- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Феномен отцовства в современном обществе и понятие



Русская Христианская Гуманитарная Академия

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Феномен отцовства в современном обществе и понятие

Отцовства в христианском учении

 

Выполнил: студентка 7 группы РХГА

Фаткуллина Ирина Рахимзяновна

Кафедра: Философии, Богословия и

Религиоведения

Специальность: Религиоведение

Научный руководитель:

Доктор философских, кандидат исторических наук

Хлевов Александр Алексеевич

 

 

Санкт-Петербург 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Анализ состояния современного общества, 5

его аномия. 5

1.1 Статистика и характеристика разводов. 5

1.2 Проблема отцовства как последствие нестабильности. 7

семейной жизни. 7

Глава 2. Девиантное поведение как последствие нарушения института семьи. 9

2.1. Общая характеристика девиантного и делинквентного поведения. 10

2.2. Причины девиантного поведения. 15

2.3. Обретение духовного основания как выход из возникшей ситуации. 16

Глава 3. Результаты гендерных исследований. 18

3.1. Мужской вопрос в современных гендерных исследованиях. 18

3.2.Понятие и описание «социальной роли» человека в межличностных отношениях. 21

3.3. Мотивация, ее влияние на самосознание личности, построение «образа Я». 24

3.4. Влияние отца на ребенка в психологическом аспекте. 30

Глава 4. Христианское учение о феномене отцовства. 35

4.1.Понятие отцовства в Ветхом Завете. 36

4.1.1.Отцы по плоти. 36

4.1.2. Отцы по духу. 38

4.1.3. Отцовство Бога отцов. 40

4.2. Отцовство в Новом Завете. 42

4.2.1. Иисус являет Отца. 42

4.2.2. Отец Иисуса. 43

4.2.3. Отец христиан. 46

4.3. Земное отцовство – прообраз небесного Отцовства. 47

4.3.1. Бог Отец – идеальный образ отца. 47

4.3.2. Преимущества познания Отца. 49

4.3.3. Основные функции каждого отца. 51

Заключение. 66

Библиография. 70

 


Введение

 

Актуальность темы исследования

Все чаще мы становимся свидетелями социальных трагедий. Мы живем в достаточно жестком, я бы сказала жестоком пространстве. Это, конечно, вызвано нестабильной экономической, политической, а так же религиозной обстановкой.

С одной стороны, люди формирую социум, а с другой стороны, внешняя обстановка влияет на отдельно взятых людей. Словно замкнутый круг. СМИ, та информация, которая черпается из них, способствуют размытию ценностей, тем самым, разрушая нравственную основу. Различные социальные институты активно изыскивают пути, формы и методы для выхода из создавшегося состояния.

Меня, как автора этой работы, волнует резкое усиление таких асоциальных явлений как детская беспризорность, а как следствие – детская преступность. Стремительно растущая проблема наркомании и алкоголизма, включившая в себя огромное количество детей-подростков. Можно перечислять такие явления достаточно долго. Но все эти явления – верхушка айсберга, основная часть которого просто остается незаметной. Я имею ввиду под невидимой частью этих проблем общества, более серьезную и масштабную – стремительное падение института семьи. Семья является одним из показателей качества жизни и благополучия общества.

По статистике (мы ее рассмотрим ниже), в последнее время наблюдается сильная нестабильность создаваемых семей, огромное количество разводов. В некоторых регионах Российской Федерации разводы и создание новых семей в год почти сравнялись по количеству! Огромный рост альтернативных форм брака, таких как, гражданский, гомосексуальный. Все это создает предпосылки к девиантному поведению детей, воспитываемых в подобной ситуации, и усиление проблем социального характера.

Теме семьи и брака посвящено много литературы: и научной, и «околонаучной». Но мне хочется выделить более узкую тему, которая, как мне кажется, незаслуженно пренебрегается, то есть мало изучена и представлена в трудах как исторических, так и современных.

Это вопрос, касающийся феномена отцовства, его роли в формировании здорового общества. Я считаю, что это актуальный вопрос, изучение которого, поможет решению создавшегося социального кризиса.

