Грибоедов А.С. Горе от ума
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1822-1824 годах. Но до сих пор это произведение не сходит со сцен всех театров России, крылатые выражения из него находятся в обиходе русских людей, а герои этого произведения во многом стали нарицательными. В чем же причина такой популярности и «молодости» этой комедии?
Мне думается, главная причина в том, что «Горе от ума» рассматривает одну из «вечных тем» литературы, волнующую человечество на протяжении многих веков. Это проблема «отцов и детей», взаимоотношения нового и старого, прогрессивного и консервативного. Кроме того, те ценности, которые проповедует главный герой комедии – Чацкий – также вечны. Они актуальны во все времена, для всех народов, для всех стран.
Александр Андреевич Чацкий наполнен возвышенными идеями. Он протестует против старых порядков, которые существовали тогда не только в Москве, но и во всей России. Чацкий борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина - Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для героя люди. Он никак не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить», в лице всеобщего московского Максима Петровича:
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Чацкому такое унижение и подобострастье кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это лучше всего иллюстрирует положение чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как ничего им не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Кроме того, герой – ярый сторонник отмены крепостного права. Он не может понять, как в его стране одни люди могут владеть другими. Александр Андреевич всей своей душой не принимает рабства.
Одним словом, Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей.
Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из московских старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой.
Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч». Ведь, по сути, Софья предала его, пустив слух о сумасшествии героя. В конце пьесы Чацкий узнает о романе Софьи с Молчалиным. Чацкий повержен, ранен в самое сердце. Его соперник – ничтожный Молчалин?! Не найдя понимания и получив двойной удар – крушение личных и общественных надежд - герой бежит из Москвы. Но зато он успел «брызнуть сам на засохшую почву живой водой».
Таким образом, комедия Грибоедова провозглашает прогрессивные и гуманистические идеи и мысли. Она решает вопрос «отцов и детей», отжившего и приходящего ей на смену. Кроме того, в «Горе от ума» разрабатывается любовная коллизия.
Это произведение обладает и несомненными художественными достоинствами. Ярок, меток и образен язык комедии, фразы из которой разошлись на крылатые фразы. Поэтому мы, без сомнения, можем сказать о том, что «Горе от ума», его герои, да и сам автор никогда не состарятся, а будут вечно актуальны и востребованы.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Грибоедов А.С. Горе от ума
Смотрите также по произведению "Горе от ума":
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Сочинение: Значение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
произведения - комедии «Горе от ума». Однако значение этого
произведения так велико, что Грибоедов занял почетное место рядом
с крупнейшими писателями-классиками. Судьба комедии подтверждает
ее необычайную значимость как для того времени, так и в наши дни.
Грибоедов закончил пьесу в 1824 году, за пять лет до своей гибели,
но так и не увидел «Горе от ума» ни в печати, ни на сцене: цензура
категорически запретила распространение комедии из-за ее политической
остроты. Все же произведение пришло к читателям: по всей
России пьесу переписывали от руки и передавали друг другу. Ушли
в прошлое цензурные запреты, монологи Чацкого учит наизусть каждый
школьник, но комедия не превратилась в исторический памятник.
Ее значение не исчерпывается политической остротой. В произведении
поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы, изображаются
узнаваемые во все времена типы, блестящие афоризмы из
комедии навсегда вошли в повседневную речь. Рассмотрим подробнее,
в чем заключается социально-нравственное и новаторское значение
В пьесе показан вечный конфликт «отцов» и «детей», который
в начале двадцатых годов XIX века приобрел особую политическую
остроту. Лучшие представители дворянской молодежи заняли
активную жизненную позицию: они стремились к полной перестройке
российского общества, что привело к декабристскому восстанию.
