План:
I Цель автора
II Структура книги.
III Разбор глав от своего лица.
IV Оценка книги.
«Основные понятия историиискусства» была написана в 1915 году, а на
русский впервые переведена в 1930году.
Каксчитал
сам Вельфлин Основные понятия вытекли из потребности подвести более
солидныйфундамент под определения, ч которыми приходится иметь дело
историку искусства;не под оценочные суждения, но под определения,
характеризующие стили. Онполагал, что должна, наконец, появиться
история искусств, где бы шаг за шагомбыло прослежено возникновение
современного видения, — история искусств, котораяне только
повествовала бы об отдельных художниках, но в
систематическойпоследовательности показывала бы, как из линейного
стиля возник живописный, изтектоничного – атектоничный и. т.
д.
В своейкниге
Вельфлин впервые поставил два стиля рядом, доказав, что Барокко —
невремя упадка искусства, а самостоятельное направление,
противоположноеКлассицизму. В разгар поклонения всему
классическому, выразившемуся и вомертвевших «салонных вещах»
живописи «прекрасной эпохи»рубежа 19-20 веков, Вельфлин пишет о
прелестях искусства неправильного,темного, негармоничного, как
любили называть Барокко. По тонкости и красотеанализа барочной
живописи эта работа мало с чем сравнится. Изучая историюискусства с
конца XV в. до начала XVIII в., историк приходит к выводу
осуществовании двух различных способов видения: ренессансного
классицизма ибарокко, последовательно сменяющих друг друга.
«Различные эпохи порождаютразличное искусство» — этой фразой
Вельфлин связал историю искусства сэкономикой, политикой, историей,
модой, культурой, словом, решительноориентировал науку об искусстве
на изучение художественных форм в связи сформами созерцания,
присущими той или иной эпохе. В этом же труде Вельфлинвыделяет свои
знаменитые пять пар понятий, определяющих противоположные
точкисменяющих друг друга стилей. Первая: стиль классицизма линеен,
онпридерживается границ предмета, определяя и изолируя его, стиль
бароккоживописен, предметы естественным образом сливаются с
окружением. Вторая парапонятий: стиль классицизма строится при
помощи плоскости, стиль барокко — припомощи пространственной
глубины. Третья: классицизму присущи замкнутые формы,барокко —
открытые. Четвертая: единство стиля классицизма есть
множественноеединство отдельных элементов; единство стиля барокко
является цельным. И пятая:классицизм стремится, прежде всего, к
ясности, тогда как барокко свойственнанеобъяснимость поступков.
Вот те принципы и та схема,по которым построена книга и разбирается
весь в ней построенный материал.Вельфлин с большой
последовательностью водит принцип своих «пяти пар понятий».Вся
мотивировка, которых сводится к следующим основным положениям:
во-первых,влияние стиля одной эпохи на стиль другой эпохи,
во-вторых, — внутренние законыразвития искусства в пределах каждой
отдельной эпохи и, в-третьих, специальная «схема»зрения или
видения.
В
первом разделе «Линейность и живописность»,Вельфлин показывает, что
западная живопись бывшая в XVIвеке линейной, в XVII векеразвилась
главным образом в сторону живописности. Он считает, что
живописныйспособ – позднейший и без линейного способа, конечно, не
мыслим, но он неявляется высшим в абсолютном смысле этого слова.
Линейный стиль создалценности, какими не обладает и не хочет
обладать стиль живописный. Это два миросозерцания,по разному
ориентированные в смысле вкуса и интереса к миру, каждая из
которых,однако, способно дать законченную картину видимого.
Второй раздел «Плоскость иглубина» Содержит в себе три главы:
«Живопись», «Пластика» и «Архитектура».
В главе «Живопись» Вельфлин пишет, что к
классическомуплоскостному стилю было отмерено определенное время,
также как и классическомулинейному стилю, с которым у него
естественное родство, поскольку каждая линиясвязана с плоскостью.
Он считает, что приходит момент, когда плоскостная
связьослабляется, и начинает все более внятно говорить размещение
картины в глубину.Это стиль обесцененной плоскости.
Вглаве «
Пластика» Вельфлин говорит о том, что историю пластики
можнодемонстрировать на истории развития фигуры. По его мнению
существуетплоскостное самоограничение, которое означает не
подавления богатства движений,но лишь иное расположение форм и с
другой стороны существует сознательное разрушениеподчеркнутой
плоскостности в смысле отчетливо выраженного движения в
глубину.
Вглаве
«Архитектура» Вельфлин пишет, чтоприменения понятий «
плоскостность» и «глубинность» как будто наталкивается
назатруднения. Он считает, что даже если согласиться с тем, что
архитектурноепроизведение, как тело, подчинено тем же условиям, что
тектоническое сооруженияникогда – даже в самой незначительной
степени – не может так отрешиться отфронтальности, как это удается
барочной пластике. Иными словами, объективнаяналичность трехмерных
тел и пространств не содержит еще никакого указания настиль.
Классическому искусству итальянцев, как считает Вельфлин,
свойственно всовершенстве развитое чувство объемности, но ренессанс
трактует объем не в томдухе, что барокко.
