МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Гуманитарная гимназия № 2 Историко
–географическое направление Хозяйство и быт Степной Скифии Научно
–исследовательская работа ученика 11-А класса гуманитарной гимназии
№2 Сиротина Дмитрия Николаев , 2001 г. ПЛАН I . ВСТУПЛЕНИЕ . II .
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . 1 . Хозяйственная деятельность скифов : а)
скотоводство ; б) земледелие ; в) домашнее производство ; 2 . Быт :
а) жилище ; б) одежда ; в) утварь ; г) пища ; III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
ВСТУПЛЕНИЕ
Одним из основных этапов развития украинского общества является
вопрос развития скифов–кочевников , появившихся в начале VII в. до
н. э. в степях Причерноморья . появившись , скифы сразу обратили на
себя внимание более цивилизованных современников в странах
Средиземноморья . Так , в одной из книг Ветхого Завета читаем :
“Вот , идёт народ из страны северной , и народ великий поднимается
от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они жестоки и
немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,
выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у
нас опустились , скорбь объяла нас… Не выходите в поле и не ходите
по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со всех сторон”. Пройдя
огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы наконец осели в
Северном Причерноморье , основав первое на территории Украины
крупное политическое объединение .
Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы
наказать скифов за их нападение на персидские земли , то он был
поражён тем , что скифы не покорились ему и не вступили с персами в
открытый бой , а убегали от них , опустошая свои собственные земли
. Тогда могучий Дарий послал гонца к скифскому королю Иданфирса ,
через которого передал предложение сдаться или вступить в открытый
бой , на что получил ответ , что скифы не имеют ни городов , ни
обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы .
Единственное , что заставило бы скифов воевать с персами–это
отцовские могилы . Если же персы желают воевать , тогда пусть
разыскивают те могилы и пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,
будут ли скифы воевать за эти могилы или нет . Вот как почитали
скифы своих предков . Это далеко не единственная черта ,
характеризующая скифов . Я заинтересовался именно скифами , так как
их политическое объединение Великая Скифия находилась и на
территории Николаевщины . Однако нетронутых курганов скифов
практически не осталось . Один из курганов скифов был раскопан на
территории Корабельного района города Николаева в 80-е годы . Скифы
являются одним из кочевых племён , которые поселились на территории
Северного Причерноморья в период с VI-III века до нашей эры . Одной
из причин поселения скифов на территории Северного Причерноморья
является благоприятная погода этого региона . Природа степи
способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов ,
например : земледелие , скотоводство .
Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –“царским
скифам”. “Нас больше всех , и мы лучше всех”, -утверждали они . Все
прочие скифские и нескифские племена Украины платили день“царским
скифам”. В споре о том , “кто лучше всех” , “царские скифы”
прибегали к неотразимому аргументу –своей огромной , хорошо
вооружённой и прекрасно дисциплинированной коннице . Чтобы
считаться настоящим воином , скиф должен был испить крови первого
убитого им врага . с противников снимали скальпы , из их черепов
делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота и
серебра ценились дружба и товарищество между воинами .
Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по
отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство
было нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы
положить в его в могилу . До сих пор в украинских степях высятся
скифские могилы –курганы . Тут и роскошное захоронения племенной
знати , и убогие могилы простых людей . Так что если судить по этим
курганам , среди“царских скифов” существовало заметное социально
–экономическое расслоение . Кроме военного грабежа , у скифов был
ещё один немаловажный источник обогащения–торговля с греческими
колониями на Черномор-ском побережье . Именно скифы первыми стали
предлагать на рынок те товары украинской земли что на долгие века
останутся для неё традиционными , -зерно , воск , мёд , меха ,
рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие
предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .
Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению
жизни возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов
.
Декоративный “скифский стиль” легко узнаётся поего излюбленому
мотиву –животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный
хоровод летящие олени , кони , львы изящных скифских амфор .
Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической
Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих
колонистов Причерноморья скифы не только вступили в контакт с
Древней Элладой , но сумели по достоинству оценить её . В то же
время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его
конфликты . Выбору научно –исследовательской работы на тему : “
Хозяйство и быт Степной Скифии”-способствовало ряд положений . Во
–первых , каждый уважающий себя человек обязан знать историю своих
предков –тех , кто положил начало формированию его народной
этничности , и хочу донести информацию о жизни скифов до учащихся
моей школы . Во–вторых , поселения скифов были обнаружены на
территории Николаевщины –той части Украины , где я родился ; так
что история скифов тесно связана и с историей развития Николаевщины
да и всего юга украинских земель . В –третьих , развитие скифов
довольно интересно в хозяйственной деятельности(земледелие ,
скотоводство , домашнее производство) и в быту(жилище , одежда ,
утварь, пища). Основная часть Хозяйство
Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов.
