- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Город в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Город в комедии Н.В. Гоголя«Ревизор»
Повыражению В. Я. Брюсова, в своем творчестве Н. В. Гоголь стремился к “вечному ибесконечному”. Художественная мысль Н. В. Гоголя всегда стремилась к широкому обобщению,его цель во многих произведениях заключалась в том, чтобы нарисовать наиболееполную картину русской жизни. Говоря о замысле “Ревизора”, Гоголь отмечал, чтов этом произведении он решился “… собрать в одну кучу все дурное в России,какое он тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем...”. Так возникгород “Ревизора”, который автор назвал “сборным городом всей темной стороны”.
Вкомедии представлены все стороны российской действительности. Н. В. Гогольизображает самые разные слои городского населения. Главным представителемчиновничества является городничий, Сквозник-Дмухановский. Городские помещикипредставлены Бобчинским и Добчинским, купечество — Абдулиным, мещанство —Пошлепкиной. Выбор персонажей обусловлен стремлением максимально широкоохватить все стороны общественной жизни и управления обществом. Каждая сферажизни представлена одним лицом, причем автору важна прежде всего необщественная функция персонажа, а шкала его духовных или нравственныхценностей.
Богоугоднымизаведениями в городе руководит Земляника. Люди у него мрут “как мухи”, но этоего нисколько не смущает, потому что “человек простой: если умрет, то и такумрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Суд возглавляет Ляпкин-Тяпкин,человек, прочитавший пять или шесть книг”, В полиции процветают пьянство,грубость. В тюрьмах людей морят голодом. Полицейский Держиморда без всякогосмущения заходит в лавки купцов как в свою кладовую. Почтмейстер Шпекин излюбопытства вскрывает чужие письма…
Всехчиновников в городе объединяет одно: каждый из них рассматривает своюгосударственную должность как отличное средство жить без забот, не затрачиваяникаких усилий. Понятия общественного блага в городе не существует, повсюдутворятся бесчинства и процветает несправедливость. Удивительно, но никто даже ине стремится скрыть свое преступное отношение к своим обязанностям, собственныепраздность и безделие. Взяточничество же вообще считается нормальным делом,даже, скорее, все чиновники сочли бы ненормальным, появись вдруг человек,считающий брать взятки весьма постыдным занятием. Не случайно все чиновники вглубине души уверены, что не обидят ревизора, когда идут к нему с подношениями.“Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудьгрехов”, — со знанием дела говорит Городничий.
Городв пьесе изображен посредством обилия бытовых подробностей в ремарках, но преждевсего, конечно, глазами самих хозяев города. А потому мы знаем и о реальныхулицах, на которых “кабак, нечистота”, и о гусях, которых развели в приемнойсуда. Не пытаются чиновники ничего изменить и перед приездом ревизора:достаточно только приукрасить город и его присутственные места, поставитьсоломенную веху около мусорной свалки, чтобы было похоже на “планировку”, данадеть чистые колпаки на несчастных больных.
Всвоей пьесе Н. В. Гоголь создает поистине новаторскую ситуацию: раздираемыйвнутренними противоречиями город становится единым организмом благодаря общемукризису. Грустно только, что общая беда — это приезд ревизора. Город объединяетчувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями.
Некоторыеисследователи творчества Н. В. Гоголя считают, что город в “Ревизоре” —аллегорическое изображение Петербурга и что Гоголь лишь по цензурнымсоображениям не мог сказать, что действие происходит в северной столице. На мойвзгляд, это не совсем так. Скорее, можно сказать, что город в пьесе — это любойроссийский город, так сказать, собирательный образ русских городов. Гогольпишет, что от этого города до столицы “хоть три года скачи” — не доедешь. Но отэтого мы не начинаем воспринимать город в пьесе как отдель ный островок порока.Нет, Н. В. Гоголь делает все для того, чтобы читатель понял, что нигде неттакого места, где жизнь протекала бы по другим законам. И доказательство тому —“ревизор”, приехавший из Петербурга. Конечно, могло случиться и так, чторевизор не брал бы взятки. Но нет сомнений, если бы такое и произошло скем-либо из персонажей пьесы, он расценил бы этот случай как свое личноеневезение, а вовсе не как победу закона. Все чиновники в пьесе знают, простоуверены: их нормы и обычаи будут близки и понятны другим, как язык, на которомони говорят. В “Театральном разъезде” сам Н. В. Гоголь писал, что, изобрази онгород иначе, читатели бы подумали, что есть другой, светлый мир, а этот — лишьисключение. Нет, это не так, к сожалению. Город в “Ревизоре” поражает своейчудовищностью. Перед нами предстает картина разобщенности людей, ихотдаленности от подлинного смысла жизни, их слепоты, незнания истинного пути.Люди утратили естественную способность думать, видеть, слышать. Их поведениепредопределено одной-единственной страстью — приобретать: положение в обществе,чины на службе, богатство. Человек постепенно теряет свой человеческий облик. Итакая участь ждет всех, кто далек от нравственности, духовных ценностей.Грустно становится, когда думаешь о том, что все чиновники в пьесе одинаковы,что там нет ни одного светлого образа.
Ивсе же в комедии есть положительный герой. Этот герой — смех, “тот смех, которыйвесь излетает из светлой природы человека… без проницающей силы которогомелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/