- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Хочу делами, словом Тебе лишь подражать.



 

При устроении своего духовного дома мы должны во всём уподобляться Ему. Такую задачу перед человеком ставит Слово Божие. См. Рим. 8:29.

Каждый человек сам является устроителем своего духовного дома. Не друг, не ближний наш, не родственник и не служитель Божий устраивает нам духовный дом, но мы сами! Это очень важная мысль: никто без наших собственных усилий не будет трудиться над созиданием нашей личности. И механически или автоматически в духовной работе ничего не делается. Бог даёт свет и силу, а трудиться должен сам человек. Правда, в детстве нам содействуют наши родители, воспитатели и учителя в школе. Хорошо, если они сами нравственно воспитаны, а если нет? А вот в зрелом возрасте нам помогает Церковь, но главная задача по воспитанию себя, по созиданию своего духовного дома ложится всё же на наши собственные плечи. Священное Писание представляет нам образец, взирая на который мы должны преображаться. В древности Бог на Синае показал Моисею образец скинии (храма) и повелел соорудить для народа скинию по этому образцу (Исх. 25:40; 26:30; Чис. 8:4). Отступление от образца не допускалось.

А в Новом Завете таким образцом является откровение Божие через Иисуса Христа и Апостолов, изложенное в четырёх Евангелиях и Посланиях. Основанием для духовного строения является Сам Господь Иисус. Если мы положим Его в фундамент, можем смело возводить стены. Материалом для строительства служат особые духовные качества, которые перечисляет Ап. Павел в своих посланиях. Эти духовные стройматериалы он символически называет «золотом, серебром, драгоценными камнями» с одной стороны, и «деревом, сеном, соломой» – с другой. Постараемся вникнуть в то, что он пишет:

«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор. 3:12-15).

Как видим, и при созидании духовного дома можно потерпеть неудачу и понести большой урон, если употребить в дело не тот материал, который придаёт строению крепость и устойчивость. «Дерево, сено, солома» – это то, что легко воспламеняется и сгорает дотла. Из этого материала духовный дом строить нельзя! А кто попытается пустить его в дело, потерпит духовное банкротство и разорение. «Дерево, сено, солома» – это человеческие представления о Боге и духовных истинах. Они часто исходят – в лучшем случае – от испорченной греховной природы или – в худшем случае – от сатаны, а потому дают превратные представления. На них нельзя создать прочной духовной основы.

Духовный дом Бог предлагает строить из «золота, серебра и драгоценных камней». Так символически обозначаются величайшие духовные ценности, полученные через откровение непосредственно от Бога. Золото в Писании многозначительно. Из него в Храме Божием был сделан золотой семисвечник; ковчег же завета, жертвенник курений и столы предложений были обложены чистым золотом. Всё это было чудным прообразом Божественной природы Иисуса Христа. Золотой светильник является прообразом и Его Церкви. Через духовное рождение и принятие драгоценных обетований Божиих мы приобщаемся ко Христу, к Его золоту, становимся причастниками Его естества (Евр. 3:14; 2Пет. 1:3-4). Вера, которую мы приняли от Него, является духовным золотом высшей пробы, и блажен, кто умеет жить и ходить верою (1Пет. 1:7-8).

Нет сомнения, что и серебро – ценнейший материал. Им в Пс. 11:7 названо Слово Божие, Его откровения, Его заповеди.

Но если более конкретно говорить, то каждый из металлов в Библии обладает определённым значением. Так золото, например, представляет славу Божию. Всё, что всецело принадлежит Богу, обозначается золотом. Серебро же – символ искупления, совершенного Христом. Библия сравнительно редко говорит, что, если надо что-то купить, то это надлежит купить за золото, а почти всегда говорит, что покупка совершается за серебро. Поэтому серебро выражает искупление. Итак, золото представляет личность Бога, а серебро – дело Бога; золото свидетельствует о славе Бога, а серебро – об искуплении Бога.

Основания стен небесного Иерусалима украшены различными драгоценными камнями, среди которых преобладает изумруд. Цвет изумруда – зелёный, являющийся основным цветом земной жизни. Изумруд поэтому указывает на дело Духа Святого, Который работает в душе человека по созиданию её по образу Христа. В Гал. 5:22-23 Павел перечисляет плод духа, состоящий из следующих качеств: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Совокупно они названы плодом духа – и Духа Святого и духа человеческого. Он вырастает в нашем сердце при условии послушания Господу и Его Слову, при исполнении Его заповедей. Они украшают наш духовный дом, как драгоценные камни. Кто украшает душу этими драгоценными качествами, тот украшает себя высшими добродетелями, уподобляясь славному образу Иисуса Христа.