Новизна этой темы в том, что я попытаюсь рассмотреть понятие «отцовство» не просто с точки зрения гендерных исследований, которые представляют маскулинность с точки зрения психо-социальных реальностей. Мне видится это понятие более глубоким. Корни феномена отцовства посажены в духовную почву, то есть идеальную. Христианское богословие, учение – вот ответ на проблемы общества, которые можно охарактеризовать как «духовная безотцовщина».

Образ Бога как Отца в христианском учении – это не просто хороший литературный прием, но это сущность понимания того, что значит быть хорошим, настоящим отцом.

Апостол Павел пишет в своем послании к Ефессянам: «для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».[1]

Таким образом. Выяснить и показать суть христианского мировоззрения на тему отцовства – задача, которая стоит перед нами сегодня. К сожалению, из-за недостаточного материала по данной теме, задача осложняется. Ведь даже тема брака в целом, является достаточно неоднозначной, иногда и спорной из-за многообразия христианских конфессий и богословских мнений.

Рассматривая современные гендерные исследования, мнения психологов и библейское учение об отцовстве, постараемся обнаружить процесс формирования этого понятия в самосознании мужчины, а также влияние отцовства на общественные институты.

Актуальность данного исследования также предполагает возможность использовать рабочий материал для преподавания в различных богословских, педагогических заведениях, а так же для дальнейшего изучения и развития темы семьи и взаимоотношений родителей и детей в христианских конфессиях.[2]

 

Предмет исследования

 

Маскулинность как вопрос в гендерных исследованиях очень популярен в последнее время. Роль мужчины в семейных взаимоотношениях, как минимум, состоит из 4-х ролей: муж, отец, сын и брат. Каждая имеет свое описание и может быть подвергнута отдельному изучению. Но мы заведомо ограничимся рассматриванием только одной социально-ролевой функции мужчины – отцовства.

Религиозный аспект очень важен в анализе данной темы. Непосредственно духовный фундамент видится мне, как автору этой работы, необходимым условием для построения здравого учения об отцовстве. Можно было бы провести сравнительный анализ основных мировых религиозных учений, таких как иудаизм, ислам. Но это заняло бы много времени. А так же это не является предметом и целью нашего исследования. Ограничимся анализом взгляда христианской мысли на мужчину в роли отца.

 

Таким образом, предметом исследования станет понятие «отцовство», его психологическое, социальное и духовное осмысление в свете христианского мировоззрения.

 

Цель и задачи

 

Целью данной работы является попытка доказать не только важность, но необходимость духовного понимания христианского учения об отцовстве как парадигму для формирования и развития здорового общества.

Наша цель предполагает постановку следующих задач:

- рассмотреть современное состояние нашего общества, его аномию и девиацию как следствие подобного общественного сознания;

- анализ трансформации феномена отцовства в изучении современных гендерных отношениях;

- осмыслить христианское учение о природе и сущности отцовства в контексте Священного Писания и христианских авторов;

- систематизировать полученные результаты исследования.

 

Глава 1. Анализ состояния современного общества,

Его аномия

В этой главе мы рассмотрим современное состояние общества, используя статистику.

 

Проблема отцовства как последствие нестабильности

Семейной жизни

 

Вот и получается замкнутый круг: проблемный мужчина – плод проблемы предыдущего мужчины-отца или отсутствием такового вообще. Отец обладает огромной силой независимо от того, понимает он этого или нет. Факт остается фактом: к добру или к беде, присутствуя или отсутствуя, действуя или бездействуя, оскорбляя или поощряя, - отец является одним из влиятельнейших существ на земле.

Слова, сказанные отцом, остаются в памяти ребенка на всю жизнь.

Отцы дают плохое или хорошее, но дают то, что не может дать никто другой. «Отцы делают единственный и неповторимый вклад в жизнь своих детей», - сказал доктор Уэйд Хорн, директор Национальной ассоциации отцов в США.

