бога. Если вы помните, то в Средневековье Ватикан даже продавал индульгенции за деньги. А сейчас набожные евреи говорят, что если кто-то не находился в раздумьях и не пребывал в пря­мой связи с Богом, а просто выполнял риту­ал, то этот кто-то думал о том, о чем думает гой в церкви в понедельник. (Смех.) Вот и вы тоже не думаете.

Теперь, пожалуйста, снова сядьте и про­должайте выполнять те же движения, что и раньше. Попеременно напрягайте правое и левое бедро, и вы обнаружите, что теперь вы можете сказать, как это у вас получается. Что же приводит в движение ваше правое бедро? Мышцы живота или спины? Вопрос дурацкий, потому что, чтобы поднять бедро, мышцы живота и спины должны работать синергетически. Теперь закройте глаза и не­много посидите в центральном положении, опираясь на левую руку. Еще раз воскресите в памяти ощущение своей легкости, пред­ставьте оба бедра и то, какие происходят в них изменения, когда вы поворачиваетесь. Передвиньтесь как можно дальше влево, со­вершая лишь едва уловимое движение и одновременно помня о том, как вес перено­сится с правого бедра на левое.

Теперь сделайте одно поворотное движе­ние влево до предела его легкости. Оставай­тесь в этом положении, откройте глаза и по­смотрите, увеличили ли вы свой поворот еще на 10, 15 или 20 градусов. Затем поло­жите правую руку на макушку, и вы сможете убедиться в том, что существует связь между источником энергии и вашей головой и гла­зами. Если это взаимоотношение искажено, то передача информации от головы к тазу не будет до конца точной. К тому же переноси­мая от таза к голове энергия по пути растеря­ется и будет использована лишь малая ее часть. Оставайтесь развернутыми влево, по­ложите правую руку на голову и пригните ею голову так, чтобы правое ухо коснулось пра­вого плеча. Затем выпрямитесь и нагнитесь так, чтобы левое ухо прижалось к левому плечу. Продолжайте наклонять голову из стороны в сторону и в то же время следите за тем, участвует ли в ваших действиях правое бедро и каким образом. Обратите внимание на то, что происходит с центральной частью позвоночника, когда вы прижимаете левое ухо к левому плечу. Она перемещается впра­во или влево?

[Мойше останавливает группу, а двух ее членов просит продолжить.] Посмотрите, чем отличаются их движения от движений других? Почему у нее не работает бедро? Она что, глупее меня или вас?

[Мойше показывает.] Сядьте, поверни­тесь налево. Положите правую руку на голо­ву и прижимайте правое ухо к правому пле­чу, а левое к левому, как большинство из вас делали минуту назад. Эти двое людей, на ко­торых я обратил ваше внимание, делали нечто иное. Они помещали локоть на лоб. Попробуйте так сделать и посмотрите, что происходит в этот момент. В позвоночнике совершается уже другое действие. Если вы хотите выяснить, почему этот человек вы­полняет движение именно так, то придайте локтю такое же положение и наклоняйте го­лову направо и налево, но не сильнее, чем это делает он. Почему вы двигаетесь с тру­дом, а ему эта поза удобна? В какой момент у вас возникают трудности — когда голова склонена налево или направо?

Мы постараемся это узнать. Вернитесь в прежнее положение. Вы чувствуете разницу между этими двумя способами выполнения движения? Большинству из вас действия, которые они делали раньше, кажутся смеш­ными и неуместными. Теперь мы уже не мо­жем узнать, почему они выполняли движе­ния именно так, но можем выяснить, как они их делали. Обратите внимание, что, при­нимая их позу, при которой локоть распола­гается на лбу, поворот головы в одну сторо­ну совершается едва заметным движением, а в другую сторону поворачивается все тело. Если вы снова попробуете выполнить эти действия, то по движению позвоночника смо­жете определить, какие именно позвонки у этих двух людей не выполняют свои обычные функции. Как будто вы просвечиваете их рентгеновским лучом. Можно определить сторону, конкретный позвонок и структуру межреберного и межпозвоночного простран­ства.

