Фридерик Шопен
Шопен –основоположник польской музыкальной классики. Это
композитор-романтик, но особый романтик. Всё его творчество связано
с Польшей, её фольклором, историей. Жизнь его сложилась трагически.
Она (жизнь) как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет он прожил в
Польше (до 1831 г. ), а потом вынужден был уехать из Польши
навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по
Родине. Есть 2 особенности его творчества: 1) Родина приобрела для
него значение недостижимого романтического идеала, мечты, по
которой он томился всю жизнь. Шопен композитор-лирик. 2)
Романтические порывы, томления в его музыке всегда сочетаются с
ясной логикой, отточенностью формы. Шопен всегда отвергал
необузданность, нарочитость и преувеличение. Он не выносил
ошеломляющих эффектов. Лист сказал: “Шопен не выносит излишеств и
необузданности”. Шопен любил Баха, Моцарта. Музыка Шопена
отличается артистизмом, одухотворённостью, тонкостью. Он не любил
Бетховена. Произведения для фортепиано соло Мазурки – около 60
Полонезы – около 20 Этюды – 27 Экспромты – 4 Вальсы – около 15
Ноктюрны – 16 Прелюдии – 25 Скерцо – 4 Баллады – 4 Фантазия – 1
Баркарола – 1 Колыбельная – 1 3 сонаты Произведения для фортепиано
с оркестром 2 концерта Рондо аля Краковяк Рондо аля Мазур Фантазия
на польские темы Анданте спинато Большой блестящий полонез Вариации
на темы оперы Моцарта “Дон Жуан” А так же: Фортепианное трио Соната
для виолончели с фортепиано 20 песен
Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и
виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы
звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая
техника в педали.
Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. Прелюдия
стала самостоятельной, а не вступительной пьесой. По глубине
прелюдия или экспромт приближаются к драме. Он сделал много нового
в жанре этюда. Каждый этюд– романтическая миниатюра, и вместе с тем
каждый этюд – путь к овладению новыми техническими приёмами.
Ноктюрн и вальс. Есть ноктюрны трагические по звучанию (c-moll) со
сложным непрерывным развитием. Вальсы и блестящие, концертные,
виртуозные, и есть глубоко лирические.
Шопен создал новые жанры романтической миниатюры на основе польских
танцев – мазурка, полонез, краковяк. Создал новые жанры крупной
формы. Это: скерцо, которое до того входило в состав симфонического
цикла (у Бетховена со 2-й симфонии); баллада, которая до этого была
в немецкой поэзии. Это–сложные жанры, в которых присутствует синтез
разных форм, и, в том числе, даже циклических. Шопен–величайший
мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии
сочетают черты национальной польской песенности и классику
итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и
декламационность, и сложное инструментальное развитие. Особое
своеобразие мелодиям Шопена придаёт орнаментика. Эти украшения
тематически важны. Истоками своеобразия служит скрипичное народное
варьирование и виртуозное итальянское пение. Гармонический язык
усложняется, но гармонии очень певучие, они как бы сложены из
певучих голосов. Особенности гармонии: Отдалённые тональности,
альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в далёкие
тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних
композиторов. Жизненный путь
Шопен родился под Варшавой в Желязовой Воле в очень культурной
семье. Отец –бывший офицер армии Костюшко. Отец работал в
варшавском лицее. Мать была очень музыкальная. У Шопена очень рано
проявилось тяготение к фортепиано. 1-й концерт он дал в 8 лет. 1-й
учитель по фортепиано–Войтех Живный. Он привил любовь мальчика к
классике. В 13 лет он поступил в лицей отца. Изучал польскую
литературу, эстетику, историю. В лицейские годы Шопен писал стихи,
пьесы, хорошо рисовал (особенно карикатуры). У него был врождённый
туберкулёз.
Музыкальная жизнь в Варшаве была довольно интенсивной, оживлённой.
Ставились оперы польских композиторов, а так же Россини, Моцарта и
др. Шопен слышал Паганини, Гуммеля (пианист). Гуммель оказал
влияние на ранний фортепианный стиль. В Варшаве были разные
музыкальные кружки. Шопен в них выступал. 1826-1829гг.
Учёба в Главной Школе Музыки (Консерватория). Занимался по классу
композиции у Эльснера. Сочинять Шопен начал рано (ещё до
консерватории). Писал полонезы, вальсы. Раннее творчество
1-я группа произведений: Основные произведения концертные,
виртуозные и несколько сложные, пышные, для фортепиано с оркестром.
2-я группа: миниатюры – вальсы, мазурки, полонезы.
Высшее достижение этого периода –2 фортепианных концерта. В 1828 г.
Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в
Берлине, Вене, Праге и Дрездене. В 1830 г. он наметил с друзьями
новую концертную поездку. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж.
В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо
поддерживал. По дороге в Париж–в городе Штутгарде он узнал о
разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его
удержали друзья.
После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до
этого драматизм. Написал бурный этюд– c-moll, который он назвал
Революционным (этот этюд был написан там же –в Штутгарде).
Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в других
произведениях (1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll). 30-40
гг.
Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным
центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль,
Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал
единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини,
Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста,
Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви. В
Париже выступали пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так
же Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в
польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж
как пианист. У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб,
поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал
тонкость колорита. У него было удивительноеrubato. В дальнейшем
Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих
друзей- поляков. 1836-1837гг.
Годы романа с полькой Марией Водзиньской. Её родители не дали им
пожениться. После смерти Шопена нашли пачку писем с Марией.