Поэтому все стороны их жизни , в том числе хозяйство, носят
отчетливый отпечаток кочевого способа жизни . Здесь мы не касаемся
вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является
подчиненным попятием . За пределами работы также осталась проблема
взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного
Причерноморья , в экономическую систему которых входила экономика
номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его
составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее
воспроизводство. Скотоводство
Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время
было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают
ни городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками ,
возят свои дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от
разведения домашнего скота .... ” . Кочевое скотоводство Степных
Скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под
открытым небом стадных копытных (лошадей , овец , крупного рогатого
скота) . В течении достаточно долгого времени , т. е. весь период
скифской архаики , этот вид хозяйства был господствующим на всем
Северном Причерноморье . Но с середины V в. до н. э. в долине
Днепра и на ближайших к ней участках степи начинает возникать новая
форма скотоводства -полукочевая , предполагающая зимнее содержание
скота в загонах с подкормкой его твердыми кормами . Длительное
время - вплоть до гибели Великой Скифии - эти два вида скотоводства
сосуществовали , составляя экономическую основу политического
объединения именуемого Великая Скифия.
Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему
хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и
сохраняющему свое значение и в среднескифский период . Наиболее
благоприятные природные условия для ведение чисто кочевого
скотоводства существовали в самой южной и средней природных
подзонах степи (территории нынешней Одесской , Николаевской ,
Херсонской и Донецкой областей) . В составе стада , определяемого
по остатку костей в погребениях и в насыпях курганов , преобладали
животные , способные к длительным перекочевкам - лошади и овцы , в
меньшей мере присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере
животных можно судить по изображениям на предметах скифской
торевтики - в первую очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила
, что на Днепропетровщине (рис. 1, 1-2; 4-6) на чаше из
Братолюбовского кургана на Херсонщине (рис. 1; 3) .
Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая
особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и
особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что
основная направленность сезонных перекочевок кочевников - от
водораздельных пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и
пойменные пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки
кочевников была пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот
писал , что Борисфен (Днепр) “предоставляет прекраснейшие и
изобильные пастбища для скота”. Именно в этих районах по
археологическим материалам прослеживается возникновение первых
зимовок скифов , затем превращающиеся в стационарные поселения.
На рубеже V-VI вв. до н. э. в экономике Степной Скифии происходят
значительные изменения . Некогда плодородные пастбища Северного
Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда
других негативных влияний человеческой деятель- ности ухудшаются .
Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на водоразделах .
Это закономерный процесс развития любого кочевого общества . Также
закономерности и поиски человеком лучших условий существования и
попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым условиям . Так
на рубеже V и IV вв. до н. э. возникает полукочевое скотоводство .
В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый
скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они
мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2; 2-6) . В
костных материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости
домашней свиньи .
Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные
пастбища , использование которых не требовало длительных
перекочевок . На левом берегу Днепра выделяются три массива
плавневых пастбищ -Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом
берегу - Базавлукские плавни .
Ближе к ним в начале IV в. до н. э. и переселяется большинство
степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более 100
поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они
группировались вокруг городищ - укреплённого поселения ,
защищённого земляным валом высотой более 2 м. Наиболее изучённым
является Каменское городище ,
расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская
Запорожской обл . За валами внутри территории городища
располагалось несколько разновременных посёлков . Переходящие к
полукочевому образу жизни скифы этим валом как бы отделялись от
других , закрепляя за собой пастбища обширной поймы . За пределами
городища , на расстоянии 1-3 км по берегам небольших балок и над
поймой формируется округа городища , состоявшая из небольших
незащищенных поселений , селищ , зимовок . В систему Каменского
городища входит также Лысогорское городище . В этой системе оно
играло особую роль , которая выражалась в поставке всему региону
твердых кормов , о чем свидетельствуют большие зерновые ямы этого
памятника . С памятниками оседлости Каменского региона связаны
обширные курганы могильники - Момай-гора , Солоха с группой
курганов , Ильинские , Знаменские и др. могильники .
