I/ Понятие мировоззрения и его структура 2/ Предфилософское
значение мифологии и религии З/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов. Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный молодой человек имеет определенное представление
о философии. Он может назвать некоторые имена знаменитых философов
и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут
не только в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно,
постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в
философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным
законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир
вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире
занимают закономерности, а какое — случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами,
которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или
бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого
существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в
этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности
человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и
лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные
проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и
справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию
между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и
в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в
развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха
всеобщей любви и согласия»?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей
проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение
философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще
задолго до возникновения философии люди
находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а
мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к
решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас
необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное
образование общественного и индивидуального сознания. Существенное
значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие
различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений,
стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре
мировоззрения можно выделить четыре основных
компонента:
1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях —
повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет
конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и
обобщающие результаты индивидуального и общественного познания,
стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2)Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности,
идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.
Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том,
чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том,
чтобы он мог руководствоваться определенными общественными
регуляторами.Ценность — это свойство какого-то предмета, явления
удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей
человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье,
цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность
человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т.
д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется
в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются
своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных
общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки
человеком, своих отношений с другими людьми являются социальные
нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие
повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В
них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной,
обязывающий момент, требование поступать определенным образом.
Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое
для человека с его практическим поведением.
3)Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, Ценности
и нормы реализовывались в практических поступках и действиях,
необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные
взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной
психологической установки на готовность действовать. Формирование
этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой
составляющей мировоззренческого компонента.
4)Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение
знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность
человека к определенному типу поведения в конкретных
обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило
бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это
мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на
действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный тип поведения.