- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве»

   Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин.    Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:     Ирана на другой день кровавые зори     свет поведают:    Черные тучи с моря идут,    Хотят прикрыть четыре солнца,    И в них трепещут синие молнии.    Быть грому великому!    Идти дождю стрелами с Дону    великого! Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить их об опасности:     Игорь ратных к Дону ведет!     Уже беда его птиц скликает,    И волки угрозою воют по оврагам,    Клекотом орлы на кости зверей зовут,    Лисицы брешут на червленые щиты... Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.    Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:     Ярый тур Всеволод!     Стоишь на обороне,     Прыщешь на ратных стрелами,     Гремишь по шеломам мечом     харалужным;     Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом     златым посвечивая,     Там лежат нечестивые головы     половецкие,     Порубленные калеными саблями     шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!     Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.