Особую группу составляют скифские памятники о. Хортица , которые
группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего
единственный на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным
валом , но и сырцово-деревянными конструкциями на нём . Городище
окружали поселения и селища , а также безкурганные могильники .
Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с
центральным Капуловским городищем , посёлками и селищами вокруг
него и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского ,
Капуловского, группы Чертомлыка и др .
Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры
-эколого-экономические , состоящие из городища-центра ,
расположенного на пересечении торговых путей , расселенческой зоны
, в которой сосредоточены неукреплённого поселения и селища , и
зоны фильтрации ресурсов с единичными и многочисленными
погребальными памятниками . В Степной Скифии таких районов пять :
Каменский , Капуловский , Хортицкий , Приднестровский . Степное
Побужье-Поингулье входило в Ольвийский эколого-экономический район
. Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что
эта отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства
степных скифов . Изменялись лишь формы её организации - если в
период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то
в среднескифский период существуют две формы организации
скотоводства- кочевая и полукочевая . Земледелие
Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на
рубеже V-VI вв. до н. э. тут формируется новая отрасль экономики
Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано
со способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в
период поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей
скифского кочевого хозяйства и было ориентировано на производство
твёрдых кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее
время . По-видимому , к IV в. до н. э. пастбища днепровской поймы
перестали обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась
необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти
культуры преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора .
Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала причиной
сложения “скифского” степного земледелия . В видовом отношении
среди культурных растений преобладали засухоустойчивые : просо
обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В
обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены
жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни
одного плуга пока на
территории Степной Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали
. Через год-два участок запускали в перелог , который использовался
как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь
обрабатівался . Таким образом , земледелие степных скифов в IV в.
до н. э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и
было подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали
лишь минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его
вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не
приходится. Этим земледелие в степи по сути отличается от античной
земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние
потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на
вывоз определённой части хлеба в Грецию . Домашнее производство
Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка ,
обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого
сырья , прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным
сырьём . Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию
основных видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье
. Именно в пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для
деревообработки . Использовалась древесина дуба , ясеня , бука ,
граба , клёна , берёзы , тополя, ольхи , липы , ивы . Способы
обработки древесины степными скифами довольно сложны - здесь и
рубка , и раскол ствола дерева при помощи клиньев , и лицовка
поверхности долотом , теслом , и гнутьё , и долбление . Т. е.
деревообработка у степных скифов достигала значительного уровня
развития и находилась на стадии превращения в ремесло . Как и
обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в Степном
Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и песчаника .
Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем железном
веке оставался достаточно низким и это производство не вышло за
пределы домашнего . Домашний характер имели прядение и ткачество ,
появившееся в среде осёдлых скифов в среднескифский период . Сырьём
для этих видов домашнего производства были шерсть , конопля ,
крапива и , возможно , лён . Геродот так описывает сырьё для
прядения и ткачества у скифов : “ Растёт у них в стране конопля
более всего напоминающая лён , от которого отличается высотой и
толщиной . Этими качествами конопля немного превосходит лён . Она
растёт и сама по себе , и посеянная . Из неё скифы делают себе
одежду , чрезвычайно похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо
её знает , не различит - из льна эта одежда или из конопли ; тот ,
кто вовсе не видал конопли , считает , что одежда льняная . “
Обработка скотоводческого сырья также осуществлялась в рамках
домашнего производства . Кочевники были умелыми косторезами . Об
этом свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском
городище , мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и
шильям , а также сами ножи , костяные орудия для обработки кож .
Сравнение материалов этой мастерской с находками ножей с костяными
ручками в погребениях Степной Скифии позволяют говорить о том , что
мастерская , обнаруженная на Каменском городище , снабжала своими
изделиями всё Степное Поднепровье .
Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду ,
умели валять войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в
кургане Вишневая могила ) , делать верёвки из сухожилий лошадей ,
кожаную утварь из шкур , плетёные , крученые или шитые ремни для
упряжи , т. е. почти всё необходимое в скотоводческом хозяйстве
производилось в нём же .
Основные виды повседневной утвари также производились самими же
скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили
способы лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились
наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и
полукочевом образе жизни (в основном горшки средних размеров и
небольшие миски ) , своя орнаментация посуды . Т. е. , к началу
среднескифского периода сформировался так называемый степной
скифский керамический комплекс . В основном эта посуда для
приготовления мясной и молочной пищи . Изготовление такой посуды не
было централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое
ей количество посуды и обжечь её на костре . Как видно из
описанного выше , у степных скифов ремесла как такового не было .
