Теперь, чтобы увидеть дальнейшую эволюцию Литургии ап. Иакова,
обратимся к греческому чинопоследованию. Формуляр его очень
поздний. Он вышел в Риме в 1526 г. под редакцией Димитрия Дуки
(D.ап. Ducas) и существует в двух списках — Калабрийском (К) и
Сицилийском (С). Мы здесь рассмотрим вариант К, который по А.
Петровскому восходит к протографу 4 века (хотя и сильно засорен
позднейшими наслоениями).
Он открывается двумя епископскими молитвами — фимиама и
начинательной. После чего диакон поет гимн "Единородный Сыне..." а
епископ в это время читает тайные молитвы входа. Следовательно, это
начало позднее, т.к. гимн "Единородный Сыне..." был написан имп.
Юстинианом только в 536 г. и при нем же появилась практика тайных
молитв.
Далее, по совершении входа в алтарь, диакон возглашает Великую
ектению, а епископ в алтаре читает тайную молитву Трисвятого. И по
окончании ектении певцы запевают Трисвятую песнь. Все это опять же
могло сложиться не ранее 7 века. Причем если автором Трисвятой
песни действительно является Василий Великий, то здесь перед нами
образец обратного влияния более поздней Литургии Василия Великого
на более раннюю Литургию ап. Иакова.
Отметим, что в тайной молитве перед Трисвятым епископ обращается за
содействием к ангелам, "чтобы мы могли с небесными силами вознести
к Тебе блаженную Трисвятую песнь и совершить... божественную
службу". Совершенно тот же смысл заключен в молитве Трисвятого по
чину Василия Великого и Иоанна Златоустого. Следовательно, в
Византии 6-7 вв. складывается некий средний (для многих чинов)
ритуал Литургии оглашенных.
Далее в формуляре К сказано: "После (преподания) мира чтецы говорят
прокимен и Апостол и стихословие... Затем следуют молитвы перед
божественным Евангелием: "Воссияй в сердцах наших, Человеколюбец
Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет..." Но эта же молитва и
в Литургии Василия Великого! Следовательно, она попала туда из того
же усредненного византийского ритуала Литургии оглашенных.
После чтения Евангелия и проповеди диакон возглашает огромную
ектенью, представляющую собой синтез сугубой и просительной
ектений. Следовательно, это элемент позднейший (ок. 10 века),
прикрывающий тайную молитву епископа после Евангелия: "...просвети
души нас, грешных, к уразумению сказанного..."
Завершает Литургию оглашенных епископская молитва главопреклонения
по смыслу тождественная II молитве верных из Литургии Василия
Великого. А конечный возглас у них почти одинаковый: "Яко да под
державою Твоею всегда хранимы, Тебе славу воспеваем, Отцу, Сыну и
Св. Духу..."
После этого следует отпуск оглашенных.
Итак, мы видим, что первая часть Литургии ап. Иакова изменилась
почти до неузнаваемости, утратив всю свою простоту. и обогатившись
типично византийскими элементами. По существу, возникла какая-то
усредненная Литургия оглашенных, которая с небольшими изменениями
войдет в чин Василия Великого и Иоанна Златоустого. Посмотрим
теперь, что произошло с Литургией верных ап. Иакова. В формуляре К
она начинается с Молитвы фимиама и аналога Херувимской песни: "Да
молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и
ничего земного в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и
Господь господствующих приходит заклаться и даться в снедь
верным..." (Теперь эту древнюю песнь поют только на Литургии
Великой субботы вместо Херувимской). Однако, великого входа еще
нет. Сказывается статичность древней иерусалимской основы, по
смыслу которой Дары с самого начала лежат на престоле (т.е. их не
надо переносить).
Как и в Римской Мессе приношение совершается прямо на престоле. В
формуляре К молитва приношения выглядит следующим образом: "Боже,
Боже наш, пославый в пищу всему миру небесный хлеб Господа нашего
Иисуса Христа..." Да ведь это же тайная молитва из нашей
современной Проскомидии! Значит она переместилось туда, когда
Приношение было вытеснено Великим Входом с Херувимской песнью.
Поминовение "всех вас православных христиан" на современном Великом
входе полностью оторвано от Приношения (Проскомидии), а в Литургии
ап. Иакова эта изначальная связь сохранилась и епископ во время
Приношения читает: "Помяни, как Благой и Человеколюбивый, принесших
и тех, за кого они принесли..."
Далее следует Символ веры, подтверждающий, что протограф формуляра
К действительно восходит к 6 веку, а затем следует чудом уцелевший
фрагмент из раннего чина ап. Иакова:
· молитва перед лобзанием мира и
· молитва главопреклоненная,
· которые только дополнены возгласом диакона "Возлюбим друг друга!"
перешедшим в наши Литургии (перед Символом веры).
После "лобзания мира" следует очень сумбурный фрагмент, настоящая
мешанина поздних наслоений (в т.ч. почему-то Великая ектения!)
среди которых затерялось "Слава в вышних Богу" из древнего чина.
Между тем Приношение все еще продолжается. В формуляре К это — 2
"молитва приношения св. Иакова", последняя часть которой помечена
как "молитва св. Василия". И действительно это — молитва приношения
из Литургии Василия Великого, которая тайно читается после Великого
входа во время просительной ектении: "Господи Боже наш, создавый
нас и введый в жизнь сию..."
Наконец (после еще какой-то "молитвы Завесы") начинается
Евхаристический канон, в котором узнается древний текст Кирилла
Иерусалимского (хотя эпиклесис и особенно интерцессия уже звучат
по-другому).
Т.о. последовательность позднего греческого чина следующая: