В XV-XVI веках система вещных прав получает дальнейшее развитие. Основными способами приобретения вещных прав считались захват, давность, находка, договор и пожалование. Законодательство и практика установили твердые правила о способах приобретения собственности. Особое внимание уделялось собственности на землю, поскольку земля постепенно превращалась в товар. Земельная собственность феодалов разделялась в то время на три разряда: великокняжеская или царская, наследственные феодальные вотчины и феодальные поместья. Великокняжеский или царский домен состоял из лесов и болотистых местностей, чернотягловых земель, население которых платило дань и денежную ренту, именовавшиеся тяглом, и находилось под управлением наместников и волостелей как представителей великокняжеской администрации на местах, и земель дворцового имущества, население которых несло различные повинности, выплачивало небольшую дань и натуральную ренту великому князю или царю. Однако царский домен постепенно сокращался, так как чернотяглые земли и дворцовые земли постоянно жаловались за службу боярам, дворянам и церкви.
Вотчинами назывались в московском государстве наследственные феодальные земельные владения. Вотчины можно было продавать, покупать, обменивать, дарить, отдавать в залог. Владельцы вотчин, как мы уже ранее отмечали в лекциях, несли военную службу. Все вотчины разделялись в соответствии с законодательством на четыре категории. Первую составляли родовые вотчины. Они принадлежали боярам, детям боярским и дворянам и являлись собственностью всего боярского или дворянского рода. При отчуждении родовых вотчин близкие родственники бывшего собственника имели право выкупа в течении определенного времени. Царский судебник 1550 года установил право родового выкупа в случаях, когда вотчина перешла в чужие руки в результате купли-продажи, мены и залога. Срок родового выкупа был определен в 40 лет. Выкупленные вотчины сохраняли статус родовых вотчин. Что касается наследования родовых вотчин, то такое право имели только члены рода с целью сохранения вотчин в роду.
Вторую категорию составляли купленные вотчины, то есть земельные владения, приобретенные в феодальную собственность у представителей других родов. Продать вотчину можно было только феодалам, жившим в том же уезде. Права родового выкупа вотчины в таком случае не было. Купленные вотчины превращались в родовые по их наследованию. В третью категорию входили жалованные или выслуженные вотчины, пожалованные за службу великим князем или царем. Пожалование носило в то время условный характер, и если боярин или дворянин мог чем-либо вызвать недовольство и гнев великого князя, то земля отбиралась и возвращалась в царский домен. Полномочия владельца закреплялись жалованной грамотой, и в 1572 году было издано постановление, в соответствии с которым не имевшие жалованных грамот владельцы таковых вотчин утрачивали на них наследственное право, то есть после их смерти земли переходили в пользование не наследникам, а передавались в царский домен. Четвертая категория – это княженецкие вотчины, то есть принадлежащие бывшим удельным князьям и некоторым старым боярам. Их могли наследовать по прямой линии только мужчины из рода, а по боковой линии наследники не далее седьмой степени родства. При отсутствии таких наследников княженецкие вотчины переходили в царский домен. Но эти вотчины можно было продавать братьям или племянникам с целью сохранения земли в роду.
Условные земельные держания в виде поместий давались великими князьями боярам, дворянам и другим лицам за службу или под условие службы. Владеть поместьями в соответствии с законодательством имели право только служилые люди, такие как бояре, дети боярские, дворяне, дьяки и подьячие, придворные и должностные лица, рейтары и драгуны. В состав поместий входили населенные крестьянами земли, пустоши, охотничьи и рыболовные угодья. Крестьяне при этом получали послушную грамоту, в которой им предписывалось слушаться нового владельца. Помещики были обязаны нести службу и поддерживать поместье в том порядке, в каком оно было дано в условное владение. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен. Однако со временем установился обычай, по которому помещик, вышедший со службы по возрасту или по ранам и увечьям, полученным на службе, передавал поместье в распоряжение своим сыновьям в случае, если они были пригодны к военной службе. Если же сыновья были малолетними, то поместье поступало к ним на оброк до совершеннолетия.
Часть земель относилась к церковному владению. Митрополиты, архиепископы и епископы могли раздавать поместья своим служилым людям, но церковные владения признавались неотчуждаемыми.
Следует обратить особое внимание на то, как в Судебнике 1497 года и Царском судебнике 1550 года решался вопрос закрепощения крестьян. Еще в середине XV века крестьяне могли уходить от помещиков на праздник священном ученика Георгия или на Юрьев день, который отмечался 26 ноября. Право ухода или отказа распространялось по статье 57 Судебника 1497 года на неделю до церковного праздника и на неделю после Юрьева дня. Этот установленный срок крестьянского отказа охранял интересы феодалов, так как уже заканчивались все сельскохозяйственные работы. Кроме того, крестьянин должен был выплатить так называемое пожилое или плату за пользованием двором, размеры же оплаты определялись в зависимости от условий местности: в полях, пригодных для выращивания хлеба, за двор платили пожилое в рубль, в лесной полосе в полтину. Был учтен при выплате пожилого также срок проживания крестьянина на господской земле. По Судебнику 1550 года сумма пожилого была увеличена на два алтына.