Ап. Пётр призывает практически подтвердить свою веру добрыми делами. Он указывает семь ступеней подъёма на пути устроения духовного дома. Это проявленные через веру добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь (2Пет. 1:3-11). Они открывают свободный вход в вечное Царство Иисуса Христа. Нашу веру должна дополнять добродетель, приобретённая познанием духовных ценностей. А познание ведёт к умению владеть собой и быть беспредельно терпеливыми, как и Господь Иисус учил людей словом и делом. Всё это приведёт нас к истинному благочестию, к благоговению пред Богом и Его святым Заветом и к братскому отношению друг к другу. «Один у вас Учитель – Христос, все же вы братья», – учил Своих учеников наш Божественный Спаситель (Мф. 23:8). О, дал бы Бог, чтобы все люди поняли это! Какая бы жизнь настала тогда на земле!

Всё это венчает самая высшая добродетель, названная в Писании «совокупностью совершенства», – любовь Христова (Кол. 3:14). Благодаря этой любви ещё не погибла наша планета. Благодаря любви мы избежали атомной катастрофы. Благодаря бесконечной Божией любви Земля ещё родит плод и кормит людей, и Солнце Правды, Солнце Божьего Слова восходит над этим миром. Будем же благодарны Ему за всё это и ободримся, хотя сейчас так трудно жить. Будем спешить делать добро и устроять свой духовный дом по образу Христа. Созидайте, друзья, свой дом на твёрдом основании – Господе Иисусе Христе и Его заповедях, и он устоит, когда нагрянут тысячи бед. Тот же, кто увлекается различными и чуждыми учениями, которых нет в Библии (Евр. 13:9), не устоит, его дом – на песке. Когда постигнут его удары, испытания со всех сторон, он упадёт, и падение его будет великое. Так сказал Божественный Спаситель в Своей Нагорной проповеди. Прислушаемся же к Его предупреждениям и возложим своё упование на Того, Кто есть Скала нашего спасения. И дай вам Бог силы, света и мудрости свыше!

 

 

8. "ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА И ЛИЦО ГОСПОДА"

 

И увидел Иаков лицо Давана, и вот, оно не таково к нему, как вчера и третьего дня.

Быт. 31:2

Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.

Пс. 104:4

 

Лицо человека! Что оно означает? Стоит ли говорить о нём, когда есть столько важных тем в Священном Писании? Но Слово Божие останавливает наше внимание и на лице человека. В книге Бытие мы читаем, что Иаков, увидев лицо Лавана, понял, что оно не таково к нему, как было раньше. По лицу Лавана он определил, что их отношения кардинально изменились.

При встрече с человеком мы прежде всего обращаем наше внимание на его лицо. И, вглядываясь в лицо, пытаемся прочитать, что у человека на сердце.

О Давиде сказано, что он «был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» (1Цар. 16:12). Как отрадно встречаться с таким человеком! Его лицо притягивает вас и располагает к нему. Человек с таким выражением лица производит приятное впечатление, вызывает ответные хорошие чувства, располагает к дружбе, товариществу, любви. Вспомним, что Ионафан, сын царя Саула, с первой встречи полюбил Давида, молодого, храброго юношу, которого царь призвал к себе, чтобы он служил ему. «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1Цар. 13:1).

Но лицо человека – не застывшая форма. Оно меняет своё выражение почти непрерывно, в зависимости от состояния сердца, или обстоятельств жизни, или той или иной обстановки. «Весёлое сердце делает лицо человека весёлым», – читаем мы в Пр. 15:13. Когда на сердце радость, тогда и лицо становится весёлым, благожелательным. И наоборот: тоска, гнетущая сердце, делает и лицо унылым, мрачным, неприятным.

Иаков увидел лицо Лавана и обнаружил, что оно было «не таково к нему, как вчера и третьего дня». Сколько раз Иаков видел лицо Лавана? Десятки а, может быть, сотни раз. Лаван рад был отдать за Иакова обеих своих дочерей, по-своему любил его, поручил ему пасти свой скот. И лицо Лавана ежедневно излучало к Иакову приветливость, приятность, дружелюбие, расположение. Так прошло долгих двадцать лет.

