- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Гипноз и изменение сознания, использование методики НЛП

Однако на самом деле очень мало сект используют подобные практики.
Использование гипноза и др.способов изменения сознания в религ.практике проявлялось еще задолго до появления тотал.теории в 20 в. Но изучение этой проблематики в религии в психологическом и психиатрическом измерении в светской науке началось сравнительно недавно. История гипноза считается такой же древней, как и история религии, но научное обоснование гипноза и сам термин «гипноз» был введен в научный оборот в сер.19 в английским ученым-врачом Джеймсом Брэйдом. Он не изобрел гипноза, он лишь описал то, что видел и описал методику, т.е.как этому можно научиться. Гипноз, магия и т.д. – оно совечно религии, в 19 в этот термин был введен в научный оборот, но это не значит, что до этого момента никто не знал, что такое гипноз. Гипноз и внушение не является чем-то новым в религиозной практике, легко м.убедиться.
Изменение сознания – еще более серьезное воздействие на человека, чем гипноз. Если посмотреть исследования светских ученых, крые занимались этой проблематикой – кто рассматривают психологию измененного сознания - более 90% всех религиозных сообществ используют практику, где встречается изменение сознания человека (крые им удалось изучить). Классич.примером в этом являются шаманизм и древние религии. Так же эти ученые отмечают, что изменение сознания практиковалось «евангелическими христианскими группами», крые особое значение придавали религиозным переживаниям, дарам духа (исцеления, гласо..ние). Внушение использовалось в проповеди «ривайвелизма», у их представителей. Это движение особенно активно распространяется в конце 18 в, в 19 в, т.е.предшественники современных 50-ков.
В этом контексте говорить о чем-то новом в учении, в появлении новых религиозных движений, мировых религий не приходится. Все то, с чем мы встречаемся в практике современных сект, уже имело место в прошлом. Светские исследователи так же отмечают, что русские сектанты также используют гипноз. После появления СССР техника гипноза изучалась и использовалась при допросах преступников, т.е.на них воздействовали так же, как хлысты, скопцы и т.д.воздействовали на своих адептов. Если это правда (но фактов мало), мы имеем дело не с чем-то новым. Что же касается внушения как способа изменения сознания, здесь также нет ничего нового. И сами светские исследования (менее религиозные) отмечают, что религиозные верования и исцеления построены на самовнушении. Книга «Психология влияния, скрытое управление, манипулирование и защита от них», цитата: «Верующие видят в образе Бога неиссякаемый источник любви и добра, как бы черпают энергию из этого колодца, на самом деле энергия черпается из собственных запасов, в этом заключается гениальная находка отцов-основателей вероучения о Боге – создать возможное черпание из собственного источника, думая, что черпают из божественного». Далее он говорит, что проповедь греховности человеч.природы расценивается как учение о ничтожестве человека, это позволяет св.отцам от имени Бога руководить паствой. В этом контексте церковные ритуалы м.быть использованы для контроля за личностью. Как пример м.привести таинство совершения крещения. Священник обращается к родителям: «Первородный грех детей отпущен, теперь эти создания человеческие совершенно чисты, только от вас зависит, какими вырастут эти дети, помните об этом и живите без греха». Торжественность обстановки усиливает впечатление этих слов, крые изначально были посвящены детям. Главное воздействие обряда адресуется родителям (по мнению этого человека). «Они несут крестить ребенка в соответствии с традицией для его же блага, а получают порцию внушения сами». Это попытка светского человека посмотреть на церковные обряды сквозь призму внушения и управления сознанием в религиозном контексте. Если будут так смотреть на нас, то мы далеко окажемся от статуса Церкви.
М.сказать, что если мы будем говорить о критериях тотал.сектантства сквозь призму антикультового движения, то там в числе признаков управления личностью названы: контроль доступа к информации, тайная исповедь грехов (открытие помыслов). Он утверждает, что если хотя бы один признак встречается в вашей религиозной практике, вы д.быть насторожены, ваше сознание м.быть уже под контролем. Это хорошая мысль, но необходимо ее правильно аргументировать, а не просто навешивать ярлыки, чтобы мы не подпали под собственную анафему. Т.о., техника изменения сознания появилась намного раньше втор.половины 20 в, поэтому утверждать, что эта практика является отличительной чертой сект 20 в, просто невежество.
Из всех сект, крые пытались использовать какие-то средства изменения сознания чистого свойства – это была секта Аум сенрикё, они в свое время вывезли российских музыкантов, крые работали в секте, в Японию, там их недалеко от гор.Фудзияма локализировали в спортивном лагере, всех в принудительном порядке уложили на маты, под крыми были установлены какие-то излучатели. И люди 8 ч.неподвижно лежали, но никто из оркестра не стал сектантом даже после такой обработки (1996). И когда мы говорим, что сектанты используют средства подсознательного влияния (например, 25й кадр) или электрич.средства влияния на человека для передачи информации, то мы д.знать, что это имеет место, но всякое обвинение д.опираться только на факт. Сегодня м.с уверенностью говорить, что отдельные организации использовали эффект 25го кадра, но этот эффект использовали не только тотал.секты, но и протестантские проповедники (они распространяли кассеты, где использовался этот эффект для внушения) – кн.англ.исследователя Баркер «Новые религиозные движения», 1997 г. Она пишет, что в одной из сект в открытом виде продавались эти кассеты, причем люди знали, что там используются методы подсознательного влияния и даже она заключает – «проблемы, в какой степени эти методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко они используются в рекламных целях, активно только обсуждается, тем не менее, пока нельзя заявить с полной уверенностью, что это метод в полной мере использ.к-либо религиозным движением в наше время для обращения. Статистика говорит, что если даже они и имеют методы подсознательного воздействия, то техника практически не дает никаких результатов».
Распространение подсознательного внушения в протестантских общинах
Одна протестантка, ее зовут Флоренс Бьюли, издала кн. «У заблуждения много лиц». Он говорит, что в одном христианском журнале в Америке она нашла 2 рекламных объявления: «обновите свой ум без всяких усилий, через основанные на Библии кассеты, действующие на подсознание». Другое объявление гарантировало следующее: «человек может обрести духовный рост, обтести силы чрез эти кассеты, крые используют науку, образование и методы, изменяющие подсознательно поведение, чтобы влить миллионы проанализированных текстов и утверждений в наше внутреннее существо». Она отмечает, что в некрых христианских общинах используется метод манипулирования сознанием. Почему же их не именуют сектами?
Такой возможный признак, как использование методики НЛП (нейролингв.программирования) – непонятно, если, например, эксперты установили, что иеговисты используют НЛП, то как же тогда, если секта существует с 19 века, а НЛП тогда еще не было – как такое было возможно? Кроме того, само явление НЛП тоже не новое, а является лишь новой комбинацией уже ранее известных приемов.