Немного отдохните, медленно перекати­тесь на бок и примите сидячее положение. Снова обопритесь на левую руку и повора­чивайтесь налево до тех пор, пока движение вам дается легко. Работайте бедрами и не за­бывайте о том, что у вас еще есть плечи, гла­за и голова. Положите руку на макушку и поочередно наклоните голову сначала к пра­вому, а потом к левому плечу. Смотрите, ког­да вы склоняете голову влево, правая сторо­на тела удлиняется, грудь расправляется, ребра раскрываются подобно вееру и проис­ходит еще кое-что любопытное — правый тазобедренный сустав отходит от подмыш­ки. По сути, правое бедро возвращается на пол в сидячее положение. Некоторые все еще не решаются выполнить это движение — они не могут наклониться и дотронуться левым ухом до левого плеча. Попробуйте сами и увидите, что если вы не будете работать пра­вым тазобедренным суставом, то не сможете согнуть шею. Это не является задачей уп­ражнения. Вы можете тренироваться всю свою жизнь и наклонять голову, не шевеля бедром. В действительности так все люди и поступают. Именно поэтому они и утрачивают подвижность. Можете ли вы предста­вить себе какое-нибудь животное, которое становится таким же ригидным, какими к старости становятся люди? Как бы такое жи­вотное охотилось на газелей? Тогда ни о каком продолжении рода не могло бы быть и речи. Животные стареют, но не теряют сво­ей гибкости. Как им это удается? Люди отка­зываются принять то, что они тоже являются животными. Мы заявляем, что наши челове­ческие качества превосходят все остальные, но почему? А потому, что так мы их класси­фицировали.

Однако голубь, благополучно возвраща­ющийся в исходную среду обитания, имеет перед человеком гораздо большее превос­ходство. Даже перед Эйнштейном. Если за­сунуть Эйнштейна в мешок, оставить его в каком-нибудь месте (смех) и сказать: «Иди домой», он будет так же беспомощен, как если бы в этом мешке сидел я. Когда же из мешка выпускают голубя, тот безошибочно находит свой дом. Поэтому если бы голуби создали классификацию подобно нашей, то они бы сказали: «Смотрите, каков старый дурак — профессор, лауреат Нобелевской премии и не может найти дорогу домой! Как вам нравится этот простофиля?» Итак, сно­ва пригните голову сначала к левому плечу, а потом к правому, и в зависимости от того, движется бедро к полу или от него, правая сторона тела соответственно удлиняется или укорачивается. Остановитесь. Вернитесь в центральное положение. Закройте глаза и положите перед собой правую руку. Снова развернитесь налево. Откройте глаза, и вы обнаружите, что ваш нос повернулся еще на 20 градусов левее. Это произошло потому, что теперь вы думаете о том, что правая сто­рона должна стать длиннее. Мы зовем это осознанием через движение. Однако это не только осознание. У вас также появляется возможность без предварительных упражне­ний делать то, что вам хочется. Что и как вы будете развивать, если сами не знаете, чего хотите. Вы можете работать только с тем, что вам уже знакомо.

Теперь положите, пожалуйста, руку на плечо и повернитесь налево, туда, где вы не чувствуете напряжения. Снова положите руку на голову. Вы уже работали с правой половиной тела, и теперь наклоните голову к левому плечу и обратите внимание уже на левый бок. С этой стороны все ребра пере­двигаются вместе, и давление на левое бедро ослаблено. Отметьте для себя, что, когда вы наклоняете голову вправо, правый бок сжи­мается и правое бедро направляется в сторону подмышки. Ребра с этой стороны перемеща­ются одновременно, левый бок удлиняется, и вес переносится на левый тазобедренный сустав. Продолжайте движение и увидите, как поворачивается ваш таз, а пупок переме­щается вправо и влево. То же происходит и с половыми органами, так как пупок не может отодвинуться от них. Видите, какие грязные у меня мысли. Я постоянно думаю о поло­вой близости.

Теперь вернитесь в центральное положе­ние, поместите руку перед собой и просто вспомните то, чему вы научились и что вы чувствовали. Закройте глаза, примите для себя решение повернуться налево еще более неуловимым движением и остановитесь, как только в нем появится малейшее изменение. Представьте себе свой пупок и наклонитесь в левую сторону. Какой бок становится длин­нее, а какой короче? Ваш вес поочередно пере­носится то на левый тазобедренный сустав, то на правый. Вернитесь в вертикальное по­ложение и снова наклонитесь влево. От­кройте глаза. Удалось ли вам завоевать еще десять или двадцать градусов? Помните, ка­кое мы дали определение знанию в первый вечер занятий? Мы сказали, что знание — это выполнение того же самого действия, но по-другому. Отличается ли ваш теперешний поворот влево от вашего обычного движе­ния? Есть ли теперь у вас в запасе еще один способ поворота налево?

Как насчет продвижения еще на двад-цать-тридцать градусов? Поставьте, пожа­луйста, ноги в прежнее положение. [Мойше обращается к мужчине с больным бедром, которому в сидячем положении была нужна опора.] Следите за своим правым тазобед­ренным суставом, чуть переместите его вле­во и вернитесь в исходное положение. Види­те, вам не нужен искусственный сустав, пре­красно работает и этот. (Диалог.) Но мы еще не закончили. К концу занятия у вас будет такое же полноценное бедро, как и у меня. (Диалог.) Говорю вам, не заботьтесь о време­ни, пока делаете упражнение, не следите за ним.