Ремесленные изделия , которые встречаются в скифских памятниках , в
большинстве случаев поступали сюда из Лесостепи или из античных
центров Северного Причерноморья .
Земледелие появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV вв. до
н. э. - в начале как дополнительный компонент скотоводческой
экономики . Возникает оно из потребностей скотоводства - для
расширения кормовой базы последнего . Лишь в “позднескифское” время
земледелие под влиянием античности превращается в самостоятельную
отрасль экономики Нижнего Поднепровья . Земледелие степного региона
на протяжении всего периода существования Степной Скифии оставалось
дополнительной отраслью , ориентирован-ной на потребления внутри
общества . О его товарности и вывозе зерна за пределы Степной
Скифии говорить не приходится . Б ы т
С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт .
Он играет роль связующего звена между производственной
(хозяйственной ) и непроизводственной сферой жизни . В связи с этим
изучение быта представляет особый интерес . Кроме того , быт ,
точнее его основное составляющие - жилище , одежда , утварь , пища
- достаточно полно представлены археологически . Ж и л и щ е
Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих
приспособление человека к условиям обитания , является его жилище .
Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных
материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей
среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных
строительных материалов .
Первому периоду кочевания , когда кочевники не имеют определённой
территории для кочевания и передвигаются на значительные расстояния
, присущи единственный вид жилища - повозки с крытым верхом .
Существование у скифов таких передвижных жилищ фикси–
руется в первую очередь письменными источниками . Гиппократ
подробно сообщает о кибитках скифов : “ Наименьшие бывают
четырёхколёсные , а другие шестиколёсные : они не проницаемы для
света ни для ветров . В эти повозки запрягают по две или три пары
безрогих волов . В таких помещаются женщины , а мужчины ездят
верхом на лошадях “ . Остатки повозок зафиксированы в 12
погребениях Степной Скифии . Таким образом , жилище кочевника -
скифа периода архаики реконструируется как один из вариантов
кочевнического крытого войлоком или шкурами шалаша на повозке .
Во второй половине V-VI вв. до н. э. определяются пастбищные
территории . В местах , наиболее пригодных для зимнего выпаса скота
возникают зимовья . По прежнему основным видом жилища является
повозка , плетеный верх которой снимается и превращается в наземное
жилище .
Позднее появляются сооружения с углублённой в землю основой -
полуземлянки или землянки . Следы подобных жилищ исследованы на
скифском городище Лысая Гора у г. Васильевка Запорожской обл .
Такая полуземлянка имела небольшое круглое в плане основное
помещение и круглое входное . Наземную часть сооружения можно
восстановить как конический шалаш , покоящийся на вертикальных
стенах без дополнительного крепления крыши .
В расположении входов в жилище Каменского и Лысогорского городища
проявляется одна общая закономерность . Большинство остатков
дверных проёмов располагается в южных или юго - западных , западных
стенах раскопанных жилищ . В соответствии с этнографическими
данными , например , по кочевым казахам , входы в жилище на
зимовниках располагались с подветренной стороны . В холодное время
года в Поднепровье преобладают восточные и северо - восточные ветры
. Сопоставляя “ розу ветров “ в холодную пору года и планы
строительных остатков , можно заметить , что скифы также
располагали входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища
строились самими скифами - специальных знаний для возведения столь
простых сооружений не требовалось .
Сведения об интерьере жилищдовольно скудны . Края полуземлянок
могли использоваться как круговые скамейки или лежанки . Земляная
скамейка или лежанка , расположенная в торцевой части одной из
полуземлянок городища Лысая Гора имела высоту 0, 40 м . , в ширину
0, 50 м . Подобное сооружение прослежено в землянке на поселение
Первомаевка . В жилищах Каменского городища и на Лысой Горе
выявлены остатки очагов . Для жилых помещений городища Лысая Гора
характерны открытые очаги открытой формы . Очаг одной из
полуземлянок был обложен поставленными на ребро небольшими камнями
. Изнутри они обмазаны глиной , которая была прожжена на 2-3 см.
Для освещения жилищ использовались глиняные светильники . Один из
них найден в полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен
из лепного горшка с отбитым горлом и имел на стенках сквозные
отверстия для подвешивания . На внутренней поверхности сосуда -
толстый слой нагара . В качестве светильника использовались иногда
лепные чашечки , подобные находкам из материалов поселений у с.