Но затем обстоятельства изменились, и лицо Лавана по отношению к Иакову стало тоже меняться. По выражению его лица Иаков мгновенно понял, что надо принимать новое решение и возвращаться на родину, в дом отца, что он и сделал. Это подтвердил Бог: «И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Так случилось, что именно перемена лица Лавана послужила толчком к перемене в жизни Иакова, а более всего – к перемене в его призвании.

Так что же такое лицо человека? Лицо человека – это зеркало души. Лицо – это площадь тела, на которой расположены приборы нашей души: глаза, рот, нос, уши. Чаще всего наше лицо отражает то, что на сердце, на душе, что в нашем духе. «Выражение лиц их свидетельствует против них», – говорит Господь об Израиле во дни пророка Исаии (3:9). Бывает ли на сердце радость или печаль, – это сразу же видно на лице. Восторг, ликование, возмущение, угнетение, стыд, гнев, смущение, робость и множество других оттенков чувств отражается на лице человека.

Иногда человек пытается лукаво скрыть то, что у него на сердце, надеть маску на лицо. Но Каин, огорчившись на Бога, не скрывал своего настроения: его лицо сразу же поникло (Быт. 4:5-7). А сколько сегодня людей с поникшим лицом! Лицо становится поникшим чаще всего из-за греха. Грех ещё никогда и никого не украшал, не сделал лица светлым, благообразным. Он повергает души людей в тьму, в беспросветность, и лица их начинают темнеть. А человеческий гнев, ярость, месть – как они искажают лицо до неузнаваемости!

Или вот другой библейский пример: праведник Иов. Он жалуется Богу: «Лицо моё побагровело от плача» (Иов. 16:16). У него было от чего плакать: по не зависящим от него причинам на него внезапно обрушилось страшное горе, тяжкое испытание. Все десять его детей с их имуществом, все большие его богатства погибли в один день. Счастье Иова испарилось, как дым, а сам он оказался в проказе, сидящим на куче навоза и скоблящим распадающуюся кожу. Его лицо побагровело от многих слёз, от плача и рыданий, потому что он не знал, за что его постигло такое наказание. Он был праведник и не заслуживал наказаний страданиями.

В жизни человека бывают такие потрясения, такие переживания и скорби, которые сваливаются на него, как снег на голову. Тогда человек остаётся один-на-один с Богом и начинает изливать своё сердце в горечи и обиде, в великом рыдании. Так плакал Авраам, когда потерял Сарру, дорогую, любимую жену, которая была для него не только радостью и утешением, отрадой души, но сподвижницей на Божием поприще (Быт. 23:2).

А как меняется лицо людей ожесточившихся: оно каменеет. Какой ужас – человек с каменным лицом! Венец творения Божия, призванный быть прекраснейшим, и вдруг – сфинкс! Но ведь дети не таковы: рождаясь с чистым, доверчивым, ещё не запятнанным грехом сердцем, они своими личиками излучают небесный свет и отражают ангельское подобие. Младенец и во сне улыбается блаженной улыбкой. Но по мере роста в его жизнь вторгается грех и пятнает душу, изменяет сердце, оскверняет его внутренний мир. Это начинает отражаться и на лице. Человек вырастает, окунается в сутолоку жизни с массой её проблем и трудно разрешимых вопросов. И тогда происходит метаморфоза: на лице человека появляется отпечаток борьбы, переживаний, злости, иногда хитрости, лукавства или насмешки. А сколько есть лиц, искажённых жестокостью, равнодушием, цинизмом, падением на самое дно!

У иных лицо отражает бессмысленность, пустоту, даже идиотизм... О беда! Эти лица уже непоправимы: их погубил грех ближнего. Эти лица отражают в преимущественном большинстве отпечаток бесовской одержимости. Одержимость демонами, духами зла – это реальность, это факт, достойный сожаления и великого милосердия.

У людей одержимых на лице появляется двойник. Смотришь на человека и думаешь: это он или не он? С одной стороны, это он, конечно же, он. Но с другой, – нет, это не он: на тебя смотрит совершенно чужое лицо. Оно жестоко, упрямо, сопротивляется здравому смыслу и доброму слову, не поддаётся исправлению, не идёт на разумный разговор и не принимает добрых советов. Кто такое может сотворить? Только он, его двойник, демон, который подделался под его личность и перенёс на него свою злую природу. А потому это не он, не тот человек, который нам знаком, который нам дорог и которого сотворил Бог добрым и приветливым. Такая враждебность и отчуждённость – это продукт тех сил, которые вышли из ада и поселились в космосе, имея доступ и к человеку.

