В XVI в. Европе (в Германии) начинается движение против
католической церкви, получившее название Реформация. Основоположник
Реформации Мартин Лютер утверждал: не должно быть посредников между
Богом и человеком, церковь не должна владеть богатством и землями.
Вслед за Лютером с проповедью создания новой церкви выступил Жан
Кальвин в Женеве. Он утверждал, что судьба человека определена
Богом, и изменить здесь ничего нельзя. Он считал, что избранником
Бога является человек удачливый, а в то время удачей считалось
возможность зарабатывать деньги. Эта позиция подходила для
представителей зарождающейся буржуазии и была поддержана ею.
Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность, призывал
к бережливости и скромности в быту.
Противников верховенства папы, стремившихся к реформе церкви, стали
называть протестантами. Скромность протестантских церквей резко
контрастировала с великолепием католических. Идеи Реформации
распространились среди населения Швейцарии, Северной Германии,
Южной Франции, Нидерландов, скандинавских стран.
Папство не могло смириться с потерей своего влияния. В Западной
Европе в XVI - XVII вв. развернулась борьба между протестантами и
католиками. В середине папа начал контрреформацию - провел реформы
внутри жизни церкви. Для борьбы с врагами папства создано в 1540г.
Общество Иисуса или орден иезуитов, основателем которого был
испанский дворянин Игнатий Лойола. Члены ордена выслеживали и
выдавали инквизиции «заблудшие массы».
В середине XVI в Германии вспыхнула война между протестантскими и
католическими князьями, закончившаяся в 1555г. Аугсбургским миром,
провозгласившим принцип «чья власть - того и вера». Во II пол. XVI
в. Европа разделилась на католические и протестантские государства.
Протестантскими были Англия, Швеция, Дания, Пруссия, Саксония и др.
Во Франции развернулась вооруженная борьба между французскими
протестантами (гугенотами) и католиками.
Почти на столетие Европа погрузилась в пучину религиозных войн.
Окончательно спор между католиками и протестантами был решен в ходе
тридцатилетний войны (1618—1648гг). Согласно заключенному по её
окончании. Вестфальскому миру протестантская церковь закрепила своё
право на сосуществование наряду с католической.
Победа протестантизма в ряде стран повлекла за собой изменения в
экономической и духовной жизни. Протестантские учения поощряли
труд, деловую активность. Протестантская этика оправдывала
полученные трудом доходы и негативно относилась к бедности и
нищете, считая их проявлением лени, праздности, отсутствие
удачи.
Новая идеология воспитывала в людях готовность к конкуренции, к
хозяйственной самостоятельности. Таким образом, утверждение
протестантской этики создало предпосылки для формирования
экономических и социально-политических основ нового буржуазного
общества.
Среди передовых стран Европы буржуазные отношения раньше
утвердились в Англии. Здесь капитализм развивался не только в
городе, но и в деревне. Именно в деревне возникла отрасль
промышленности - суконоделие. Дворяне создают овцеводческие фермы,
используют наёмный труд. К середине XVIII в. в Англии класс
крестьян, как мелких производителей, исчез («кровавые» законы
вынуждали разорившихся крестьян идти на предприятия).
В 1760г. Англия первой вступила в эпоху промышленного переворота.
В1771г. Аркайд построил I фабрику, на которой использовалась
прядильная машина. Через 150 лет было 150 фабрик. В1780с.п.ДЖ. Уатт
изобрел паровую машину. Теперь Голландия уступила место Англии. Во
Франции капитализм развивался медленнее. Причины: крестьяне не были
лишены земли окончательно; предпринимательство считалось делом
недостойным дворян.