Дети, не имеющие отцов, склонны к совершению преступлений. Огромный процент преступников в государственных подростковых колониях, как правило, из семей, где нет отца. По статистике, дети, не имеющие отцов, хуже учатся. У детей, в семьях которых нет отца, в пять раз больше шансов быть бедными и в десять раз больше – крайне бедными.

Юноши из неполных семей более склонны к сексуальной распущенности, а девушки имеют больше шансов оказаться матерями-одиночками.

Но яд проникает еще глубже. На разбитые семьи приходится три из четырех подростковых самоубийств и четыре психических заболеваний. Но статистика не сможет зафиксировать те моменты, которые навсегда остаются в сердце ребенка как шрам от насилия, страха, одиночества и т.д.

Самуэл Ошерсон, исследователь и психолог Гарварда, после многочисленных опросов мужчин тридцати-сорокалетнего возраста, пришел к выводу, что «психологическое и физическое отсутствие отцов в семьях является одной из величайших недооцененных трагедий нашего времени».[4]

Нельзя сказать, что мужчины не хотят быть хорошими отцами. Нет, это не так. Каждый, как отец осознает свое мощное влияние на детей и хочет использовать его на благо. Но основным препятствием в использовании положительной отцовской силы является отсутствие понимания совершенного и эффективного «образа отца».

 

Исторически так сложилось, что человек учится быть отцом, наблюдая за «образом». Он с широко открытыми глазами наблюдает, как выполняется задача отцовства. Он учится у своего отца, подсознательно накапливая понятия о том, кто такой отец и что он делает.

«Наши отцы – это наши самые первые образцы отцовства. Можно отвергнуть их, но если не заменить их новыми, тот так или иначе подражание им продолжается во многом, несмотря на неприязнь к ним», - считает доктор философских наук Кен Кенфилд.[5]

Психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 6 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 - 6 лет после развода родителей часто испытывают силь­ное чувство вины и самоунижения. Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10 - 11 лет дети чувствуют себя за­брошенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и послед­ствия развода, качество своих отношений с каждым из родителей.

Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

- пред­шествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

- ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

- дефицит общения с остав­шимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу; ухудшив­шиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку не­скромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страда­ния оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представ­ление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Ситуация еще больше осложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему мужу или жене. Когда его запрещается любить, вообще говорить и даже думать о нем. А это, к сожалению, бывает довольно часто.

Приведем ниже таблицу, которая поможет увидеть статистику браков и разводов за последние годы в России.[6]

Годы Тыс. На 1000 человек населения
браков разводов браков разводов
1053,7 639,2 7,1 4,3
1075,2 665,9 7,3 4,5
897,3 627,7 6,2 4,3
1001,6 763,5 6,9 5,3
1019,8 853,6 7,1 6,0
1091,8 798,8 7,6 5,5
979,5 635,9 6,8 4,4

 

Мы видим, что за год соотношение числа разводов к числу создания новых семей, более чем 2/3. Более трети распавшихся браков составляют молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет, почти половина бывших брачных пар имели несовершеннолетних детей.

Учитывая вышесказанное, можно представить масштабы проблемы безотцовщины. Но мы не учли так называемые гражданские браки, ставшие нормой в нашем обществе за последние десятилетия. По данным социологов, гражданские браки весьма распространены среди молодежи до 30 лет (возраста наибольшей брачности и рождаемости).

Распространение добрачных сожительств, брачных союзов, не оформленных юридически, увеличение численности лиц, никогда не состоявших в брачных отношениях - факторы, способствующие приросту числа детей, родившихся вне зарегистрированного брака. За пятнадцать лет (1991 — 2005гг.) их доля среди новорожденных удвоилась и составляет ныне около 30%. Почти половину таких детей (46% в 2005г.) составляют родившиеся, зарегистрированные в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей, которые по каким либо причинам не зарегистрировали брак.[7]

Итак, мы видим серьезную проблему в нашем обществе – крайняя нестабильность вопроса семьи, а точнее растущая безотцовщина среди детей. Почти все психологи в один голос утверждают о тяжелых последствиях такой ситуации.