История человечества прежних времён, и особенно нашего времени, – времени взрыва оккультизма – подтверждают эти истину. О, сколько сегодня душевнобольных, людей, психически неуравновешенных, одержимых, с пораженным духом!

Всё это делает грех.

Именно через грех к человеку приближаются демоны, власти тьмы, духи злобы поднебесные, о которых пишет Ап. Павел в послании к Еф. 6:10-18, указывая способы их преодоления. Эти духи злобы, власти тьмы и лжи стараются обольстить, обмануть человека, овладеть им, войти в него и перенести на него свою злую, испорченную природу, весь свой демонизм, чтобы затем манипулировать человеком и в конце концов погубить его совершенно. Перенося на человека свою злую сущность, они отторгают его от общества нравственных людей, от Слова Божия, от Церкви и тем губят его душу.

Каждый грех имеет своего родоначальника – демона, злого духа. Есть дух пьянства, дух курения, дух прелюбодеяния, дух блуда, дух воровства, дух обмана, дух убийства и т. п. Эти духи, овладев человеком, делают его марионеткой в своих руках. Все преступления на земле совершаются людьми фактически под влиянием тёмных сил, бесов, этих родоначальников зла. Так говорит Библия. Люди проникаются духом зла, греха, порока, духом демонизма, и это сразу же отражается на их лицах. Поэтому сегодня так много людей трудно управляемых или неуправляемых совсем. А причина этого – одержимость демонами.

Апостол Павел, этот великий служитель Божий, хорошо понимал этот вопрос. Он прямо говорит о себе, что Бог послал его и поставил перед ним задачу – идти к язычникам и «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету, и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня (во Христа) получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18).

«Тьма» и «власть сатаны» – это и есть тот демонизм, о котором выше сказано. Сегодня демоны справляют свой шабаш, разгулявшись не на шутку в отдельных регионах планеты.

Только Христос может обуздать эти силы и зло людей. И только Евангелие Иисуса Христа имеет достаточно света и мудрости Божией, чтобы просветить человека. Христос и Его Евангелие – это Свет Благодати, посетивший нас свыше и принёсший людям истинную свободу и исцеление от язв общества.

Как видим, именно грех обезобразил лицо человека. Люди грешные совершают всякое непотребство и исполняются всякой неправды, как это записано в послании Рим. 1:28-32. Люди становятся рабами греха, чадами гнева (Еф. 2:3). И всё это отражается на их лицах. Несмотря на свою природную красоту, они становятся безобразными.

Писание обращает наше внимание на лица тех, кто пришёл к Господу. В Пс. 33:6 мы читаем: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся». А взор к Господу обращают те, кто ищет Его лица, кто призывает Его имя, кто желает исполнить Его волю. У таких людей и сердца, и лица становятся чище, светлее, прекраснее. Познание Бога приносит радость, а радость преображает лица верующих. Поэтому Слово Божие призывает людей обратиться к Господу, искать Его света, искать Его лица всегда.

Человеку надо стать пред лицо Господа, стать к Нему лицом к лицу и воззвать так, как молился автор Псалма 118:135: «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи меня уставам твоим». Бог осияет такого человека светом, откровением Своей истины, Своим Святым Духом.

Посмотрим на вождя израильского народа Моисея, о котором в Исх. 33:11 записано: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим». Моисей удостоился такой великой чести – говорить с Богом лицом к лицу. И вот результат: «Когда сходил Моисей с горы Синая... то... не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). Да, лицо того человека, с которым говорит Бог, начинает сиять неземным светом, сиять небесными лучами любви, истины, доброты, благочестия.

Лицо Моисея настолько сияло, что сыны Израилевы боялись даже подойти к нему, и он вынужден был закрывать своё лицо вуалью. Когда он снова представал перед Богом, то снимал вуаль, а когда выходил к народу, то одевал её (Исх. 34:30-35). Так и наши лица станут сиять светом Божиим, если мы будем почаще становиться лицом к лицу с нашим Господом. Тогда и на нас исполнится слово, записанное в 2Кор. 3:18: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Наше лицо будет зеркалом нашей обновленной души, преображенного сердца, которые уподобятся Иисусу Христу. Оно будет сиять в нас лучами любви, истины, добра.

Теперь обратим наше внимание на то, что Библия говорит о лице Господанашего Иисуса Христа.

В Псалме 44:3 читаем: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки». Это пророческий Псалом о Христе как о Сыне Человеческом, Который прекраснее всех идеалов в мире. Он прекраснее всех людей Своим обликом, характером, Своей жизнью, поступками, но более всего – Своим учением, которое изливает благодать на души жаждущих людей. Иисус Христос прекрасен Своей душой и сердцем, потому что Он – Любовь, жертвенно взошедшая на крест ради счастья многих тысяч людей, ради их спасения к вечной жизни.

Дивно и прекрасно лицо Господа Иисуса – тот Его внутренний облик, который мы составили себе по Евангелиям. От рождения Он был безгрешен. На Его лице всегда отражалась печать святости, невинности, непорочности, незапятнанности. Никакой грех, никакое даже облачко зла или порока никогда не омрачало Его лица. Он всегда был чист и светел. Таким Его видели ближайшие Его ученики и все окружающие люди.

Но Спаситель наш – это и Сын Божий. Он был Богочеловеком. Его плоть как Человека была той завесой, которая скрывала от людей Его Божественное лицо. Глядя на Него, люди видели в Нём лицо Сына Человеческого. Но вот однажды Он взошёл с Петром, Иаковом и Иоанном на гору «...и преобразился пред ними»: Его лицо просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Лицо Иисуса стало во много раз светлее, чем в обычное время. Небесные силы света вступили в действие, ибо Господь явил перед учениками картину Царствия Божия, пришедшего в силе. Он предстал перед ними таким, каким Он будет в Царстве Божием после Его Второго Пришествия. Частицу этого Царства Он принёс на землю и явил через Своё благовестие. Его благовестие – это Его светлое Евангелие, открывающее всем грешникам путь в Царство Небесное через покаяние и возрождение от Слова Божия и Духа Святого. Сегодня оно провозглашается неограниченно всем людям. Пока ещё сегодня милость Божия простирается к нам, будем искать лица Господа, и тогда наши лица просветлеют.

Вот какова сила лица Господа!

В книге Откровения (1:13-18) Христос представлен в Своем прославленном небесном образе: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный... Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей». Когда Апостол Иоанн увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый, потому что физическая природа человека не выдерживает ослепительного блеска славы Божией, которая есть «огонь поядающий» (Вт. 4:24; Евр. 12:29).

Хотя Моисей и был очень близок к Богу, и Бог говорил с ним «лицом к лицу, как бы кто говорил с другом своим», но всё же лица Божия Моисей не видел, «потому что человек не может увидеть Меня, – сказал ему Господь,– и остаться в живых» (Исх. 33:11,20). В полной славе Бог никогда людям не являлся. Он «обитает в неприступном свете», и Его никто из людей «не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16).

Первые люди, Адам и Ева, видели лицо Господа и общались с Ним в Едемском раю, когда были безгрешны, чисты и невинны. Но потом они согрешили, и грех привёл к тому, что Адам и Ева стали скрываться: «...И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). С тех пор грех плотной завесой закрывает глаза людей, и никто не может видеть лица Господня.

Евангелист Иоанн (1:18) пишет: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, Он явил». Иными словами, Бога Отца, Владыки Вселенной, из людей не видел никто и никогда. Но Его образ, Его характер явил нам Иисус Христос, Сын Божий, Который был сокрыт в Боге Отце внутри. Воплотившись в человеческое тело, Он показал людям, каков Бог, и всякий раз повторял: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30); «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

Возникает вопрос: если сказано, что Бог – «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может», то почему нам повелено искать лица Господня? Как можно искать лица Того, Кого невозможно увидеть?

Ответ на этот вопрос очень прост: в Библии много таких мест, которые содержат образный, символический или духовный смысл. Например, Каин говорит Господу: «Вот, Ты... сгоняешь меня с лица земли» (Быт. 4:14). Разве земля имеет своё лицо? Это образное выражение, и его надлежит понимать иносказательно. Вот ещё пример: «И прогневался Господь сильно на израильтян, и отверг их от лица Своего» (4Цар. 17:18). А царь Езекия молится: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно...» (Ис. 38:3).

