- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Государство, власть, управление: современные подходы и национальные особенности.

Изучение истории государственного управления невозможно без осмысления таких понятий, как «государство», «политика», «управление», «государственная власть». Ключевым понятием в данном курсе является «государство». Это объясняется тем, что государственное управление может осуществляться только как целенаправленное воздействие государства на общественные процессы, отношения и деятельности людей. Государство воздействует на общество через государственный аппарат как систему государственных органов и государственных служащих.
На протяжении всей истории развития государства и общества существовали различные трактовки природы и сущности государства, его роли, его устройства. Так, Аристотель ориентировался на современную ему политическую практику и заботился, прежде всего, о стабильности политических учреждений. Платон связывал лучшее устройство государства с правлением лучших людей. На его модели «республики философов» основывались элитарные теории государства.
В сущности, именно от Платона и Аристотеля берут начало две противоположные традиции в мировой политической практике, касающиеся определения природы государства и государственной власти. Для одной из них (Платон, Руссо, марксисты) главным был вопрос о том, кто правит? В противоположность этому сторонники Аристотеля исходили из вопроса что правит? – правит ли закон в этом государстве, одинаков ли он для всех? Для приверженцев этого направления политической власти главное заключалось в том, как правильно организовать государственную власть, чтобы она служила обществу, его интересам.
В современном значении понятие «государство» появляется только в Новое время, когда возникла проблема выделения государственно-политических отношений в самостоятельную сферу. С этого времени (16-17 вв.) термином «государство» обозначается большинство государственных образований.
Огромная заслуга введения понятия принадлежи Н. Макиавелли, который для обозначения государства использовал термин «state» (лат. status – положение, статус). Новый термин определил юридическое состояние, взаимные права и обязанности гражданина и государства. Именно с этого момента термины «государство» и «гражданское общество» вводятся в политический словарь как самостоятельные понятия, наделенные определенным смыслом.
Государство представляет собой механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.
Государство – это высшая форма организации общества. Государство следует рассматривать как политическую организацию общества, механизм публичной власти, воплощающий право и силу. От этого мы и перейдем к понятиям «политика» и «государственная власть».

Власть и политика: понятия и современные подходы

Можно выделить следующие наиболее известные подходы к вопросу о сущности политики:
1. Директивный (лат. dirigere – направлять): политика трактуется как деятельность по руководству и управлению обществом, общественными процессами с использованием механизмов власти (М. Вебер);
2. Функциональный, согласно которому сущность политики состоит в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники политики выполняют строго определенные функции и роли (Платон);
3. Коммуникативный: самый широкий подход к политике, сторонники которого рассматривают политику как универсальное средство обеспечение целостности общества. При этом выделяют: интегративное направление (политика как социальная этика, ее цель благо человека, а не общества (Аристотель); конфликтное направление (политика как сфера господства, подавления одних социальных групп другими (Макиавелли); как сфера борьбы классов (Маркс).
Основным недостатком современных подходов к понятию «политики» является то, что они не раскрывают социальный смысл самой политики, сводя феномен политики к государству и власти. По мере развития цивилизации, с появлением политических партий, групп интересов, лоббистов, СМИ содержание политики уже не может сводиться только к государству. В сущности, политика начинается там, где возникает конфликт интересов.
Часто между понятиями «власть», «политика», «управление» не делается различие. Но это большая ошибка. Власть – это вовсе не обладание и не примитивное воздействие А на Б, это всегда действие или процесс, это способность субъекта подчинить объект в соответствии со своими намерениями. Власть – это всегда ассиметричные, зависимые отношения (технология ADSL). Это и есть главное отличие власти, потому что, политика – это согласование интересов, а управление это – целедостижение.
Одной из основных характеристик государственной власти является ее легитимность. Легитимность шире таких понятий как законность происхождения власти, выборность, занятие должности и др. Легитимность основана на доверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, если это характерно для данного общества.
М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения власти выделяет три основных типа легитимности:
· Традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке повиноваться власти, вере в священность существующих порядков; власть носит личный характер, передается по наследству, освящается религией, она сакральна);
· Харизматическая (ее источником является качества личности – харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей устойчивостью и запасом прочности, т.к. во многом основан на эмоциях и чувствах;
· Рационально-легальная (основана на формально-рациональных процедурах и законах, на рационально понятом интересе, побуждающем людей подчиняться решениям правительства).
Традиционная легитимность свойственна монархиям, харизматическая легитимность наиболее характерна для периодов революционных перемен как переходная форма власти от традиционной к рациональной, рационально-легальная свойственна современным демократическим государствам.
Следует также подчеркнуть, что легитимность может осуществляться на различных уровнях: идеологическом (признание народом целей данного политического режима, его идеологии); структурном (признание народом эффективности и законности существующих политических институтов, устройства государства); персональном (доверие населения к конкретным политическим элитам и политическим лидерам).
Несмотря на все сказанное, нельзя забывать, что государство необходимо истолковывать не только в категориях права, но и с позиций морали. Потому что речь идет о судьбах людей, их интересах и т.д. Власть должна обладать способностью понимать и воспитывать, а не только управлять.


Лекция 2.