- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVII-XVIII)



В зап. Европе 17 век характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений, потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию и науке. Если во времена Средневековья основные усилия человеческих умов направлялись на доказательство существования бога, то начиная с 17 века, наука и разум пересматриваются как полезные инструменты созидания и преобразования мира. Родоначальником нов. подхода к науке явл-ся англ. мыслитель Ф. Бэкон (1561-1626). По его мнению, цель науки – это изобретение и открытие. Цель изобретений и открытий - человеческая польза. Б. считал, что соврем-ю ему науку нужно перестроить. В филос-ой системе Б. выделяется критическая и позитивная часть, к первой относится учение об ИДОЛАХ и критика схоластического метода исследования. Главным препятствием на пути к познан. природы Б. считал засоренность сознания людей т.н. идолами, т.е. искаженными образами действительности, ложными представлениями.

Б. различал: идолы рода, и. пещеры, и. рынка, и. театра.

Основным пороком схоластики считал ее абстрактность, сосредоточенность всей мыслит. деят-ти на силлогизмах (выведение из общих положений соответствующих частных следствий). Б. выдвинул теорию двойственной истины (для разграничения сферы применения теологии и философии). Теология изуч-т Бога, полаг-ся на сверхъестеств. откровение, философия – природу, полаг-ся на истину.

Центр. место в позитивной части филос. Б. занимает учение о методе – методология. Б. сторонник эмпиризма. На первое место в познании ставил опыт (плодоносный, светоносный). Опыты нужно ставить по методу индукции (от частного к общему). Б. предложил 5 этапов индуктивного исследования, кот. фиксир. в таблице: 1. Табл. присутствия, 2. Т. отсутствия, 3. Т. сравнения, 4. Т. отбрасывания, 5. Сбор плодов.

Р. Декарт (1596-1650) франц. философ, шел отличным путем от Б., методология Д. антисхоластична, но методы рационалистичны. Считал, что научные открытия совершаются вследствии деят-ти ума, а не вслед-ии опыта. Рационализм Д. состоит в том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода исследования.

Суть рационалистического метода по Д:

1. В основе познания должна находиться интуиция.

2. Разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции (от общего к частному) вывести все необходимые следствия.

Д. подверг сомнению все знания, кот. обладало человечество, и сделал вывод, что логически можно допустить отсутствие Бога, земли, неба, нашего тела. Но нельзя допустить, что мы существуем в то время как сомневаемся в существовании всего этого → выражение: «Я мыслю, следовательно, я существую» становится для Д. 1-ым постулатом и первичной исходной интеллектуальной интуиции.

Б. и Д. разделили действит-ть на субъект и объект. У Д. субъект – мыслящая субстанция, кот. нужен выход в объективный мир. Д. решает это введя в свою систему Бога. Согласно Д. человеческому разуму присущи некоторые врожденные идеи. Это идея – Бога, как существа всесовершенного, идея чисел и игу, а так же некоторые общие положения.

 

Эпоха Просвещения 18в.

Важнейшей характеристикой философии этой эпохи является рационализм. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека, в познание и разумное преобразование природы и общества.

Рационалистская философия в центр своего внимания ставит активнодействующего субъекта, способного познавать и преобразовывать мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в качестве источника всех характеристик человека, его свободы, активности. Человек как разумное существо призван стать властелином мира. Рационалисты 18 века человеческую разумность переносят на мир в целом. В итоге мир предстает законосообразным и самоупорядоченным.

Основой научного мировоззрения того времени явл. механика. Фр. материалисты 18в законы механики возводят в ранг всеобщих и стремятся при их помощи исследовать биол. и соц. явления.

По мнению Ламетри, человек – это искусно построенный механизм, поэтому изучать его надо опираясь на механику его тела. По мнению Гольбаха, ничто не происходит беспричинно, каждая причина порождает некоторое следствие, которое само становится причиной, порождая новые явления. Природа по Г. – это необъятная цепь причин и следствий. Движение в прир. – это вечный круговорот. Цепь причин и следствий подчиняет все всеобщей необходимости, что перерастает в идею предопределенности, в фатализм.

Главным органом познания франц. материалисты считали человеческий мозг. Дидро сравнивал мозг с живым воском способным принимать различную форму.

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы – таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей. Мировоззрение Ф.Скорины складывалось на основе синтеза христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентаций – на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности. Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия.

30.пространственно-временная организация бытияСложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый – субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея получила своё выражение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Второй– реляционный подход – здесь пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Пространство – форма бытия материального мира, к. хар-ет структурированность, взаимное расположение, протяжённость, соразмерность, объём, величину, взаимодействие его образований. Время – форма бытия материи, хар-щая преимущественно изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний.

Различают реальное, перцептуальное (отражённое реальное в сознании чел.) и концептуальное (теор. модели описания реал.пространства и времени) пространство и время. На разных ур. организации материи имеются разные стр-ры пространства и вр.

В древности господствовало циклическое представление о времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в ничто. В средневек. христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создается относительные возможности для контроля над пространством и временем.