Еще одно негативное свойство упражне­ния — это ошибочное мнение о важности симметрии. Для некоторых людей стремле­ние сделать движение в правую сторону точ­но таким же, как и в левую, носит почти ма­ниакальный характер. Одна из участниц группы проделывает это с каждым своим действием. И этим она только создает себе трудности в выполнении того количества движений, которое она действительно мо­жет сделать. Кроме того, она находится в позе, в которой не может работать над усо­вершенствованием своих действий, и все эти проблемы возникают из-за того, что она принуждает себя к выполнению симметрич­ного движения. На самом деле симметрия мнима и в человеческом организме ее не су­ществует. Фактически правое и левое полу­шария головного мозга не аналогичны друг другу и не симметричны по своей структуре и функциям. Левое полушарие содержит в себе все то, чему мы научились, — то, что является характерным для человека. У боль­шинства людей, за исключением некоторых левшей, мозг устроен именно так. Поле Брока 673, которое находится с левой сторо­ны, отвечает за речь. У правшей левое полу­шарие также отвечает за письмо, чтение, слух и музыкальность. От рождения этих функций не существует, поэтому все, что вы учитесь делать правой рукой, формируется в левом полушарии.

В Италии жил некий граф Сиенский, ко­торый однажды созвал народ и поставил перед ним задачу, чтобы кто-нибудь с завя­занными глазами прошел три сотни ярдов через широкую городскую площадь, вымо­щенную камнями в старом римском стиле, не отклоняясь ни в одну, ни в другую сторо­ну. Всякий, кто сумел бы пройти по прямой линии таким способом, получил бы полови­ну графского состояния. Однако никому не удалось этого сделать. Так к какой же сторо­не прибивались люди? К левой или к пра­вой? (Ответ ) Правильно, к правой. И точ­но так же, если вы в каких-нибудь джунглях или в лесу собьетесь с пути и бесцельно, не зная дороги, побредете куда-нибудь, то че­рез два часа окажетесь на том же месте, от­куда начали. Вы будете все время поворачиваться направо, пока не сделаете круг. Поче­му так происходит? Если вы возьмете два стальных шарика, один тяжелый, а другой легкий, и поместите между ними стальной стержень, то, когда вы приведете в движение это приспособление, тяжелый шарик сдела­ет очень маленький оборот, а шар, что по­легче, опишет большую окружность. Это оз­начает, что тяжелая сторона — это та сторо­на, вокруг которой мы поворачиваемся.

Почему правая сторона тяжелее? Пото­му, что сердце лишь немного смещено влево, а печень, самая большая в организме железа, расположена четко справа. Это еще раз го­ворит о том, что мы несимметричны.

Итак, что же делать с этой вашей сим­метрией? Видите ли, если вы учитесь выпол­нять симметричные действия, то на самом деле только мешаете доминирующему полу­шарию наилучшим образом осуществлять свои функции. Потому, что чуть только ос­новное полушарие включается в работу, как вы уже переносите свои действия на правое, недоминирующее полушарие. В свою оче­редь, это подразумевает, что правая сторона завершила свой гештальт и от вашего вни­мания ускользают детали. Пытаясь все де­лать симметрично, мы становимся пропор­циональными идиотами. У животных, чье обучение лишь отдаленно можно сравнить с человеческим, мозг работает более симметрично, чем у нас. В асимметрии заложена суть превосходства человека. Некоторые ученые выдвинули предположение о том, что именно асимметрия дает нам преимуще­ство в решении проблем и возможность про­гнозировать будущие ситуации. И если вы откажетесь от желания обрести симметрию и оставите в покое эту сторону своего тела, то почувствуете в ней перемены, когда буде­те ходить, есть и просто ничего не делать. Итак, вы спрашиваете, почему эта половина тела у вас такая неуклюжая? Уже через час ваши знания будут перенесены и на эту сто­рону, знания, которые уже нельзя будет ут­ратить. Это не школьное обучение, и экза­мен вам сдавать не нужно. Однако теперь это знание заложено в ваши функции, как и способность дышать.

Положите, пожалуйста, обе руки на ле­вое бедро и распределите на них свой вес так, чтобы давление было более или менее одинаковым. Проследите за тем, какие дви­жения могут совершать ваши бедра, и, пере­мещая все свое тело, включая плечи, голову и глаза, посмотрите налево. Снова вернитесь вправо и отметьте для себя, что таз повора­чивается таким образом, что правая ягодица переходит в сидячее положение на полу. Живот, как и таз, теперь совершает большее движение, чем раньше. Поворачиваясь на­право и налево, посмотрите на свои плечи.

