- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Феминизм - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение



 

Возник в XVIII в. На XIX - первую половину XX в. приходится

первая волна феминизма - борьба за достижение юридического равноправия полов, с середины XX в. начинается вторая волна - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В конце 70-х гг. движение приобрело массовый характер, проявилось в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, что исследователи связывают с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересам, что сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категории и методов, связанных с ориентацией на неисторические факторы. В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (gender), "мужественность" и "женственность" - не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой "природе человека", его половым характеристикам, согласно феминизму, - значит некритически принимать ряд скрытых патриархальных посылок - определенный тип разделения труда, иерархический принцип подчинения молодых старшим, абстрактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т.д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом "объективности" воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует и интересы другой его части. это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как "Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, предписываемые обществом мужчинам и женщинам, по сути дела, различаются, при этом тип женской духовности остается в принципе невостребованным. Базисные схематизмы культуры осваиваются лишь в их маскулинистском проявлении. Поэтому цель феминизма - выведение женской духовности из "сферы молчания". Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы феминизм трактует ее предельно широко - как "общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое", в котором феминизм соединяет историко-критический анализ прав личностей с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества. Среди направлений либеральный феминизм - старейшее и наиболее популярное течение.

Основная его задача - развитие индивидуальных женских способностей и ценностей реформистским путем. Радикальный феминизм появился в конце 60-х гг. Как общественное движение, связанное с "новыми левыми", но, не найдя у них поддержки, обособился. В основе его выводов лежит тезис о том, что угнетение женщины является самой глубинной формой угнетения, присущей культуре последних тысячелетий. Феминизм, вдохновляемый социалистическими идеалами, основной целью провозглашает борьбу со всеми формами эксплуатации, в том числе с эксплуатацией женщин, понимаемой весьма широко. Пожалуй, никакое общественное явление не вносит в нашу жизнь столько ажиотажа, не вызывает столько противоречивых мнений, столько интереса, как феминизм. Эта отнюдь не новая тема пришла к нам вместе с хлынувшими в Россию потоками информации о заграничных просторах и какое-то время воспринималась нами лишь как что-то отдаленное, вроде проблем индейцев Южной Америки. Но оказалось, что всё это уже есть рядом с нами и непосредственно нас касается, и быть нейтральным уже почти невозможно. Феминизм стал страшной сказкой для сильной половины человечества.

Феминизм пугает, ярлык "феминистки" страшнее самого смертного греха. Но мнения о том, кто же из женщин может удостоиться этого звания, порой

достаточно противоречивы. Я не хочу кого-либо осуждать или поддерживать и занудствовать на тему, что же такое феминизм, и с чем его едят. Давайте лучше поразмышляем над тем, какие явления принимаются за феминизм, но им, скорей всего, не являются. А для начала не грех послушать мужчин. Какую женщину, по мнению мужчины, можно считать феминисткой?

-АГРЕССИЯ И ЕЩЕ РАЗ АГРЕССИЯ

Первое качество, называемое мужчинами как главный признак феминизма, - это агрессивность. Женщина ведет себя конфликтно и даже cклочно, доказывая свою правоту всем и повсюду. Более того, такая женщина стремится доминировать на работе и в быту, навязывает свое мнение окружающим, ведя себя подчас бестактно и бесцеремонно. Критику в свой адрес такая дама воспринимает как попытку унизить лично ее. Всяческие жизненные неудачи, вытекающие из вышесказанного, она объясняет притеснением со стороны "сильного пола".

-МУЖЧИНА В ЮБКЕ ИЛИ НЕЧТО СРЕДНЕГО РОДА

Второе качество, которое отмечают мужчины, - это "мужеподобное поведение". Женщина старается вести себя как мужчина, говорить, думать, ходить и одеваться. Сферы интересов она тоже выбирает, как правило, традиционно мужские - но не по причине выдающихся способностей, а из желания самоутвердиться. Женские же сферы интересов она демонстративно презирает, не уделяет внимание семье, если таковая вдруг имеется (бывает и такое!), холодна с детьми, родными и близкими.

-ЖИЗНЬ БЕЗ МУЖЧИН

Третье - мужененавистничество. Женщина старательно подчеркивает свою независимость и даже превосходство над мужчиной, старается побольнее "задеть" мужское самолюбие. Такая женщина может избегать личных контактов с мужчинами, долгое время оставаясь одна, не обзаводится семьей, детьми и становится типичной "старой девой".

-А КАК ЖЕ СЕКС?

И четвертое - асексуальность. Женщина либо страдает отсутствием

сексапильности вообще, не стремится хорошо выглядеть, чтобы понравиться;

либо, наоборот, привлекая внимание, ведет себя напористо даже в постели, не

давая партнеру проявить ни малейшей инициативы.

Итак, в результате вот вам набор основных качеств настоящей феминистки:

· агрессивность;

· мужеподобие;

· мужененавистничество;

· отсутствие женской привлекательности.

Причины же, по которым женщины становятся феминистками, по мнению мужчин, различны, но, в основном, к феминизму их ведет неустроенность в личной жизни, которая вызвана вышеперечисленными.

Среди прочих причин фигурируют:

а) общее падение нравственности, рост агрессивности;

б) женское образование ("женщине образование ни к чему, больше будет знать -

больше претензий");

в) общественный строй России прежних лет ("семьдесят лет уравниловки:

женщина на тракторе, женщина на заводе, женщина-инженер, руководитель,

космонавт").

Один мужчина даже описал внешность предполагаемой феминистки. Это подтянутая, небольшого роста женщина, подвижная и, конечно, не толстая.

- Почему "конечно, не толстая"? .

- Потому что наверняка занимается спортом, - последовал ответ.

- А почему маленького роста?