Втретьем
разделе « Замкнутая и открытая форма» в главе «Живопись»
Вельфлинпредставляет, что каждое художественное произведение
оформлено и представляетсобой организм. «Замкнутым» по Вельфлину
называется изображение, которое спомощью большего или меньшего
количества тектонических средств превращаеткартину в явление,
ограниченное в себе самом, во всех своих частях ограниченноев себе
самом, во всех своих частях объясняющееся собою самим, тогда как
стильоткрытой формы, наоборот, всюду выводит глаз за пределы
картины, желаетпоказаться безграничности, хотя в нем всегда
содержится скрытое ограничение,которое одно только и обуславливает
смысл замкнутости(законченности) вэстетическом смысле.
Однаковсе
явственнее обнаруживается тенденция к тому, что картина
перестала выглядеть как самодовлеющий кусочек мира,но казалась
переходящим зрелищем, которое радует зрителя именно тем,
чтоприобщает его к жизни мгновения. В конечном счете важны не
вертикальное игоризонтальное направления, не фасад и профиль,
тектоника и атектоника, но, товыглядит ли намерено фигура и целая
картина как зрительные ценности или нет.
Вглаве «
Пластика» автор подчеркивает, что пластическая фигура, разумеется
подчиненатем же законам, что и фигура на картине. Проблема
текточности и атекточностиприобретает специальный характер по
отношению к пластике лишь как проблемаводружения или, иначе
выражаясь, как проблема отношения к архитектуре.
Неттакой
свободно стоящей фигуры, которая не имела бы корней в
архитектуре.Постамент, отношение к стене, ориентировка в
пространстве – все этоархитектонические моменты. Здесь происходит
нечто подобное тому, что мынаблюдаем по поводу зависимости
междузаполнением картины и её рамкой: после некоторого периода
взаимной согласованностиэлементы эти начинают чуждаться друг друга.
Фигура отрешается от ниши, она нехочет больше признавать связующей
силы стены, которая составляла её фон, и чемменьше чувствуются в
ней тектонические оси, тем сильнее порывается всякоеродство с
архитектурной основой.
В
главе « Архитектура» Вельфлин считает, что
живопись«может», архитектура «должна» бытьтектоничной.
Тектонический стиль есть прежде всего стиль строгого порядка и
яснойзакономерности, атектонический стиль, напротив – есть стиль
более или менееприкрытой закономерности и свободного порядка.
Ктектоническому стилю принадлежит все, что действует в смысле
ограничения инасыщенности между тем как атектонический стиль
раскрывает замкнутую форму,т.е. обращает насыщенную пропорцию в
менее насыщенную. Вместо впечатленияспокойствия возникает
впечатление напряжения и движения.
Вчетвёртом
разделе «Множество и единство» в главе «Живопись» автор
исследуетпринцип замкнутой формы, которые предполагает понимание
художественногопроизведения как некоторого единства. Лишь когда
совокупность форм ощущаетсякак целое, это целое можно мыслить
закономерно упорядоченным, безразлично,подчеркнут ли в нем
тектонический центр или же господствует более свободныйпорядок.
В главе «Архитектура»,Вельфлин считает, что когда возникает новая
система форм, то, разумеется,детали, первоначально несколько
выпячиваются. Сознание большей важности целого,правда, есть, но
художник часто бывает склонен ощущать деталь обособленно; такона и
утверждается во впечатление от целого.
Новшеством барокко являетсяне единство вообще, но абсолютное
единство, в котором часть, каксамостоятельная ценность, более или
менее пропадает в целом.
В пятом
разделе «Ясность и Неясность» вглаве «Живопись» автором делается
вывод, что каждая эпоха требовала отискусства ясности; неясность
изображения всегда рассматривалась как недостаток.Для классического
искусства, всякая красота связана с безостановочнымраскрытием
формы, в барокко абсолютная ясность затемняется даже в тех
случаях,когда художник стремится к совершенной точности. Больше не
заботятся омаксимальной отчетливости изображения; напротив, её
избегают.
Вглаве
«Архитектура» Вельфлиным дается – ясность и неясность суть
понятия,относящиеся к декоративности, а не к подражанию. Он
считает, что существуеткрасота совершенно ясной, с полна
воспринимаемой формы, и наряду с нею красота,основывающаяся как раз
на неполном восприятии никогда не раскрывающей целикомсвоего лица.
Красота первого рода типична для классической, красота второгорода
– для барочной архитектуры и орнаментики. Там – полная видимость
формы,исчерпывающая ясность, здесь – построение хотя и достаточно
ясное, но все же нена столько ясное, чтобы зритель мог доискаться
до конца. Таков именно былпереход, по мнению Вельфлина, высокой
готики в позднюю готику, классическогоренессанса – в барокко.
«Основные
понятия историиискусств» дали основные положения и для критики
Вельфлина. Аргументоппонентов — это его приверженность «истории
искусства без имен», атакже наличие тех самых пяти пар понятий —
формальных категорий дляхарактеристики искусства различных стран и
народов.
Читателю
книга полезна, так какавтором создана та почва, те силы, которые
определяли искусство Возрождения,барокко и рококо. Не понимая и не
учитывая их, невозможно изучать историю искусства,его содержания
формы и стиль.
Г. Вельфлин. Основные понятия истории искусства
89
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!