Когда вы смотрите в левую сторону, правое плечо выдвигается вперед, а левое уходит назад. Когда же вы поворачиваетесь в пра­вую сторону, вперед выдвигается левое пле­чо, а правое в это время уходит направо и вниз, и вы, в сущности, округляете спину, как если бы вы совершали вращательное движение животом. При повороте налево вы становитесь длиннее и голова отходит от таза. Вот теперь перед нами встает действи­тельно сложная задача. Кое-чем мы пользу­емся всю свою жизнь и не знаем, что это. У нас есть таз, плечи, глаза и голова, кото­рыми мы можем двигать. Но посмотрите, в этом движении все части тела не дифферен­цированы и перемещаются в одном направ­лении.

Итак, комбинацией возможных движе­ний являются 4, умноженные на 3 и умно­женные на 2, то есть 24 вариации. Из этих 24 человек, сам того не зная, выбирает и изучает те, что полегче, и всю жизнь игнори­рует все остальные движения. И еще люди считают, что относятся к себе гуманно. А я скажу, что они используют */24 своих воз­можностей, что составляет где-то около 5%. Исследуйте множество комбинаций движе­ний, которые вы можете сделать пальцами рук. Движения, выполняемые всеми пальца­ми вместе, менее дифференцированы, чем те, в которых вы три пальца располагаете одним способом и два — другим.

У людей, играющих на музыкальных ин­струментах, таких как фортепиано или скрип­ка, дифференциация должна быть огромной. Чтобы сыграть серию быстрых звуков, тре­буется такая дифференциация, которая представляет собой квинтэссенцию воисти­ну превосходящего все искусства обучаться. (Смех.)

Теперь посмотрите на свое тело: таз, плечи, глаза и шея всегда двигаются в одном и том же направлении, одним из 24-х воз­можных способов. Позже мы поработаем над этим, а теперь положите правую руку перед собой, закройте глаза и поворачивай­тесь налево, пока это не представляет для вас трудности. Теперь откройте глаза и по­вернитесь в ту сторону, в какую поворачива­лись в начале занятия. Посмотрите, на сколь­ко градусов увеличился ваш поворот, а при­лагаете вы к этому уже меньшие усилия.

Очевидно, что улучшения вы достигли не через упражнение, а через разделение функ­ций, которые у вас со зрелого возраста, а у многих и с момента полового созревания, были недифференцированны. Если бы вы в течение двух часов упражнялись в отработке движения, то всю неделю страдали бы от боли. А теперь, несмотря на усталость и на два с половиной часа, которые вы просидели в этой дурацкой позе, когда вы встанете, вы будете чувствовать себя легче и лучше, чем прежде. Мы внесли изменения в организа­цию, что противоречит обычному общече­ловеческому опыту, и произошло это благо­даря функциональной интеграции, которая работает, по сути, так же, как разум, но ви­дит вещи в другом свете. По сравнению с ней упражнение — это глупая привычка, ко­торая была нам привита воззрениями иудей­ской и христианской религий.

Как такое случилось? Эти религии не по­зволяют людям наслаждаться жизнью до тех пор, пока те своими страданиями не запла­тят за это сполна. Уже лишь за то, что мы нагрешили и были изгнаны из рая, у нас есть право на приоритетное существование. И все это сделал Бог, которого мы должны были любить. (Смех.) В целом представление лю­дей о Боге и истолкование яблока и рая — простая болтовня. И до тех пор, пока мы ис­пытываем необходимость в такой религии, мы будем беспомощны и не сможем рассчи­тывать на собственные силы. Нам все еще нужна религия, чтобы держаться вместе, по­скольку если мы доверимся собственным чувствам, то поубиваем друг друга еще более жестоко, чем любые другие виды.

Если вы решите перенять опыт других особей и затем постараетесь вьщумать нечто новое и принять это за истину, то с вашей стороны это будет наивно. Современные люди думают, что могут разделить любовь и секс, и, что важно, не представляют, какую проблему они себе создают. В книге под на­званием «Поколения и поведение» описана любопытная вещь. Если в одном поколении имела место какая-то мания, то следующее поколение унаследует эту особенность и разделит ее между собой, третье поколение будет жить в сомнениях, а четвертое посту­пит так же, как и первое. У нас в Израиле есть такое явление, как кибуц (сельскохозяй­ственная коммуна), где люди пытались при­менить наиболее передовые идеи и социа­листическое мышление. Инженеры, докто­ра, философы оставили все, что у них было, отправились разрабатывать почву и посвяти­ли себя процветанию. Они строили идеальное коммунистическое общество, в котором каждый человек делал ту работу, которая была ему по силам, а о его нуждах заботи­лась вся коммуна сообща. У них не было ни религии, ни бракосочетаний, детей обучали люди, которые знали, как нужно учить. Иные даже не ведали, кто был отцом ребен­ка, поскольку практиковали свободную лю­бовь. Это похоже на Калифорнию будущего, калифорнийская мечта. (Смех.)