Нико - лаевка . О д е ж д а
Раскопки скифских погребений , как богатых , так и бедных ,
немногочисленные изображения скифов на предметах торевтики
позволяют реконструировать их одежду . Изображения на куль–обском,
воронежском , гайманском сосудах , на “шлеме” из Передериевой
Могилы позволяют представить внешний облик скифа - воина .
Остроконечные кожаные башлыки закрывали голову . Кожаные безрукавки
со свисающими острыми концами пол , застеганные влево и опущенные
мехом надевались поверх рубах с длинными рукавами . Верхней одеждой
были плащи из кожи иногда даже человечьей : “ Многие из них делают
из содранной кожи верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их ,
словно овчины ” . Длинные кожаные штаны напоминающие шаровары и
мягкая обувь без каблука (или скифики ) завершали мужской костюм
.
Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин
немногочисленны . Основным источником для восстановления женского
костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе
головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или
конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали
повязки - стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье -
рубашка с длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без
рукавов , обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и
перстни из золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы
, многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4) дополняли одежду
любой скифянки . Л. С. Клочко провёл реконструкцию скифского
женского костюма , что показано на рисунке 3 . У т в а р ь
Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта
её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют
на группы по признакам функционально - бытового предназначения , по
материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда
, разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная ,
каменная , металлическая . Прослеживается деление по
функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару .
Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал
результаты , показывающие особенности быта различных слоёв
насе–ления . Причём , такое социальное расслоение в быту по
погребениям раннескифского периода не прослеживается . Замечено ,
что в наиболее богатых погребениях скифской знати сооружались
специальные помещения - так называемые , хозяйственные ниши , в
которых хранились пищевые запасы погребённого . При анализе
инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе утвари наиболее
богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений
хранились : посуда для варки ( котёл , котелок , железные крючки
для мяса и щипцы ) и потребления ( блюда ,
подносы ) мяса или бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками )
. Отдельный блок составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак
, ситечко , килик , кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные
сосуды , металлические или деревянные открытые сосуды ) .
Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш
в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области
головы погребённого , в то время как отсеки или отдельные ниши с
набором утвари для питья располагались в ногах (Двугорбая Могила )
. Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах.
Сооружение хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря
характерно для погребений царского ранга или высшей скифской знати
.
Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря - лепная
керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и
греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего
происходят из материалов тризны . Типичный набор утвари рядовых
погребений среднескифского периода - лепной горшок и деревянное
блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним двумя
железными ножами .
В наборе утвари как из погребений , так и из материалов памятников
оседлости , наиболее многочисленная группалепной посуды. Коллекция
посуды , изготовленной без применения гончарного круга из поселений
среднескифского времени более многочисленна , но менее разнообразна
, по сравнению с керамическим комплексом архаического периода . В
погребениях IV в. до н. э. количество посуды, вылепленной вручную
уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников оседлости (
за исключением Каменского городища ) оно чуть больше или равно
количеству амфор .
Именно в IV в. до. н. э. , с переходом к оседлости , скифские
женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой ,
чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски .
Они преобладают в материалах памятников IV в. до н. э. Горшки
разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом ,
отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым
венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров ( рис. 5
; 3, 10, 5, 11 ) . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым
внутрь венчиком и в форме перевёрнутого усечённого конуса .
Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики -
пальцево-ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика ,
отпечатки штампа или косые насечки в основании шейки ( рис. 5 ; 3,
5, 10 ) . В среднескифский период почти полностью исчезает
рельефный орнамент , крайне редко встречается прочерченный ( рис. 5
; 11 ) .
Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих
гончарных - так появились лепные подражания античным формам ( рис.
5 ; 6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти
находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного
производства на формирование скифского керамического комплекса
.
Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских
культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается .
Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных
сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика
характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней
поверхности - заглаженная или заложенная поверхность .
В IV в. до н. э. на территории Степной Скифии появляются первые
сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для керамики
Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в керамике
сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма .
Картографирование курганов IV в. до н. э. , в которых была найдена
лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию вблизи
Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких сосудов
в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная
Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “
открытой”
степи ( Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая
Белозёрка ) , дают единичные экземпляры лепных сосудов .
