- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Формирование национальных культур европейских государств. 30.Особенности культуры Нового времени. Эпоха Просвещения.



XVII в. —Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки
В XVII в. ведущей тенденцией развития искусства является человек в его реальном бытии.
• в XVII в. стремительно развиваются жанры, отражающие окружение человека, а портретная гамма становится шире (неприкрашенный, неидеализированный пейзаж, различные типы натюрморта, портреты представителей самых различных слоев общества).
•. В XVII в. дается отчетливая социальная окраска образов. Она проявляется не только в портрете, жанровой живописи, но проникает в религиозно-мифологические сюжеты. Даже такие жанры, как пейзаж и натюрморт, несут на себе отпечаток общественного мировоззрения художника.
•. В XVII в.. Художники XVII в. расценивают народ как носителя высоких человеческих качеств. (простых людей)
• окружающая среда — это наделенная повышенной образностью сфера бытия человека, в непрерывном взаимодействии с которой только и может быть понят образ человека.
•. В XVII в. наблюдается непосредственная связь с натурой, большая конкретность передачи форм и образов реальной действительности.
Стили XVII в.
Стиль — это художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка.
В XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм, но помимо этого складывается третье, реалистическое направление в искусстве.
Барокко
Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия).Архитектура, храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом. В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. Воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля,
Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость , что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой..
Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини
В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические композиции, народный портрет .
Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других .У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.
Классицизм
Стиль классицизма возникает параллельно со стилем барокко как стиль одной с ним эпохи, решающий с других позиций и другими изобразительными средствами задачи своего времени — прославление могущества абсолютного монарха. .
Вместо драматических эффектов барочного зодчества он выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII в. представляет первый этап классицизма, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасада — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы.
В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спокойное самообладание, ясность и уравновешенность композиции Фигуры в его живописных работах отличаются строгостью и классической законченностью.. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.
Реализм
Наряду с барокко и классицизмом в живописи XVII в. складывается принципиально новая, внестилевая форма отражения действительности. Суть ее в том, что художественный образ возникает не в рамках стиля, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Речь идет о непосредственной связи образов с реальной действительностью Среди гениальных художников, раскрывавших в своих произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди быто описателей бюргерства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).
Возникли новые жанры: бытовой жанр, натюрморт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет).
Наиболее полное и последовательное выражение эти реалистические тенденции нашли в голландском искусстве. Определенная степень единства, отличающего искусство XVII в. различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности Рим, превращается в международный художественный центр.
XVII в., следует выделить наиболее ярких представителей барокко, классицизма и реализма — Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Караваджо и Веласкеса.
Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) — фламандский живописец. Его искусство, барочного стиля, однако в нем больше жизнеутверждающей силы и меньше — религиозного воздействия, чем в итальянском барокко.
Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративность сочетаются в искусстве Рубенса с чувственной красотой образов и смелыми реалистическими наблюдениями. В барочной живописи Рубенса преобладают религиозные и мифологические сюжеты. Наиболее известные из них полотна — «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «Пьяный Вакх».В мастерской Рубенса работали ван Дейк, Иордане, Снайдерс.
Никола Пуссен (1594—1665) — основоположник классицистической живописи, основного стилевого направления Франции; его картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты утверждают силу разума у общественно-этические нормы. Живопись Пуссена характеризует возвышенный образный строй «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика пейзажи Пуссена: «Пейзаже Полифемом», «Аркадские пастухи».
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) — голландский живописец, рисовальщик офортист, — представитель внестилевого реалистического направления. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом и жизненностью образов. Он писал портреты, в том числе парные и групповые («Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор»), религиозные и мифологические сцены («Святое семейство», «Даная»).
(«Возвращение блудного сына», «Синдики»). В центре внимания художника всегда был человек, его духовный мир и внутреннее богатство
Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Этот итальянский живописец, живший на рубеже веков, считается основоположником реализма. Необычайную конкретность и материальность формы, эмоциональное напряжение, передаваемое через контрасты света и тени. Эти качества столь узнаваемы, что названы термином «караваджизм», которым «переболели» почти все крупные художники реалистического направления его современники.
К числу его наиболее известных полотен относятся «Положение во гроб», «Вакх», «Девушка с лютней», «Лютнист».
Диего Веласкес (1599— 1660 выдающихся мастеров реалистического направления в искусстве Западной Европы XVII в.