 

Отцы по плоти

Рассмотрим, как строится понимание отцовства в Ветхом Завете, который является прообразом Нового Завета. Нельзя, просто неправильно будет оставить эту часть Священного Писания без рассмотрения.

В этой части работы большой опорой стал Словарь библейского богословия под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана.[58]

 

Хозяин и господин.

В плане, который можно назвать горизонтальным, Отец - бесспорный глава семьи, тот, которого жена признает хозяином[59] (ваал) и господином[60] (адон), тот, от которого зависит воспитание сыновей, заключение браков, свобода девиц[61], даже в старину жизнь детей. В нем воплощается вся семья, единство которой он обеспечивает, и которая называется с того времени бейт об, что означает - «отцовский дом». Мы видим, что отец здесь не просто социальная роль, исполняемая мужчиной, но нечто большее. Он, словно олицетворяет собой божественное покрытие и власть над своим родом.

Далее, по аналогии, дом стал обозначать также род[62] значительную часть народа (напр., «дом Иосифа»), или даже целый народ (дом Израиля). Известно, что власть главы таких групп представляется по образу власти отца в семье[63]. При монархическом управлении царь является «отцом» народа, подобно Навониду в Вавилоне, прозванному «отцом отечества». Слово Отец применяется также к священникам[64], к царским советникам, к пророкам и мудрецам[65] в силу их авторитета как воспитателей.

Отцовство, таким образом, представляет собой мощный институт в Израильском народе, где воспитательный аспект занимает наиважнейшее место. Но воспитание не только в нравственном понимании. Таким горизонтальным распространением своего влияния «отцы» этой земли готовили Израиль как единственный народ к принятию спасения от Бога и признанию Бога своим Отцом. То есть подготовка и воспитание духовного наследия.

Праотец рода.

 

В вертикальном плане отец является и началом и звеном в роде. Производя на свет, он продолжает себя самого[66], он способствует продолжению своего рода и заботится, чтобы семейное имущество перешло к его прямым наследникам. Если он умирает, не оставляя сына, на него взирают как на наказанного Богом.[67]

На вершине восходящей линии предки являются отцами в абсолютном смысле, теми, в которых преднамечено будущее рода, родоначальниками. Подобно тому, как в проклятие сынов Хама включено подчинение Хананеев сыновьям Сима, величие Израиля уже содержится в избрании и благословении Авраама.[68] Интересно отметить тот, факт, что Авраам долгое время не мог стать отцом биологически, хотя обещание стать отцом всех народов было дано ему Самим Богом. Можно сказать, что Авраам уже был отцом по своему внутреннему состоянию. Бог разглядел в нем эту способность стать хорошим родоначальником великого народа, способного научить своих сыновей ходить путями Божьими.

То есть, можно сказать, что есть более способные по своим внутренним качествам отцы. И Бог это отметил. При изучении гендерных исследований мы уже рассматривали этот вопрос. Тогда мы говорили о мужском самосознании себя, о его «образе Я», который влияет на реализацию той или иной социальной роли в обществе.

 

Итак, этапы жизни Авраама, а далее Исаака и Иакова отмечены обещанием бесчисленного потомства и плодородной страны. Вся история Израиля уже намечена в истории этих праотцев, а история соседних народов намечена в истории Лота, Измаила и Исава, отстраненных от обещаний.[69] Таким же образом каждое племя возлагает на своего родоначальника, ответственность за свое место в данном народе.[70] Родословные, выражающие зачастую связи иные и более сложные, чем общность крови, систематизируют происхождение по отцовской линии и этим подчеркивают значение праотцев, поступки которых в известной мере предопределяют будущее и права их потомков. В частности, священнические предания[71] представляют следование поколений в соотношении с божественным избранием и спасением, подчеркивая преемственность между самим Адамом и патриархами.

Как сегодня не хватает этого принципа и понимания его сущности современному обществу, где эгоизм и моральная незрелость не дает видеть мужчинам и женщинам дальше своего носа! Отвергнув духовные истины, общество отвергло умение думать о будущем, выстраивать его сегодня для благополучия последующего поколения завтра.