Соотношение основных разных в технологическом отношении групп
керамики (амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая
гончарная, лепная ) показывает различные уровни экономического
развития регионов Степной Скифии . Основная масса античной посуды
поступала в Степное Поднестровье , также много , как и в
Поднестровье , керамики поступало в Степной Крым , а вот
Поднепровье , Побужье снабжалось античной посудой в меньшем
количестве . Причём , основная масса античного импорта оседала в
Поднепровье , в Левобережье .
В памятниках среднескифского периода греческая гончарнаяпосуда
становится господствующей в группе столовой керамики , почти
полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество
чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н. э. увеличивается по
сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество
простой гончарной - почти в 9 раз . Набор амфор из скифских
погребений мало чем отличается от амфорной тары хорошо изучённой по
материалам античных памятников Северного Причерноморья . Амфоры
чаще всего встречаются в скифских погребениях Поднестровья и
Степного Крыма. В погребениях Крыма амфора в ногах погребённого или
в насыпи кургана - почти обязательная деталь погребального
комплекса ( коллекция гончарной керамики из Акташского могильника )
. Меньше чем в Поднестровье или в Крыму , но больше , чем в
Поднепровье , амфор найдено в погребениях Побужья . Равное
количество погребений с амфорами на Правобережье и Левобережье
Днепра . Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все
основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н. э.
преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре
. В слоях второй половины IV в до н. э. чаще встречаются фрагменты
синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища
много фрагментов амфор боснорского производства . Часть амфорной
тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые амфоры появляются на
Каменском городище - амфоры с о. Фасос . Фрагменты амфор с
фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка , Великая Знаменка
и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением встречаются на
Каменском и Лысогорском городищах , на поселении Князь-Григорьевка
. Группа амфор с синопскими клеймами наиболее многочисленна .
Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского и Капуловского
городищ и Волошского поселения . Крайне редко встречаются амфоры с
херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на Каменском и
Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено много
фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция
фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что
основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и
Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет ,
позднее - Синопа и Херсонес . Иногда на стенках сосудов из
памятников Степной Скифии встречаются граффити . Так , на горле
амфоры из Каменского городища была процарапана большая “А” . На
горле лепного сосуда из материалов Каменского городища процарапаны
знаки , напоминающие магические .
Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений .
Многие амфоры имеют следы ремонта ( просверленные в стенках
отверстия , через которые “сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты
амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично
как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож
.
Посуда для питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в
скифской среде ) представленабольшой группойчернолаковой керамики.
Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил
производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой
лепной керамики . Больше всего посуды для вина поступало в
Поднестровье . Количество погребений с чернолаковыми сосудами
одинаково и в Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье .
Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина.
Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н. э. в Степное
Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис. 6 ; 2 ) . Чуть
позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй
- третьей половины IV - канфары ( рис. 6; 3, 5 ) , и солонки ( рис.
6 ; 4 ) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис. 6 ; 1, 7 ) . В
материалах памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики
встречаются крайне редко .
Со второй половины IV в. до н. э. в степных скифских погребениях
появляютсяпростая гончарная керамика - серо- и красноглиняная. Чаще
всего посуды этой группы встречаются в памятниках Поднестровья и
Степного Крыма . Стабильно невысокий процент погребений с простой
гончарной керамикой в Поднепровье и в Побужье . Это сосуды для вина
или для воды - сероглиняные кувшины ( рис. 5 ; 9 ) .
Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины -
найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и
поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок
найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к
продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики
до первых веков н. э.
Деревянная утварь играет большую роль в обработке и потреблении
молочных продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери
- ческие чаши - для молока или бульона (рис. 5 ; 7) . Их количество
в погребениях среднескифского периода по сравнению с захоронениями
более раннего времени заметно уменьшается . Количество же
деревянных блюд или подносов в погребениях среднескифского времени
увеличивается приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде
скреплённых деревянных дощечек со слегка загнутыми бортами ( рис. 6
; 9 ) или блюда с высокими бортиками и выступающими бортиками по
бокам , подобные блюда из Трехбратнего кургана в Крыму ( рис. 5 ; 2
) . Они использовались в качестве сосудов для готового вареного
мяса .