Главного героя комедии, Чацкого, можно назвать предшественником
декабристов: силой слова, собственным примером он стремится
утвердить идеалы свободы и прогресса. Чацкий едко высмеивает ко
московское общество, гневно обличает помещиков-крепостников,
критикует слепое подражательство французам. Он не
признает над собой суда «отцов», которые «грабительством богаты
», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Чацкий отказывается
идти по стопам старшего поколения, добиваясь чинов и богатства. Он
оставил армейскую и статскую службу, хотя ему предсказывали завидную
карьеру. Вместо того чтобы сидеть в имении, Чацкий три
года путешествует за границей. «Служить бы рад, прислуживаться
тошно», - смело заявляет он одному из столпов московского общества-
Фамусову. С изменением исторических реалий монологи
Чацкого не потускнели: конфликт нового, передового, со старым,
отжившим, всегда сохраняет свою остроту.
Социально-нравственное значение комедии не исчерпывается
образом будущего декабриста. Грибоедов впервые в русской литературе
вывел на сцену современные общественные типы, резко высмеял
их недостатки. Главным идеологом консервативного общества
является Фамусов. Ему тоже, как и Чацкому, многое не нравится в современном
положении вещей: самостоятельность и непослушность
молодого поколения, просветительский прогресс, забвение традиций
прошлого века. Фамусов с ностальгией вспоминает эпоху Екатерины
Второй, когда почести и награды давались за умение «сгибаться
вперегиб», как дядя Максим Петрович. В Чацком Фамусов сразу распознает
вольнодумца, угрожающего старым порядкам. «Уж коли зло
пресечь, забрать все книги бы да сжечь», - вполне серьезно предлагает
Фамусов для улучшения нравов. Проповедуя на словах строгую
мораль, Фамусов не прочь приволокнуться за служанкой. Занимая
пост управляющего, он всю бумажную «волокиту» переложил
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Под стать Фамусову и другие представители московского общества.
Его секретарь, Молчалин, готов на все ради карьеры. Он даже
притворяется влюбленным в дочь начальника. Когда Чацкий упрекает
Молчалина в излишней робости и скрытности, тот открыто
заявляет: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Полковник
Скалозуб, напротив, произносит свои суждения без оглядки
на окружающих: он уверенно «метит в генералы» и слушает только
себя. Подававший надежды друг Чацкого, Платон Горич, превратился
в «мужа-слугу». Со временем он может стать таким же, как князь
Тугоуховский, озабоченный выдачей замуж своих шести дочерей.
Зловещая старуха Хлестова знать ничего не желает о каком-то обновлении
общества: для нее не разницы между «арапкой-девкой»
и комнатной собачкой. Шулер и сплетник Загорецкий не боится осуждения,
потому что умеет угодить влиятельным людям. Член «тайного»
общества Репетилов простодушно выдает всю нелепость «секретных»
собраний: «Шумим, братец, шумим».
Чацкий не может поверить в то, что Софья, неглупая, чувствительная
девушка, любит ничтожного Молчалина. Чацкий словно
забывает, в каком обществе выросла Софья. Ей не нужен пылкий,
остроумный, независимый Чацкий. Она ценит скромность и покорность
Молчалина, не понимая, что это лишь маска расчетливого
карьериста. Закономерно, что Софья, обиженная на Чацкого за его
резкий отзыв о Молчалине, в сердцах называет главного героя сумасшедшим.
Общество охотно поддерживает ее мнение. Здесь в полной
мере раскрывается смысл названия комедии: умный человек,
критикующий глупцов и негодяев, объявляется безумным. Оставшись
в одиночестве, Чацкий покидает Москву, но не отказывается
от своих взглядов, а значит, продолжит борьбу за светлые идеалы.
Трудно перечислить все новаторские элементы комедии. Впервые
в русской литературе Грибоедов изобразил современное общество
со всеми его недостатками. Писатель не побоялся сломать привычную
схему любовной интриги, согласно которой герой и героиня
счастливо идут в финале к венцу. Драматург выдвинул на первый
план не интригу, а социальный конфликт. В сцене бала он вывел
массу персонажей, не участвующих в действии, благодаря чему
получилась блестящая галерея общественных типов. Новым был
и легкий, афористичный язык произведения. А. С. Пушкин сразу
предсказал, что многие фразы из комедии «поселятся» в разговорной
речи. Необычайная острота и смелость социальной сатиры,
глубокий общечеловеческий смысл, литературное новаторство