 

4.1.2. Отцы по духу

 

Патриархи являются отцами избранного народа в абсолютном смысле, не столько в силу их физического отцовства, сколько в силу обетований, которые перейдут за пределы рода и достигнут в конечном итоге всех следующих их вере. Их отцовство «по плоти» было лишь временным условием для отцовства духовного и универсального, основанного на постоянстве и связности спасительного плана Бога, непрестанно действующего, начиная с избрания Авраама и до прославления Иисуса.[72] Павел разработал богословское учение об отцовстве по духу, но эта идея была уже подготовлена в Ветхом Завете.[73]

В Ветхом Завете духовный аспект отцовства праотцев принимает все возрастающее значение по мере того, как углубляется идея солидарности в добре и во зле. Восходящая линия «отцов», которая увеличивается с каждым поколением, включает не только патриархов, ни даже только предков, которых восхваляли во втором веке.[74] Она включает также мятежников, в первый ряд которых некоторые пророки ставят самого Иакова, родоначальника народа.[75] Однако эти мятежники связывают судьбу своих потомков, считающихся солидарными с их непослушанием и их наказанием. В силу того, что, согласно родству по плоти, они являются их отцами, кажется очевидным, что они передают им в наследство, на основании нравственного отцовства свои грехи или, по крайней мере, заслуженные ими наказания.[76]

Иеремия предвещает, а Иезекииль объявляет, что настало уже время отменить такое автоматическое понимание возмездия: каждый будет наказан в меру своего личного греха.[77] Идет подготовка к пониманию личного спасения, личной ответственности за поступки.

После пленения подобный прогресс сказывается и в смысле солидарности в добре. Бог никогда еще не казался так ясно единственным Отцом Своего народа, как в тот самый момент, когда Авраам и Иаков, чье наследство было захвачено чужими, по-видимому забывают свое потомство[78] в горниле испытаний образуется «качественный Израиль», к которому принадлежат не все потомки Авраама по плоти, но только те, которые следуют его исканиям правды и его надежде.[79]

Летописец признает родство своего народа с языческими племенами Пророки провозглашают возможность для вновь обращенных присоединиться к народу обетования.[80] Несмотря на националистические вспышки, близится время, когда благотворное отцовство Авраама и великих праотцев будет актуализировать через веру, а не через происхождение.

По мере того, как отцовство праотцев рассматривается в более духовном плане, оно становится также и более вселенским. Это ясно в отношении Авраама. Согласно священническому преданию, его имя означает «отец множества», т.е. множества народов.[81] Обещание, данное Богом Аврааму, и значащее по-еврейски: «Тобою будут благословлять друг друга все племена земные» становится: «В тебе благословятся» уже в Новом Завете.[82] Таким образом, вместо того, чтобы превозносить избранный народ, подчеркивается, что в будущем все народы будут участвовать в благословении Авраама.

Эти универсалистские течения, которым еще часто противостоит тенденция смотреть на расовый принцип как на абсолют, доводятся до завершения Иоанном Крестителем и Иисусом. «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»- утверждает Иоанн.[83] Иисус также утверждает, что если для спасения необходимо сыновство от Авраама, то оно заключается не в принадлежности к роду, а в покаянии, подражании делам этого праотца, т.е. его вере Христос предвещает, что Бог, призвав язычников, создаст для праотцев духовное потомство верующих.[84]

 

Это предвещание Иисуса, начиная осуществляться в жизни Церкви, проходит через кризис иудействующих, что ставит Павла перед необходимостью особо углубить эту проблему. Несомненно, согласно учению апостола Павла, члены «Израиля по плоти», «возлюбленные ради отцов», сохраняют в силу обещаний, данных последним, первенство в призвании к спасению.[85]

Теперь обрезанные или необрезанные, все становятся, «ходя по следам веры отца нашего Авраама», сынами праотца и наследниками благословений, обещанных его потомству. При крещении рождается новое духовное племя детей Авраама по обетованию, племя, первые представители которого вскоре сами будут названы отцами – отцами Церкви Христовой.[86]

Открывается возможность изменить неким образом свою родословную. Если посредством веры человек становится «своим» в родстве, то это и есть ключ к изменению, как своей судьбы, так и своего потомства. Подобные истории можно увидеть и в Ветхом Завете. Блудница, по имении Раав, поверив в богоизбранность еврейского народа, спасает соглядатаев. Можно сказать, что она совершила предательство своего народа. Но она поверила в будущность именно израильского народа, за что была не только помилована. Став частью нового для себя народа, Раав вошла в состав прородителей Иисуса Христа.