Такой признак как религиозный синкретизм – также явление не новое, а давно известное в истории (гностики и проч.)

Следующий признак принадлежности к тотал.сектантству – приспособленность сект к массовой культуре, сращивание с международным бизнесом, средствами массовой информации, спецслужбами отдельных государств.
1) Спецслужбы: так сложилось, что религиозные организации не оставались без внимания спецслужб, причем этот процесс начался не во 2 половине 20 в, он использовался давно, и примеров тому множество. Например, в 1872 г.мадам Е.П.Блаватская, основательница теософии, сама обратилась в 3й отдел с предложением оказать услуги в кач.международного агента, но ей отказали. Примеров много. Будем помнить также и то, что и христианские конфессии тоже все сотрудничают со спецслужбами.
2) Сращенность с междунар.бизнесом и СМИ – бизнесом занимаются все.
3) Приспособленность к массовой культуре. Этот тезис довольно спорный. Все зависит от того, как мы будем определять культуру и как мы будем выявлять связь между религией и культурой. Самым распространенным мнением в нашей церк.среде считается, что культура является плодом, результатом религ.деятельности человека, поэтому если речь идет о том, что секты приспосабливаются под культуру, то нам предлагается по-иному посмотреть на источник влияния культуры, считается, что культура порождает религию. Но общепринято, что религия порождает культуру. Пример тому – деградация зап.религиозности привела к созданию такой культуры, в крой возможно появление сект современного образца, т.о.сектам не надо приспосабливаться под культуру, она для них является естественной средой обитания.