- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Государство и общественные объединения. Государство и церковь



Взаимоотношения государства и общественных объединений (ОО)служат важнейшим показателем демократ. гос. власти. Если гос-во стремится к сотрудничеству с общ-ми объед-ми, обеспечивает их свободное развитие и функц-е, гарантирует их самост-ть в решении внутриорг-ных проблем, то такое гос-во следует оценивать как демокр.,поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединениев различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей деклар. прав чел. закреплено: «Каждый чел. имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европ. конвенции о защите прав чел. и осн. свобод: «Каждый чел. имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Это право не подлежит к.-л. ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом,

б) необходимы в демокр. обществе;

в) м. б. ограничены: интересами гос. или общ. безоп-ти, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

Согласно Конст. РФ, «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов».

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добров. основе обществ. объед-я;

2) вступать в сущ-щие объед-я;

3) воздерживаться от вступления в к.-л. объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений. Отношения гос-ва и общ. объед-й носят двустор.хар-р - гос-во определяет правовое положение общ. объед-й, пределы их деят-ти, объем полномочий и т. д., а общ. объед-я участвуют в определении политики гос-ва, в различных полит. кампаниях, в контроле за деят-тью гос. органов.

В литературе выделяют три главных направленияя сотрудничества гос-ва и общ. объед-й:

1) информир-е гос-вом общ. объед-й о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых гос-ми органами решениях;

2) совместная деят-ть гос-ва и общ. объед-й в решении социально значимых проблем, напр., избир. кампания, охрана окр. среды, охрана общ-го порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

3) законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общ. объед-я воздействуют на процесс правотворч., изучают общ. мнение, проводят общ. экспертизу законопроектов, других НПА.

Государство же, в свою очередь, контролирует:

1) законность деят-ти общ. объед-й, в т.ч. путем регистрации их уставных док-тов, надзора за тем, чтобы их деят-ть не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Оно может приостановитьдеят-ть общ. объед-й или их ликвидировать,а также запретить (по решению суда). Согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общ. объед-ях» общ. объед-е предст. собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересовдля реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

В отличие от ранее действующего зак-ва ныне общ. объед-я могут как регистрироваться,так и не регистрир. в органах юстиции. Незарегистр. общ. объед-е не приобретает прав юр. лица и не вправе участвовать в избир. кампаниях.

В РФ предусмотрена возможность создания следующих шести видов общ. объед-й:

• общественная организация;

• общественное движение;

• общественный фонд;

• общественное учреждение;

• орган общественной самодеятельности;

• политическая партия.

Из названных видов только общ. орг-ции и полит. партии основаны на членстве,остальные объединения состоят из участников,не имеющих членства.

Членами и уч-ми общ. объед-й могут быть как физ. лица — рос. граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юр. лица — общ. объед-я. Создаются общ. объед-я по инициативе не менее трех лиц, достигших 18 лет. Для молодежных орг-ций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских орг-ций — 8 лет. Органы гос. власти и МСУ не могут быть учредителями или уч-ми общ. объед-й.

Права общ.объед-й — право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность и др.

Среди обязанностей наиболее значительные — соблюдать зак-во, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, представлять регистрирующему органу годовые и квартальные отчеты о своей деят-ти, допускать представителей этого органа на проводимые общественным объединением мероприятия и др.

Гос-во не может вмешиваться в деят-ть общ. объед-й, если они не нарушают законов. В то же время гос-во:

1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общ. объед-й;

2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансир. отдельных общ-но полезных программ по заявкам общ.объед-й;

3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение гос. заказов и др.

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». В широком смысле «церковь» — это особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие религиозной (догмат. и культовой) системы;

б) иерарх. хар-р, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклас. обществах, сущ-ших в форме городов-гос-в, имелось три центра управления — гор. община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и гос-ва:

а) наличие гос. церкви, у кот. закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от гос-ва и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. Почти в тридцати мусульманских странах гос. религией официально признан ислам.

Статус гос. церкви хар-ся следующими моментами:

1. За церковью признается право соб-ти на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от гос-ва различные субсидии и матер. помощь.