 

 

Отцовство Бога отцов

 

От отцов к Отцу

Постепенное одухотворение идеи отцовства у человека сделало возможным откровение об отцовстве Бога. Во время пленения отцовство праотцев как бы теряет свою действенность, зато возвеличивается непреходящее отцовство Ягве.[87] Несмотря на этот контраст, понятие отцовства продолжает быть применимым одновременно и к праотцам и к Богу. Это явствует также из священнического предания: ставя Адама, созданного по образу Божию[88] и рождающего по своему образу, в начале поколений, оно наводит на мысль, что восходящая линия родства доходит до Бога. Позже Лука рассуждает так же.[89] Наконец для Павла Бог является верховным Отцом, которому всякое отечество (лат. patria - группа, происшедшая от одного предка) обязано своим существованием и своим значением.[90]

 

Так между отцами человеческими и Богом существует сходство, позволяющее называть Бога Отцом; более того, это божественное отцовство является единственным, которое сообщает отцовством человеческим их полное значение в плане спасения.

Вот что пишет Д.Принс в своей книге «Отцовство»: «Удивительным фактом является то, что всякое отечество во вселенной, в конечном итоге, восходит назад, к Отцовству Бога и что отцовство появилось впервые не на земле, оно началось на Небесах. Отцовство началось в вечности с богом и в Боге, Оно не началось с человеческой историей. Оно пришло из вечности. Вечный Бог является Отцом Господа Нашего Иисуса Христа и таким Он изображен во многих местах Библии».[91]

 

 

Ягве - Отец Израиля.

Вначале божественное отцовство понимается главным образом в перспективе коллективной и исторической: Бог открыл Себя Отцом Израиля во время исхода, проявляя Себя не только его Господином, но и защитником и кормильцем; основной идеей является благотворное господство, требующее подчинения и доверия.[92]

Осия и Иеремия сохраняют ту же идею, но обогащают ее, подчеркивая неизмеримую любовь Ягве.[93] Начиная с пленения, продолжая пользоваться той же темой отцовства Божия, основанного на избрании.[94] Песнь Моисея присовокупляет еще идею усыновления[95], некоторые псалмопевцы[96] и мудрецы[97] считают сыном Божиим, т.е. предметом Его любовного попечительства, также каждого праведника. Такая формулировка личных отношений между праведником и Богом, быть может, не так нова, если достоверно предположение, что в древних, так называемых богоносных именах, как Ави-эзер[98], конечная гласная при корне ав (отец) представляет собою суффикс первого лица, так что это имя можно перевести: «Мой Отец - помощь».[99]

Ягве - Отец царя.

 

Начиная с времен Давида, отцовство Ягве относят специально к царю[100], через которого божественная милость распространяется на весь народ, который он представляет. Все цари древнего Ближнего Востока рассматривались как приемные сыновья своего бога; и слова из псолма2:7: «Ты Сын Мой» встречаются дословно в Вавилонской формуле усыновления. Но вне Израиля требования бога, - как, например, Кемоша, судя по стеле-памятнику царя Месы - являются большей частью прихотями[101]; и в Египте он является отцом в плотском смысле. Ягве, наоборот, является Богом трансцендентным по отношению к плотскому порядку; он санкционирует нравственное поведение царей.[102]

Эти тексты об усыновлении царей Богу подготовляют откровение о Богосыновстве Иисуса, поскольку через царей иудейских уже вырисовывается облик грядущего Мессии.