1838-1847гг.
Годы совместной жизни с писательницей Жорж Санд (псевдоним). Она
носила мужские костюмы, курила трубку, была похожа по характеру и
складу ума на мужчину. Они не женились. У Жорж Санд было 2 ребёнка
(не от Шопена).
Годы рассвета творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими
людьми Парижа. Зимой Шопен давал частные уроки, а летом жил на
заработанные деньги и занимался творчеством.
В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка. Там была
романтическая атмосфера, которая вдохновила его на 2-ю балладу,
полонезы и 3-е скерцо. До 1838 г. Шопен писал почти исключительно
миниатюры: мазурки, этюды, полонезы, вальсы, ноктюрны. Крупная
форма в период до 1838 г. –1-я баллада, 1-е и 2-е скерцо. После 38
г. у Шопена обнаруживается стремление к драматическим и крупным
жанрам: 2, 3 и 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll,
полонез-фантазия, 3 и 4 скерцо. Даже миниатюры становятся
драматическими и большими (ноктюрн c-moll, полонез As-dur). В 1847
г. - разрыв с Жорж Санд. Остальные годы –постепенное угасание
творчества. В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он
давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на
польском балу. Умер Шопен от туберкулёза на руках своей сестры. На
похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его сердце
перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. в его творчестве появились
новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония.
Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических
приёмов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда
начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др. ). Это
воплощено в его “Колыбельной”. Мазурки
Для Шопена мазурки – символ Родины. Последние его произведения
–мазурки. Значение этого жанра сопоставимо по значению с песней у
Шуберта. Это маленькие фортепианные миниатюры, в которых Шопен
наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием
народного ансамбля. Он выразил в мазурках характерные черты её
разновидностей: Мазур, Оберек, Куявяк. Его мазурки можно разделить
на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и
лирические мазурки. Шопен называл мазурки обрасками.
№3 – E-dur. Изображается волынка, скрипка и контрабас. Деревенская.
№5 –B-dur. Эффектная, с большими скачками. Средняя часть в b-moll.
Воспроизводит лады и интонации дважды гармонического лада. №6 –
a-moll. Лирическая. №10 – B-dur. Бальная.
№13 – a-moll. Яркий пример лирической мазурки. Певучая гармония.
№14 – g-moll. Лирическая.
№15 –C-dur. Деревенская. Изображает народный ансамбль. В 3-й теме
используется лидийский F-dur(с си бекаром). Варьирование мелодии
(как народная импровизация).
№32 –cis-moll. С середины 30-х годов мазурки усложняются,
драматизируются. Эта мазурка–яркий пример. Изложение в ней не
похоже на мазурку. Оно полифоническое. Нет танцевальности. 3-х
частная форма. В конце- трагическая, скорбная кульминация. Это–
речитатив. №34 – C-dur. Деревенская. Лидийский C-dur. №47 – a-moll.
Лирическая. Полонезы
По сравнению с мазурками, это –более масштабный жанр. В полонезах
Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши. Гораздо больше
виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров,
часто фортепиано звучит как оркестр. Полонезы насыщены яркими
контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие
батальные сцены. Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных
формах. A-dur. Сложная 3-х частная форма. Средняя часть похожа на
звучание медных духовых инструментов в оркестре.
С-mol. Мрачный трагический характер. Траурная тональность. Сложная
3-х частная форма. Fis-moll. Составная форма. В основе сложная 3-х
частная форма со вступлением. В этом полонезе есть батальный эпизод
(2-й раздел) со скачками коней– A-dur. В середине звучит мазурка (У
Шопена часто встречается мазурка в середине разных жанров). Позднее
полонезы становятся похожи на баллады и на симфонические поэмы.
Прелюдии
У Шопена их 25 –цикл из 24 прелюдий и 1 прелюдия отдельно. Почти
все они написаны на острове Майорка. Шопен почти первый сделал
прелюдию самостоятельной пьесой, а не вступлением к чему-то. Цикл
из 24 прелюдий
Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью
непосредственного высказывания. Здесь присутствует логическая
мысль. Шопен–романтик с классическим мышлением. Каждая прелюдия
написана в своей тональности. Они расположены по кварто-квинтовому
кругу. Они, так же как и прелюдии и фуги Баха, являются как бы
энциклопедией жанров того времени. В прелюдиях Шопена можно найти
не только признаки разных жанров, но и сочетание разных жанров в
1-й прелюдии (№7–A-dur (мазурка)). Многие из прелюдий (11, 12, 5 и
др. ) схожи с этюдами. 24-я прелюдия напоминает по своему
драматизму революционный этюд. №17 – жанр песни без слов, №20
(c-moll) – с чертами траурного марша, №15 (Des-dur) – с чертами
ноктюрна. №9 (E-dur) соединяет в себе признаки разных жанров
–марша, гимна и хорала. Каждая прелюдия очень индивидуальна по
характеру и контрастна предыдущей прелюдии и последующей. Несмотря
на непосредственность, прелюдии маленькие по размерам. Часто
прелюдия состоит из 1-го периода. Форма прелюдий идеально подходит
к их содержанию. В тех прелюдиях, где есть распевные широкие
мелодии, форма более широкая (Des-dur–требует большую форму. Форма
в ней двойная 3-х частная, где крайние части ноктюрн, а средняя
часть–хорал). Почти все прелюдии выдержаны в одном характере, но
бывают и исключения в больших прелюдиях (Des-dur).