- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Характеристика особенностей воображения детей младшего школьного возраста.



 

Младшее школьное детство - это период (6-11 лет),определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослы, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учится, как все дети в его возрасте.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебной цели. Добиваться успеха или терпя поражения, он падает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно

(совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Телесная активность, координированность движений и действий и действий по мимо общения двигательной активности направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. [25, с. 77]

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается прежде всего на воссоздающее воображение.

Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости.

Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий. У них развивается способность строить обоснования своих вариантов предложений событий типа «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то».

Стремление детей указать условия, происхождения и последствия каких-то преобразований предметов – важнейшая предпосылка развития творческого (продуктивного) воображения, создания собственных замыслов и конструкций. Современная школа еще не создает достаточных условий для развития творчества, хотя потенциальные возможности у детей достаточно богаты.

Необходимо отметить, что воображение не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника, способом идентификации себя с положительными героями, о которых повествуют на уроке. Развить любознательность детей и любовь к чтению нельзя без опоры на воображение. Усилить это ценнейшие личностное влияние обучения помогают такие формы работы, как утренники сказок, «парад литературных персонажей», игры-драматизации, рисунки на темы прочитанного и др.

От «склеивания» имеющихся представлений с новой информацией воображение школьника обретает свойство гибкого использования образов, развертывания представлений об истоках и последствиях событий, личностной идентификации с историческими и литературными героями.

[31, с. 129]

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие – создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные качества и стороны своих героев. Неустанная работа воображения – эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.

 

Нередко в своем воображении дети создают опасные, страшные ситуации. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания образов воображения, управления сюжетом, прерывания образов и возвращения к ним не только тренирует воображение ребенка как произвольную творческую активность, но и содержит в себе терапевтический эффект. Вместе с тем, испытывая трудности в реальной жизни, дети в качестве защиты могут уйти в воображаемый мир, выражая сомнения и переживая в мечте и фантазии. [15, с. 88]

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы пришли к следующему выводу: что ведущие психологи прошлого и современности указывают на значимость развития у детей таких психологических процессов, как воображение и творчество.

 

 


 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА.

Диагностика воображения

С целью диагностики уровня развития творческого воображения можно использовать следующие методики:

I. C целью выявления такого компонента творческого воображения, оригинальность, можно использовать диагностическое задание: «Дорисуй»

(см. Приложение 1).

Задание позволяет выявить у детей младшего школьного возраста способности:

· создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;

· узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов;

· продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.

Для проведения данного теста заранее готовили цветные карандаши,
5 карточек с изображением графического контура (см. Приложение 1,
рис. 1).

II. Для выявления следующего компонента творческого воображения беглости – способности реагирования на идеи в пределах ограниченного времени нами была использована методика Немова Р.С., названная нами «Художник» (см. Приложение 1).

Ребенку предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Качество рисунка оценивалось по приведенным показателям, и на основе такой оценки делали вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.

Если за это отведенное время ребенок придумывал и рисовал что-то необычное, прорисовывая тщательно свои идеи-образы, то это свидетельствовало о незаурядной фантазии, о богатом воображении.

III. Уровень сформированности такого компонента творческого воображения как гибкость определялся с помощью модифицированного теста Роршаха, предлагали игру «На что похоже?» (см. Приложение 1).

В качестве материала для проведения методики использовали
6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения (см. Приложение 1, рис. 2). В течение неограниченного времени ребенку предлагалось рассмотреть карточки. Давали такую инструкцию: «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».

Время на выполнение задания не ограничивалось в связи с тем, что дошкольник должен тщательно анализировать образы, представляющиеся им на карточках. Уровень гибкости оценивался при выполнении данного задания по количеству предлагаемых идей.