 

 

Отцовство в Новом Завете

 

Иисус являет Отца

 

 

У преддверия христианской эры Израиль полностью сохраняет сознание, что Бог - Отец Своего народа и каждого из Его верных. Наименование Отца, очень редкое в апокалипсисах и кумранских[103] текстах, авторы которых может быть опасаются его употребления в эллинском смысле, встречается часто в раввинистической письменности, где даже употребляется дословно выражение «Отче наш, сущий на небесах».[104]

Иисус Христос исполняет лучшее, что было в еврейской мысли относительно отцовства Бога. Он вводит нечто новое, превосходя тот универсализм, до которого дошло одно из течений позднего иудейства. Для этого последнего отцовство Бога ассоциировалось с тем, что Он Творец, но не возникала еще мысль о том, что Бог является Отцом всех людей и что все люди братья. Если оно принимало, что божественное милосердие распространяется на «всякую плоть», то обычно оговаривало, что только сыны Божий, т.е. праведные Израиля воспринимают его во всей полноте. Конкретно, к ним одним применялось учение о «наказании Ягве», вдохновляемом отцовской любовью.[105] Для Иисуса, наоборот, община «малых сих», еще ограниченная фактически лишь одними кающимися иудеями, исполняющими волю Отца,[106] будет включать также язычников,[107] которые займут место «сынов Царства».[108]

 

4.2.2. Отец Иисуса

Бог открыл Себя через Иисуса как Отец Единородного Сына.

Иоахим Иеремиас-один из авторитетнейших знатоков арамейского языка, показал, что обратный перевод с греческого на арамейский и выявление «арамеизмов» в греческом тексте могут не только служить дополнительным критерием достоверности предания, но и существенно уточнить его смысл. И.Иеремиасу принадлежит наиболее полный и глубокий анализ притч Иисуса, в котором он использовал, в частности, приобретенное в молодые годы знание природы и обычаев Палестины, где он жил со своим отцом-археологом. В своей книге «Богословие Нового Завета» он дает подробное описание и толкование слов «Отец», «Сын» и 'Abba.

Опираясь на его исследование, а также на Сященное Писание, можно увидеть, что Иисус дает понять, что Бог Его Отец в уникальном значении, различая понятия «Отец Мой»[109] и «ваш Отец»,[110] открывая Себя иногда как «Сына»,[111] Сына возлюбленного, т.е. Единородного;[112] и особенно выявляя сознание такого тесного единства между Отцом и Сыном, что Он вникает во все тайны Отца и один может их открыть.[113] Трансцендентное значение этих слов «Отец» и «Сын», которое само по себе не очевидно и не ощущалось Его собеседниками. Но в Евангелии от Луки[114] «Сын Божий» имеет то же значение, что и Христос, подтверждено наименованием «Сын Человеческий» и сознанием права на власть, превосходящую все тварное.

Эту мысль мы находим и у Иринея Лионского:[115]«Ибо никто не может знать Отца, если Слово Божие, т. е. Сын не откроет Его, и Сына (никто не может знать), если Отец не благоволит. Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо Отец посылает, а Сын посылается и приходит. И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет Его нам, и с другой стороны Слово Свое знает Один только Отец: и обе эти истины объявил Господь. И, поэтому, Сын открывает познание Отца чрез Свое откровение. Ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: никто не знает Сына, хроме Отца, ни Отца никто знает, кроме Сына и кому откроет Сын, показывая Себя Самого и Отца, как Он есть, чтобы мы не принимали другого Отца, кроме Того Который открывается Сыном».

Иисус открывает нам удивительную тайну, которая впоследствии, полностью изменит взаимоотношения людей с Богом. Ведь отношения «Отец-сын» отличительны от «Бог-раб» по своей сущности.

Эта трансцендентность подтверждается также молитвой Иисуса, Который обращается к Отцу словом «'Abba»: «…и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».[116] Это обращение равносильно нашему современному «папа». Такая непосредственность в обращении, примера которой не было до Него, показывает близость ни с чем не сравнимую.

