Философы античности о религ.
Posted By Автор не известен On In Ж | No CommentsОлимпийская религия. Это официальная религия древнегреческих
полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на
которой, по представлениям древних греков, обитали боги. . Главных
олимппйских богов было двенадцать. Это Зевс, его брат Посейдон
(другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не
бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса -
богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра,
сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон,
Гефест, Гермес, Арес, Геба. Как религия орфизм противостоял
олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь
традиционного Диониса. Понятие логоса – это концепт, стягивающий
всю античную философию, который является первой ступенью к
осознанию единого бога. Логос – это субстанциональная основа,
умопостигаемая сущность. 1) У пифагорейцев логос – это число
(неотъемлемая часть, с помощью которой можно объяснить все). Число
неотделимо от вещи, лишь умопостигаемое. 2) Бог у Парменида един и
вечен, а значит, он должен быть еще и неподвижным. Это единое и
есть ядро мироздания, а на периферии находится мир вещей (доксы).
Удвоение мира гносеологически, но онтологическое единство. 3) У
Платона появляется бог Демиург, который по прообразу идеального и
вечного мира идей творит изменчивый мир вещей. Онтологический
разрыв на 2 мира. 4) Аристотель имманирует эйдосы(формы) в материю.
У него существует божественный Нус – форма всех форм,
универсализируется. Он – производитель идеальных форм родовой
сущности, перводвигатель. Нус – божественный, неистекаемый.
Выглядит индифферентным, несубъектный. 5) У греческих стоиков Бог
еще бессубъектен, но он начинает диктовать всю сущность Случайность
уходит, все предопределено. 6) Неоплатоники вводят идею эманации
единое (божествееный субъект, самодавлеющий, неограниченный,
замкнуто в себе самом, первично)→ум→душа 7) Филон Александрийский
пытался соединить философию и религию (в его случае иудаизм).
Высшая божественная инстанция становится становится субстанцией
персонифицированной. Этого Бога можно просить и он может что-то
изменить. Объявляет платоновские эйдосы божественными, лишая их
самостоятельности. Для возникновения философских знаний о религии
необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений.
В Древней Греции этот процесс начался с VI в. до н. э-. в условиях
относительной свободы значительного числа ее граждан. Разнообразие
вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для
распространения в античном обществе представлений о естественном
происхождении религии. Ксенофан из Колофона заметил, что разные
народы создают образы богов соответственно своим особенностям.
Критий считал, что религия — выдумка законодателей и правителей.
Секст Эмпирик заметил, что первыми предположение о богах высказали
вожди для того, чтобы сдержать неправедно живущих. Появление веры в
богов античные философы связывали также с отрицательными эмоциями.
Демокрит объяснял веру в богов страхом перед грозными силами
природы, неподвластными людям. Античные философы поставили вопрос о
классификации разных типов религии. Во-первых, это поэтическая
религия, т. е. созданная поэтами (мифическая, баснословная).
Во-вторых, философская религия (или естественная теология), которая
исследует природу богов — для тех, кто возвышается над народной
массой: эта религия непригодна для государства, в ней есть нечто
вредное для народа. И в-третьих, религия гражданская,
государственная — совокупность признанных государством обрядов; это
религия массы, она приспособлена для общества и необходима при
воспитании граждан. Роль религии оценивалась древними мыслителями
по-разному. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и
несчастий. Согласно Лукрецию, “религия больше и нечестивых сама и
преступных деяний рождала”; она оказывает пагубное воздействие на
психику людей, отравляя души страхом. Критий же считал, что религия
как моральная узда предохраняет общество от преступлений и
воспитывает послушание закону. Платону религия казалась укрепляющей
государство и нравственность; Цицерон полагал, что религия
способствует прекращению смуты в государстве и поддержанию мира.
Наконец, отметим, что в лице Цицерона античная философская мысль
обобщила методологические подходы к исследованию религии. В его
работе “О природе богов” Цицерон отделил от религии философию,
сказав, что необходимо заниматься философией и иметь дело не с
вымыслами, а с фактами: одни вещи постигаются верой, а другие —
понятиями.