Важной особенностью обязательного права стало то, что обязанное лицо по обязательству отвечало не своей личностью, а своим имуществом. Царский судебник 1550 года запретил должникам служить в хозяйстве у своего кредитора вместо уплаты процентов. В 1558 году был издан царский указ, который запрещал несостоятельным должникам поступать в холопы к кредитору. Законом регламентировался целый вид договоров, получивших некоторое новое наполнение. До середины XVI века договоры в основном заключались в форме устного соглашения. Однако к концу XVI столетия сделки все чаще заключались, а затем и постоянно в форме письменной или в виде кабалы. Кабала подписывалась собственноручно обеими сторонами, а в случае их неграмотности священниками или братьями и племянниками. Впоследствии складывается крепостная форма сделок. Обязательство прекращалось с его исполнением или неисполнением в установленный договором срок. Договор мены оформлялся обязательно в письменной крепостной форме. Договор купли-продажи также оформлялся в письменной крепостной форме и предусматривал последствия купли-продажи вещи, на которую продавец не имел права собственности. В таких случаях покупатель лишался приобретенного имущества и должен был во избежании наказания как соучастник кражи доказать, что не знал об отсутствии у продавца права на вещь. Договор займа предусматривал возвращение в установленный срок полной суммы долга и выплату причитающихся в 16 веке достаточно высоких 20 процентов. По-новому рассматривало русское законодательство и договор поклажи или хранения чужого имущества, который заключался в обязательной письменной форме. Что касается личного найма, то Судебник 1550 года указывал, что личный найм не должен приводить к холопству. Как правило, договоры личного найма и наема имущества заключались в письменном виде.
Практика заключения договоров была изменена. С царского судебника 1550 года, например, продажа лошадей должна была регистрироваться в особых книгах. В 1558 году указом царя делается обязательной при купле-продаже и залоге недвижимости крепостная регистрация сделки. Развивается постепенно и залоговое право. Залогоприниматель в XV-XVI веках получал не только права владения и пользования заложенной вещью, но и постепенно начинал ей распоряжаться по собственному усмотрению.
Существенные изменения коснулись в XVI веке брачно-семейного права. Формой заключения бракам стало венчание жениха и невесты в церкви. Однако особое значение приобрел обряд обручения молодых, который сопровождался у представителей имущих классов, то есть боярства, дворянства и купечества письменным заключением и официальной регистрацией особого договора или рядной записи. Если обручение расторгалось, виновный выплачивал заряд или неустойку. Нередко рядные записи совершали родители или опекуны жениха и невесты в малолетнем возрасте последних, лишая их права на свободный выбор любимого человека. Поэтому многие браки заключались по предварительному обручению, и молодые люди шли под венец по принуждению. В XV-XVI веках для вступления в брак требовался для жениха возраст не менее 11-12 лет, а для невесты 10-11 лет. В 1551 году Стоглав установил для жениха возраст в 15 лет, а для невесты 12 лет. Церковь признавала правильным только первый брак, заключенный посредством венчания, но допускала вступление во второй и третий браки через благословение. Четвертый брак русским законодательством не разрешался. Жених и невеста перед венчанием испрашивали разрешение у правящего архиерея, который направлял особую веночную память священнику для совершения обряда венчания. После получения веночной памяти священник производил так называемый брачный обыск, то есть опрашивал жениха и невесту, а также их близких о том, нет ли каких-либо препятствий к заключению этого брака.
После этого священник производил в храме троекратное оглашение прихожан о заключаемом браке. При заключении брака уплачивалась в казну особая брачная пошлина. Крепостные крестьяне должны были испрашивать разрешение на брак у своего помещика. Мы уже упоминали о том, в какой зависимости пребывали крепостные крестьяне у своих владельцев, поэтому помещики часто заключали браки между крепостными по своему личному произволу или по прихоти. Что касается развода, то он не одобрялся церковью, но допускался при определенных поводах. Например, прелюбодеяние одного из супругов. Архиерей, а иногда и приходской священник рассматривали развод и затем производили его при наличии отпускной грамоты, которую давал муж своей жене, или письменного договора супругов о расторжении брака.
Для XV-XVI веков становится характерным то, что постепенно ограничиваются права родителей в отношении детей. В древнерусском государстве глава семьи имел неограниченные права в отношении своих домашних. Теперь исчезает право родителей отдавать своих детей в полное холопство, но в случае поступления родителей в кабалу можно было отдать туда и детей. В XVI веке дети еще отвечали за долги родителей и были обязаны их возместить. Что касается опеки, то в основном продолжали действовать правовые нормы Русской правды.
Наследственное право в Московском государстве практически основано было также на Русской правде. Однако по Судебнику 1497 года расширились наследственные права супругов, дочерей и родственников боковых ветвей. Если у умершего не было сыновей, то по закону имущество переходило к дочерям, а в случае отсутствия дочерей имущество отходило к ближайшим родственникам. Завещание, которое получает название духовной грамоты, должно было быть подписано завещателем собственноручно. Если же завещатель был неграмотным, то завещание подписывалось свидетелями и утверждалось церковной властью. При отсутствии определенных законом и завещанием наследователей на вотчины земельные территории объявлялись выморочными и переходили в царский домен, а стоимость вотчин деньгами выплачивалась церкви.