Металлическая утварь. Коллекция сосудов , изготовленных из металла
( бронзы , серебра , железа ) из погребений среднескифского периода
немногочисленна . В основном это бронзовые котлы . Большинство
происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы литые ,
отличаются большими размерами (рис. 6 ; 4 ) , их объёмы нередко
достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются ( котёл
из Черномлыка ) . По-видимому , это сосуды лесостепного
производства . Для питья вина , кроме чернолаковых сосудов
использовались серебряные кубки , чаши , килики , ритоны и т. п. -
т. е. парадная посуда . Их коллекция не многочисленна . Чаще всего
встречаются серебряные или бронзовые килики на невысокой ножке с
фигурными , возвышающимися над венчиками сосудов ручками ( рис. 5 ;
10, 11 ) . Формы античных и фракийских фиал повторяют серебряные
чаши из Солохи , из кургана у села Владимировка .
Редкая находка в степных скифских погребениях - приспособление для
разлива вина - киафы - железные или бронзовые чашечки на длинной
ручке , которая иногда заканчивается лебединой головкой ( рис. 5 ;
8 ) . Иногда встречаются полусферические ковши с прикреплённой
через втулку деревянной или металлической ручкой . Последние ,
правда , могли использоваться и для разлива бульона . В курганах ,
расположенных ближе к античным центрам (чаще всего Побужье )
встречаются бронзовые ситечки для процеживания вина - неглубокие
широко открытые чашечки с короткими фигурными или плоскими ручками
, иногда также украшенными птичьими головками ( рис. 5 ; 6 )
Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений
среднескифского периода позволяет получить представление не только
о материальной культуре степных скифов , но и о системе питания
этого народа . П и щ а
Система питания один из наиболее консервативных элементов быта и
только по некоторым деталям можно судить о её изменениях . В
питании степных скифов присутствовала мясная , молочная и
растительная пища . В рационе степных скифов преобладало мясо -
костные остатки животных найдены в каждом третьем погребении
Степной Скифии IV в. до н. э. Встречались кости лошадей , овец и
крупного рогатого скота , редко - кости птиц .
При анализе системы питания замечены некоторые социальные
особенности потребителей . В отличии от рядовых могил , в
напутственной пище из богатых погребений (Мелитопольский ,
Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова Могила ,
Малая Цимбалка , Толстая Могила )отсутствует мясо крупного рогатого
скота- т. е. любимой , а может быть канонизированной пищей
кочевника остаётся конина .
О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и пренебрежение
ими растительной пищи свидетельствуют некоторые данные антропологии
, в частности патологические наросты на костях позвоночника .
В костных кухонных остатках из материалов поселений и городищ
преобладают кости крупного рогатого скота . Основной способ
приготовления мяса - его варка . Геродот пишет ; “ Так как скифская
земля совершенно безлесна , то для варки мяса придумано у них
следующее : как только они cдерут шкуру с жертвенного животного
,
Они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы ( если они у
них окажутся ) местной выделки , похожие больше всего на лесбосские
кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в них мясо ,
варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных . Если же у
них под рукой нет котла , они кладут всё мясо в желудки жертвенных
животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости горят прекрасно
,
а желудки легко вмещают мясо , очищенное от костей . И таким
образом бык варит сам себя , и остальные жертвенные животные–
каждое варит само себя . ” Новой составляющей системы питания
степняков , перешедших к полуоседлому способу ведения хозяйства
становится мясо свиньи . Кости этих домашних животных зафиксированы
практически на всех поселениях Приднепровья . Основная утварь для
приготовления мяса - котлы и ленные горшки больших размеров . Для
извлечения из котлов мяса использовались щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и
крюки , для разделки - железные ножи с костяными или деревянными
ручками . Эта утварь встречается как в
хозяйственных нишах богатых погребений , так и в погребениях
рядовых скифов . При разделки мяса скифы , подобно другим кочевым
народам соблюдали определённые правила . Например , в качестве
напутственной пищи погребённому обычно клали грудинку с отсечёнными
костями позвоночника или мясо передних конечностей . У большинства
кочевников соблюдался сезонный ритм питания . Мясная пища
преобладала осенью , когда перед зимовкой забивались слабые и
старые животные , и зимой,
когда мясо долго хранится . В дневном рационе тяжёлая мясная пища
употреблялась вечером после трудового дня .
Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам
растительной пищи . Археологические данные позволяют определить
видовой состав зерновых культур .
В составе зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо
известные скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из
толчёного зерна . Подсушенное на солнце зерно растирали на
зернотёрках (рис. 6 ; 1 ) . Толченое зерно варилось в небольшом
количестве молока и воды .
Вопрос об употреблении степными скифами хлеба остаётся открытым .
Они несомненно знали выпечку хлеба из пресного теста . Но
отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет нам высказать
предположение , что до состояния муки зерно скифы не размалывали и
мучные продукты в рационе степняков ещё не появились .