Все понимают, что это выражения не буквальные, а образные. Библия во многих местах, особенно в Притчах и Псалмах, употребляет духовно-поэтические выражения, в которых много сравнений, метафор, уподоблений. Например: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4:7); «А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15); «...Но Ты сокрыл лицо Твоё, и я смутился» (Пс. 29:8); «...От лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). И т.д.

В Новом Завете тоже много говорится о лице Господа. Так, «от лица Господа и от славы могущества Его» грешники подвергнутся «наказанию, вечной погибели» (2Фес. 1:9). А от лица «Сидящего» на великом Белом Престоле убежит небо и земля (Отк. 20:11). Конечно же, это сказано в переносном смысле. Но Отк. 22:4 говорит о буквальном значении: «...И рабы Его... узрят лицо Его...» Когда Писание призывает нас искать лица Господня, оно имеет в виду искать милости, Его благоволения, Его благодати, искать Его любвеобильных благословений.

С точки зрения Библии, лицо Божие открывается нам, как светлое, любвеобильное, милостивое, благодатное к тем, кто ищет Его и хочет служить Ему.

Некогда царь Иеровоам, наказанный Богом за грех и дерзость тем, что его рука, обращенная в сторону человека Божия, одеревенела, просил пророка: «Умилостиви лицо Господа, Бога твоего, и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лицо Господа, и рука царя поворотилась к нему, и стала как прежде» (3Цар. 13:6). Как видим, лицо Господа можно умилостивить, а можно и прогневить.

В книге Отк. 6:16 записан момент, когда все грешники, великие и малые, скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Здесь лицо Божие открывается совершенно с другой стороны. Оно полно справедливого гнева на людей, которые много лет «подавляли истину неправдою» (Рим. 1:18). И этот гнев Божий придёт в своё время.

Итак, друзья мои, будем искать лица Господня, чтобы стать в правильные отношения к Богу и людям, найти благоволение в Его очах.

Но кто-нибудь скажет: где и как можно найти лицо Господа?

Во-первых, будем искать его лицо в Его Слове, через которое в нашем сердце «начнёт рассветать день» и восходить «утренняя звезда» – Сам Господь Иисус Христос, наш Спаситель (2Пет. 1:19). Через Слово Божие мы увидим, что Бог в лице Христа приблизился к нам во плоти человека, открыл любовь, святую истину, спасительную для всех людей. Слово Божие откроет нам искупительную жертву Христа, Его Голгофский подвиг, Его смерть и воскресение. Оно укажет путь в Царство Небесное и откроет двери в Церковь. Так через Слово Божие нам откроется Его лицо, полное любви, милости, прощения и благословения. От лица Божия на нас снизойдёт свет, истина и благодать – всё то, в чём особенно нуждается каждый человек.

Во-вторых, будем искать лица Господня в наших молитвах, когда мы остаёмся наедине с Господом. В уединённой молитве мы становимся лицом к лицу с Богом такими, какие мы есть, и Он видит нас, а мы ощущаем Его дыхание на нас, прикосновение Его могучей руки к нашей душе. Вот как пережил это пророк Исаия (26:9): «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра...» Страдающий Иов тоже говорит об этом с глубокой верой: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Многие святые мужи именно в уединённой молитве пережили самые благословенные часы своей жизни, потому что имели встречу с Господом лицом к лицу (Исх. 33:11).

В-третьих, мы можем искать лица Господня в собрании святых– в общении Церкви, когда благодать нисходит на всё общество, и мы ощущаем тихое веяние Духа Святого, Который осуществляет присутствие Бога Отца и Сына. В собрании святых Он формирует единое и неделимое Тело Христово – Его святую Церковь. Весь народ стоит перед лицом Господа и ощущает это Его присутствие.

Будем же искать лица Божия, искать для того, чтобы лучше понять Самого Бога, Его характер и Его волю, понять, чего Он хочет от нас, понять, наконец, Его планы, намерения, желания. Будем искать лица Господня, чтобы увидеть Его красоту, полюбить Его больше, отдаться Ему полнее, чтобы достойно послужить Ему. Будем искать лица Господа, чтобы получать Его силу, уметь пользоваться Его истиной в практической жизни.

Будем искать Господа в Его Слове, в молитвах наедине и в собрании святых, и Он осветит нас лицом Своим. Исполнятся слова Христа из Нагорной Проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

 

 

9. "ДУША ЧЕЛОВЕКА"

 

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лицо Божие!..