Действительно, обращение Иисуса необычно для того времени. 'Abba - арамейская форма обращения. Специалисты по языку и переводам Писания дают такие данные. В литературе эллинистического еврейства хотя имеются, но единичные примеры обращения к Богу πάτερ. Обращение к Богу πάτερ употреблялось евреями диаспоры, которые делали это под влиянием греческого окружения. Но во всей обширной молитвенной литературе древнего иудаизма - и это можно утверждать с полной уверенностью - нет ни одного примера обращения к Богу 'Abba, ни в литургических, ни в личных молитвах.[117]

Иудаизм сознательно избегает употребления слова 'abba по отношению к Богу. В то время как у нас нет ни одного примера, чтобы в иудаизме обращались к Богу со словом 'Abba, Иисус именно так постоянно обращается к Богу в своих молитвах, за единственным исключением - возгласа на кресте: «Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».[118]Это цитата из Писания.

Слово 'Abba ведет свое происхождение от детского лепета и потому не склоняется и не предполагает суффикса. 'Аbba - это первые звукосочетания, которые ребенок начинает лепетать. Детское по своему происхождению слово 'abba получило - и притом во времена, предшествующие Новому Завету, - широкое распространение в палестинском арамейском. Оно полностью вытеснило имперско-арамейское и библейско-древнееврейское 'abi. И как форму обращения, и как форму высказывания, заняло место 'abba. Оно прочно вошло в употребление в качестве выражения, имеющего смысл «его отец», «наш отец». Во времена Иисуса 'abba давно уже вышло за рамки детской речи. И взрослые дети, сыновья и дочери, теперь тоже обращались к своему отцу 'abba. Кроме отца, так обращались и к другим уважаемым людям. По свидетельствам недавно открытого иудео-христианского источника, одна из характерных особенностей древнееврейского языка заключается в том, что «сын» мог называться «верным и честным рабом», а «отец» - «господином и учителем».[119]

Составив представление о том «месте в жизни», которое занимало слово 'abba, легко понять, почему в палестинском иудаизме оно не используется для обращения к Богу: 'abba - это слово из детского языка, из повседневной речи, форма выражения вежливости. Современникам Иисуса показалось бы непочтительным, да просто немыслимым такое фамильярное обращение к Богу. А вот Иисус отваживается использовать слово 'Abba для обращения к Богу.

Абсолютная новизна и неповторимость обращения к Богу 'Abba в молитвах Иисуса показывают, что оно выражает главное в отношении Иисуса к Богу. Он говорит с Богом, как ребенок со своим отцом: доверчиво, ощущая его защиту, и в то же время почтительно и с готовностью к послушанию. Но так же слово 'Abba является для Иисуса святым. Если вспомнить, что так обращались не просто к родному отцу, но слово использовалось как уважительная форма обращения к почитаемым людям, то можно уловить оттенок почтения и благоговения. То есть не простая фамильярность, но глубочайшее уважение. Так, как может почитать и уважать настоящий сын настоящего отца.

В обращении к Богу 'Abba обнаруживается глубочайшая тайна миссии Иисуса. Он сознавал себя уполномоченным передать откровение Божье, ибо Бог дал ему узнать Себя как Отца: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».[120]

В предвечном акте Своего Отцовства Бог рождает Себе равного.

 

Первые богословы - Павел и Иоанн - объясняют сказанное Синоптиками об «Отце Господа нашего Иисуса Христа».[121] Они часто говорят о Нем как об Отце, и именно Его имеют в виду, когда говорят просто ό Өέος [122] Павел говорит об отношениях между Отцом и Сыном, созерцая их как деятелей спасения. Однако, когда Он говорит о «собственном Сыне Божием», сравнивая Его с сынами по усыновлению,[123] и приписывает «Его возлюбленному Сыну» само дело творения,[124] этим предполагается, что в Боге есть тайна трансцендентного и вечного отцовства.

 

Иоанн идет еще дальше. Он называет Иисуса Единородным, т.е. Сыном единственным и возлюбленным.[125] Он подчеркивает единственный в своем роде характер отцовства, соответствующий этому сыновству,[126] совершенное единство воли и действий Отца и Сына, проявляемое Чудесами, которые Один дает Другому совершать, их взаимн