- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Если возможна русская философия, то только как философия веры (Павел Флоренский)



Вслед за В.Соловьевым во второй половине ХIХ века появляется целая плеяда религиозных философов: С. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, С. Франк и др.

Семен Франк.Человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет познания. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину.

Федор Достоевский.Его религиозная этика основывалась на признании человека духовно свободным существом. Абсолютная свобода обрекает человека на необходимость постоянного выбора между добром и злом. Ф. Достоевский считал ложным учение утилитаризма, где человек рассматривается существом рассудочным и благоразумным, действующим во имя собственной пользы.

Философские идеи.Поведение человека должно основываться на ощущении Бога, полагая тем самым мистический характер этического в человеке. Этическое, как и эстетическое, понимается Достоевским как ощущение и искание Бога, но между добром и красотой не обнаруживается внутренняя связь, поэтому «не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать» («христову красоту»).Каждый народ движется силой этического и эстетического, занят «исканием Бога». История должна быть свободным движением народов к «оцерковлению», духовному объединению всего человечества на основе христианских ценностей.

Лев Толстой.Целью его философствования было обнаружение того, что является абсолютным добром. Жизнь вне абсолютного измерения не имеет смысла: таково мировоззренческое кредо мыслителя. Большое влияние на него оказали философские взгляды И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, а также многие идеи христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.

Принцип «непротивления злу насилием». Он диктуется человеку его «высшей разумностью» и требует отречения от мира.

Принцип имперсонализма, то есть принцип отрицания значимости индивидуального существования человека.

Л.Толстой развивает эти принципы в учении об опрощении человека. Следуя Ж-Ж.Руссо, он критикует культуру общества как ненужное и искусственное создание человека, а науку как ложное знание, не открывающее смысл жизни. Поэтому идеальное общественное устройство - крестьянский патриархальный быт.

Николай Бердяев.Абсолютная свобода есть предельная и основная характеристика человека, она не находится даже в подчинении у Бога. Свобода не связана ни с бытием, ни с необходимостью, свобода не связана ни с добром, ни со злом, она есть некоторое потенциальное первоначало, из которого разворачивается Бог, мир и человек.Познание человека и его свободы. Дух человека не есть бытие: он – свобода и творческий акт.Н.Бердяев отделяет человека от Бога и уравнивает их в происхождении, тем самым оправдывая его существование. На философском языке это называется антроподицеей, т.е. человек призван к соучастию в божественном творчестве. Человеческая история понимается как продолжение миротворения: Бог и человек вместе преодолевают «иррациональную тьму свободы».

Экзистенциализм Н.Бердяева. Не существует предустановленной гармонии бытия, единства целого как истины, добра, справедливости, Бытие универсально-общего есть конструкция субъекта. Бытие есть лишь внутренняя составная часть единичного. Истина есть конкретная личность, ее путь и жизнь.

Иван Ильин.Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски. Основной характерной особенностью исторического развития России он считает трагизм ее истории. Всякий, изучающий историю России, видит картину предельного драматического напряжения, как внешнеполитического, так и внутреннего - социального, духовно-нравственного и религиозного. Образ "осажденной крепости" наиболее соответствует историческому бытию России.

Культурные архетипы. Если национальный духовный акт, которым народ творит свою культуру, и свойства национального характера со временем обретают качество архетипов, то они, наряду с бессознательными, эмоциональными процессами, могут быть и социально воспитуемы, целенаправленно формируемы. Воспитание детей - это "пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту".

Русский космизм. Крупнейшими представителями философии космизма были К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Федоров и др.

Космисты противопоставили принципу антропогеоцентризма принцип антропокосмизма. Человека является не только следствием земных условий и причин, но и результатом динамики и структуры Вселенной. Предназначение человека – освоение внутреннего и внешнего космоса, поскольку и «душа» - космическое явление.

Важнейшие принципы русского космизма:

· Признание существования множественности разумных миров

· Признание существования «разума космоса», который превосходит в своей деятельности тот мир, который определяется человеческим познанием как мир причин и следствий в их бесконечной последовательности.

· Научное мировоззрение не дает картины мира в ее действительном состоянии, потому что ученый противопоставляет себя миру, но существует только одна природа – благодаря чему человек и может познавать.

· Проявление этой природы в человеке определяется в космизме как «естественный свет разума». Утрата этого «света» и привела человека к риску экологических катастроф. Чтобы избежать их, человек должен вновь ощутить себя и стать космическим существом, то есть стать духовным существом с ясным восприятием мира.

Николай Федоров.Исходный принцип– утверждение единства человека и космоса. Человек может и должен организовать космос и свою жизнь в нем на основе познания и нравственного отношения ко всем явлениям реальности.Необходимость преодоления смерти. Преодоление смерти связывается с необходимостью воскрешения всех живших когда-либо людей на Земле. Это и должно стать «общим делом», в котором большое место отводилось науке, поскольку центральной задачей при этом оказывалась необходимость выявления и собирания всех атомов и молекул, входивших некогда в организмы умерших.Проблема гармонизации. Науки должны раскрыть законы сохранения и трансформации информации на атомарном и молекулярном уровне. Восстановление души или сознания философ связывал с восстановлением организма.Преодоление смерти открывает возможность освоения человеком космоса и, тем самым, решения глобальных проблем. Поэтому решение всех основных задач человечества требует познания природы и гармонизации его отношений с природой, что позволит полностью управлять природными процессами на Земле, в солнечной системе и, в перспективе, во Вселенной.

Классическое евразийство

Термин «Евразия» впервые был введен в 1883г. австрийским ученым Г. Зюззом и первоначально обозначал географическое пространство. «Евразийство» сформировалось как самостоятельное идейно-политическое и философское течение в среде русской эмиграции в 1920-1930 годах. Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского, Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского. «Исход к Востоку. Предчуствия и свершения. Утверждение евразийцев» София, 1921г.

Основные идеи: Категорически отвергая западничество и одновременно его славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою «серединную» позицию: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую культуру».

Н.С.Трубецкой – идея полицентризма.Вместо принципа градации народов и культур по степеням совершенства (европоцентризм), обосновывается новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара (полицентризм).

П.Н.Савицкий - идея месторазвития.Месторазвитие – это «широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде», т.е. непосредственная связь народа с географической средой, в которой он возник. Эта среда накладывает свой отпечаток на особенности и ход истории народа, а народ, в свою очередь, приспосабливает среду обитания под себя.

Л.Н.Гумилев.Создал теорию этногенеза и пассионарности. Евразийский суперэтнос возник на пятьсот лет позже западноевропейского. Сейчас находится в своем расцвете. Народам Евразии только еще предстоят великие дела. Никакие культурные веяния не способны оказать влияние на самобытность народа, имеющую биосферную природу. Только в результате пассионарного толчка два соседних народа могут физически слиться друг с другом и образовать новый этнос.

Заключение:

· Основные темы русской философии – судьба России и мировой цивилизации и проблема человека.

· Большой вклад русские мыслители сделали в изучение нравственного и эстетического начал человека, развили религиозную философию

· Ярким явлением мировой философии стали учения русских философов о космосе и о месте человека в нем («русский космизм»).

· Кроме понятий, сформировавшихся в западной философии, русские мыслители использовали собственные категории, такие как «всеединство», «цельное знание», «живознание», «соборность», «софиология», «синергизм», «богочеловечество», «живая этика», «метафизика сердца», «стыд», «евразийство» и др

 

Лекция 7