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Пс. 41:2-3,6

Душа человека – это большая загадка и для нас, людей, бесконечная тема, чтобы описать её. О душе сочиняли стихи и целые поэмы, писали богословские и научные трактаты и даже учебники. Люди разных религий и разного интеллектуального уровня интересовались и интересуются вопросом души: среди них и богословы, и философы, и учёные, и разные мыслители. Все пытались разгадать феномен души, все старались дать ей своё определение.

Люди издревле верили в существование души, знали о ней. Многие понимали, что она находится в центре личности человека и старались изучить её деятельность, высказывались о ней положительно. Вот что, например, пишет о ней известный русский педагог К.Д. Ушинский: «Душа человека Божественна по своей природе. Она принадлежит вечности. Море, небо, звёзды говорят о бесконечной мудрости, бесконечном могуществе и тем удовлетворяют высшее духовное стремление. Что заставляет человека любоваться могуществом, силой, мудростью? Это врождённое свойство души человеческой, печать той мастерской, из которой вышла душа; и если эта печать легла на кусок материи, то на печати начертано слово: Бог. Божественная природа души проявляется во всех формах духовной жизни человека, в том числе в свойственном ей стремлении к совершенству нравственному и эстетическому».

Гениальный французский писатель Виктор Гюго, автор замечательного романа «Отверженные», сказал о душе следующее: «Есть зрелище более величественное, чем море, – это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, – это глубь человеческой души».

Вся эта глубина отражается на нашем лице, потому что лицо – зеркало внутреннего мира человека.

Каждый человек имеет свою собственную душу. Душа – одна из тайн человеческого бытия. Она всегда чего-то ищет, по чём-то томится, чего-то желает. Она жаждет часто сильнее, чем тело. Ни богатство, ни слава, ни честь, ни прекрасное здоровье не могут удовлетворить её жажды или её утешить. «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди? – пишет псалмопевец Давид. – Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс. 130:2). Как плачет грудной ребёнок, так душа наша печалится, тоскует, унывает, болит, плачет, рыдает, истомляется до смерти. «Вот сжимается, холодея, вот бунтует, не зная мер. Разве может болеть идея или выдумка, например?» (Е.Евтушенко).

Душа любит, ненавидит, борется, скорбит. В Гефсиманском саду, накануне Голгофских страданий, Иисус воскликнул перед учениками: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Никто не в силах измерить томящую, смертельную скорбь души Сына Божия, когда Он должен был взять грехи всего мира на Себя (2Кор. 5:21) и когда все силы ада налегли на Него?! Пречистая душа Иисуса, не знавшая мерзости греха, должна была соприкоснуться с ним на кресте и потому содрогалась от этого ужаса. Напряжение смертельно страждущей Его души было так велико, что Его пот был «как капли крови, падающие на землю» (Лук. 22:44).

Но душа человека умеет и радоваться, веселиться, торжествовать, ликовать, восхищаться чем-либо прекрасным, восторгаться до слёз, преклоняться и поклоняться перед её Творцом. Для этого Он и создал её. И потому нигде и ни в чём она не находит удовлетворения, кроме как в Боге. «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение моё. Только Он – твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более», – так выражает Давид преданность своему Господу (Пс. 61:2-3). Душа любит Бога, как своего Отца, как свою родную пристань, свою родину, откуда она была послана в этот мир. Она благословляет Бога (Пс. 102:1-2), поклоняется Ему, служит Ему, воспевает Его, страдает за Него и готова даже умереть за Него. Это непостижимо!

Величие и красоту души можно сравнить с великолепием неба, когда в этом безбрежном океане мириады звёзд мерцают далёким блеском, приводя нас в восторг. Казалось бы, взирая на это чудо, как можно не признать существование Бога и существование души? Но, к удивлению, многие, обманутые духом времени, отрицают и Бога, и душу человека. Они говорят: это просто психика. А что такое психика? Создали даже целую науку – психологию, которая изучает психическую деятельность человека. Мы долгое время жили в обществе, отвергавшем душу и смеявшемся над нашей верой в Бога, над верой в существование души. Да и теперь немало тех, кто никогда не задумывался над вопросом о душе, ничего о ней не знает и не заботится о её вечной участи. Какая трагедия: иметь бессмертную душу и ничего не знать о ней, не заботиться о ней! Протестуя против безумства атеистов, Виктор Гюго в своё время писал:

 

Как! Отрицаешь ты души существованье?

Но это - луч зари, но это - солнца свет!