3. Церковь наделяется рядом юр. полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в полит. жизни, в частности, через свое представительство в гос. органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как пр., в образоват. учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от гос-ва (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) хар-но следующее:

1. Гос-во регулирует деят-ть религ. орг-ций, осущ-ет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерк. деят-ть.

2. Гос-во не оказывает церкви матер., фин. поддержки.

3. Церковь не выполняет гос. функций и вообще не вмешивается в дела гос-ва.

4. Отношения между гос-вом и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права гос-ва контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотнош. гос-ва и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных обществ. задач, а не полную изоляцию друг от друга.

Статья 14 Конст. гласит: «1. РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

На основе этих положений Конст. гос-но-конфес. отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религ. объед-ях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, нах-ся на терр. РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

В Советском гос-ве религ. орг-ции вообще исключались из полит. системы социализма. В современной России религ. объед-я (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела гос-ва и участвовать в выборах органов гос. власти и управления.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной соб-ти в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации полит. жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы гос. власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теокр. гос-ти сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теокр. тенденции, теократизацией полит. процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского гос-ва.

Теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно.

Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Клерикальное гос-во это могут регистрировать рождения, смерти, брака и т.д., Британия!




Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов (государство, политические и неполитические организации и объединения) организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, общественные объединения, союзы предпринимателей и промышленников, профсоюзы, церковь, СМИ и т.д. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Исходя из степени вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:

- Политические организации – прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые политические партии;

- Неполитические организации – развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования является не политика. Сюда и относятся например общественные объединения, профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, предпринимательские структуры.

Под общественным объединением российское законодательство понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, зафиксированных в его уставе.

Право граждан (ст. 30 Конституции РФ) на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и в неполитических целях. Отсюда различают:

- общественные организации;

- общественные движения;

- общественные фонды;

- общественные учреждения;

- политические партии (создаются исключительно в политических целях борьбы за власть).

Непартийные объединения (например, общественные движения) участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.

Среди многочисленных организаций, имеющих в содержании уставных целей лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К числу неполитических общественных объединений относят: профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения; объединения, уставы которых предусматривают членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам; объединения, созданные для реализации неполитических интересов.

Общественные объединения выступают как часть демократии и формы жизни гражданского общества.

Общественные объединения, действующие в антигосударственных и антиобщественных целях, запрещаются и преследуются государством.

Согласно Конституции РФ запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности России;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религи­озной розни.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политический кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в законодательные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В науке выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

- информирование государством общественных объединений о принимаемых государственными органами решениях;

- совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная компания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда и т.д.;

- законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия.

Государство, в свою очередь, контролирует:

- законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора над тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

- законность источников доходов данных объединений, уплату ими установленных налогов.

Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, а в случае серьезных нарушений – ликвидировать их в судебном порядке.

Церковь – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероисповедания

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

- наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

- режим отделения церкви от государства и всех сфер человеческой жизнедеятельности.

История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны.

Церковь как представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России.

К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст. 14 Конституции Россия есть светское государство и религиозные объединения отделены от государства.

Религиозные объединения создаются исключительно и только с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии.

После распада Советского союза и становление в России нового социально-экономического строя церковь активно участвовала в политике. Вспомнить хотя бы события в 90 годов, когда РПЦ беспошлинно ввозила в Россию водку и табак для якобы гуманитарный целей, а в качестве склада был использован Свято-Даниловский монастырь.

Наши государственные деятели принцип светского государства понимают не как вытеснение религиозных норм из сферы жизни отдельного человека, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, а как разделение сфер компетенции между церковью и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Сложно сказать, верный ли данный подход или нет. И все же раз мы объявили себя светским государством, значит и общественные отношения, складывающиеся между людьми в отдельных сферах жизнедеятельности, должны регулироваться исключительно правом, гражданским, другими отраслями права, но никак не религиозными нормами; и тем более решения государственных органов не должны иметь религиозного обоснования.