- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Ее антропоцентрический характер



В эпоху Возрождения (приблизительно ХIV-ХVI вв) было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего, благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Джордано Бруно и др. Каковы же основные принципиальные установки философии эпохи Возрождения?

В центр мироздания был поставлен человек (антропос).

Но принципиальные схемы философских построений античности и средневековья опровергнуты не были. Философы Возрождения по-прежнему использовали неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой философии эпохи Возрождения был антропоцентрический неоплатонизм.

Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения – средневековья объединил Фома Аквинский. Философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности.

Итак, основной принцип возрожденческой философии это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.

Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности

Антропоцентризм не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шелпринципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека.

Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии, в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы. Дело лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

Гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государст-венной жизни.

Философия Н. Кузанского

Николай Кузанский стоял у истоков философии Возрождения. Для Кузанского Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность становления. Он есть абсолютный интеграл. Понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, «о его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел. Философия Николая Кузанского максимально наглядно демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям: Бог как возможность становления – его становление в человеке – всякое становление как предельный переход, наглядно представленный в геометрических построениях,– сам Бог как предел (круг замкнулся!).

В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

Философия Д. Бруно

 

Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством – Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога, как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан" (греч. – все) и корневого греческого слова – "теос" (Бог).

Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Основные идеи философии Возрождения

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

2. Гуманизм: признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.

3. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я. Гус, М. Лютер, Г. Мюнцер, Ж. Кальвин.

7. Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм.

Философия Нового времени

Окончательный поворот к утверждению автономии человеческого разума, к признанию его основой поведения и познавательной активности человека произошел с зарождением философии Нового времени, основоположниками которой выступили Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) и Рэне Декарт (1596-1650 гг.). Бэкон провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод – получение общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразных индивидуальных вещей. Получает новый поворот и представление о целях и назначении познания. Знаменитый афоризм Бэкона "знание – сила" выразил идею экспериментальной науки, приносящей человеку практическую пользу. Получение знания ориентировано на его практическое применение. В этом ярко выразился дух зарождающихся новых экономических отношений в канун буржуазных революций.

Вопрос о том, каким образом человек постигает истины, получает достоверные знания о мире, решает основоположник рационализма Нового времени – Р. Декарт. Исходная идея Декартовой философии – принцип сомнения, который одной своей стороной направлен против схоластического знания, слепой веры, другой – на отыскание наиболее очевидного, непосредственно достоверного исходного положения, которое может взять за основу системы знания о мире и человеке. И если Бэкон ориентирует познание на опытное исследование индивидуальных вещей, то Декарт исходным пунктом познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. Поэтому абсолютно несомненным есть суждение "Мыслю, следовательно, существую". Истинность этого субъективного принципа гарантирована богом, вложившим в человека естественный свет разума.

Истина выступает у Декарта как модель для создания соответствующего этой истине бытия. Тем самым Декарт открывает для познания возможность экспериментального создания такого бытия, которое не существует в видимом человеком природном мире.

Философия Декарта выступила методологическим основанием математического естествознания, стала предвестником механического мировоззрения. В ней выделяются две самостоятельные субстанции мира – материальная, отличительной характеристикой которой является протяженность, и мыслящая, для которой характерны не протяженность и неделимость. Человек уДекарта оказался дуалистически расколотым на телесное, материальное и духовное мыслящее начало. Все живые организмы Декарт рассматривал в качестве машин, механически действующих существ. Таково и человеческое тело, но оно представляет собой такую машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения есть существенная особенность человека, его исключительное качество. Причем разум – основа не только познания, но и добродетельного поведения. Рационализм Декарта утверждает разумность человека в качестве единой основы его познавательной активности, социального поведения и конструирования бытия в соответствии со знанием.

И. Ньютон (1643-1727 гг.) создал механическую картину мира, где материя понималась как инертная субстанция, не связанная в своем существовании с пространством и временем, но в ней не нашлось места человеку как субъекту познания вечных, универсальных законов бытия.

Еще одним ярким основоположником философии Нового времени был Ж.-Ж. Руссо. Он считает человеческую природу изначально доброй, зло – порождением извращенных общественных установлений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, природа человека представляет собой некую специфическую его особенность, отличную от остального мира, но обусловленную естественным образом. Как естественная данность, она столь же неизменна и вечна, как природа вообще. Эта природная особенность человека заключена в его индивидуальности. Общественная жизнь состоит во взаимодействии независимых и автономных индивидуальностей, каждая из которых преследует собственный интерес.

Таким образом, на понятии "природа человека" строились концепции естественной морали, естественного права.

Характерные особенности учений о человеке и обществе в период Нового времени сводятся к следующим моментам:

1. Индивидуалистическое воззрение на сущность человека и натурализм в истолковании общества. В рамках этого воззрения вырабатывалась буржуазная идея демократии, т.е. полного равенства всех людей в качестве граждан, несмотря на индивидуальные и социальные различия между ними, поведения.

2. Важнейшим свойством человеческой природы постулируются разумность, сознание. Разумность выступает и критерием оценки существующих общественных институтов и учреждений.

Индивидуалистические и натуралистические теории общественной мысли Нового времени имели социальную основу. Представления об обособленности индивида были абстрагированы от социальной действительности формирующегося буржуазного общества. Вместе с тем в учениях социальных философов Нового времени обособленный индивид представляется идеалом, существование которого относится к прошлому. Он представляется им не результатом истории, а ее исходным пунктом, ибо именно он признается у них индивидом, соответствующим природе, согласно их представлению о человеческой природе, признается не чем-то возникающим в ходе истории, а чем-то данным самой природой.