В целом растительная пища не отличалась разнообразием , но
потребности человека в белках растительного происхождения ,
углеводах , минеральных веществах и витаминах обеспечивала .
Растительная пища кочевника , доставляемая путём собирательства,
чрезвычайно бедна : щавель , полевой лук , чеснок .
Широкое распространение у скифов получило виногреческого
производства , чему способствовали не только широкие возможности
греческого импорта , но и знакомство скифов с алкогольными
напитками типа молочной водки араки или кумыса . Молочные водки
боле крепки , чем виноградное вино , которое скифы сразу стали пить
неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили греков . Спартанцы
желая выпить по-крепче, говорили - “Налей по-скифски “ .
Молочная пища . Молоко - универсальный продукт , который можно
употреблять в его естественном виде . Античные авторы
преувеличивали роль кобыльего молока в рационе кочевника . По
удойности , пищевой ценности , количеству вторичных продуктов
кобылье молоко значительно уступало овечьему ( в частности , по
калорийности вдвое , а по жирности - втрое ) . Из овечьего молока
изготовлялся сухой сыр типа бислага или арула у монголов , курата у
киргизов . Сухой сыр , хранившейся века , найден в одном из
алтайских курганов скифского времени .
Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам молока,
оно не заменимо при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке ,
богатом сахаром и бедном жирами , за счёт специфической микрофлоры
с особой лёгкостью протекают процессы брожения , в результате
которых получается напиток , обладающий высокой калорийностью ,
повышенным содержанием витаминов , высокими вкусовыми качествами .
Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном сосуде и затем ,
путём многолетнего отбора была получена закваска необходимого
качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду
коровьего молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков
, превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.
Кроме того кумыс содержит алкоголь ( до 2, 5 % ) , что повышает его
вкусовые качества по сравнению с другими молочными продуктами .
Лишь в условиях осёдлой жизни стал возможен обычай потребления
коровьего молока . В среднескифский период он находился на стадии
внедрения . Широкое использование коровьего молока для питания
человека стало боле реальным лишь благодаря улучшению пород
крупного рогатого скота , при котором человек добился развития
способность давать молоко в количествах , намного превышающих
потребности для вскармливания молодняка .
Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим некоторые
его особенности : выдвижение на первое место потребления мяса
крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины ;
знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в
питании степняков . ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение хозяйства и быта степных скифов позволило заметить , что
изменения в хозяйстве степных скифов связаны с изменением природных
ресурсов , которое чаще всего происходит под антропогенным явлением
.
Основной отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства ,
которое существовало в двух формах - в виде кочевого (весь период
развития Степной Скифии )и полукочевого ( с конца V до III вв. до
н. э. ) . Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики
Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только своё
собственное население , и что о товарном характере скотоводства
Степной Скифии говорить не приходится . Таким образом , земледелие
степных скифов в IV в. до н. э. играло вспомогательную роль в
хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы его
производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в
кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия в
степи говорить не приходится . Изучение непищевой сферы экономики
показало её развитие в виде домашних промыслов, ориентированных на
потребности лишь скифского общества . Одним из основных элементов
материальной культуры , отражающих приспособление человека к
условиям
обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников
диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал
не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню
эпохи , специфике местных строительных материалов . Утварь степных
скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей
и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по
признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и
техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда , разделенная
на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная ,
металлическая . Прослеживается деление по функциональному
назначению - на столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом
систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности
: выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого
скота , появление в мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и
увеличение доли зернового компонента в питании степняков . Ни о
каком развитие ремёсел ( если считать ремесло , специализированном
производством , оторванным от земледелия и скотоводства и
ориентированном на выпуске товара ) , в скифском обществе говорить
не приходится . Список используемой литературы : Буйский С. Б.
“Античные земледельцы нижнего Побужья”
Клюминцев В. Н. “Поселение земледельцев и скотоводцев позднего
бронзового века . Гранитно –степное Побужье” Ахматова М. И.
“Киммерийцы и скифы”
Ильинская В. А. и Тероножкин А. И. “Скифия VII-IV вв. до н. э. ”
Рыбаков Б. А. “Геродотова Скифия” Смирнов А. П. “Скифы” Бунятин Е.
П. “Древнейшие скотоводы украинских степей” Мурзин В. Ю. “история
скифов” Флалко Е. Е. “Искусство скифов”