- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве



Христологический аспект Церкви связан с присутствием бла­годати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать имеет характер предопределенной необходимости и не зависит от лич­ной святости и намерений ее носителя. Сам Святой Дух, пода­ющий благодать, выступает здесь как сила, подчиненная Хрис­ту, обеспечивающая единство церковного тела и функциониро­вания его органов, т. е. это есть присутствие благодати объек­тивное, обоснованное предопределением.

В пневматологическом аспекте присутствие благодати яв­ляется "субъективным", лучше сказать, обоснованным избран­ничеством. Примеры такого присутствия: проявление благо­дати в мощах святых, в местах, освященных явлением Божией Матери или святых, в цельбоносных источниках, чудотворных иконах, в особых благодатных дарованиях, в чудесах и, конечно, в человеческих личностях, стяжавших благодать, т. е. в свя­тых. Святой Дух в данном случае действует не как подчинен­ная Сыну сила, а как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына. Поэтому в церковных песнопениях Святой Дух называ­ется "самовладычным". Наиболее ярко в Свщ. Писании о та-


ком самовладычном действии Духа говорится в 1 Кор. (12, 7-II): "Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному раз­личение духов, иному разные языки, иному истолкование язы­ков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждо­му особо, как Ему угодно". Таким образом, присутствием Св. Духа в Церкви сообщается благодать отдельным личностям, "каждому особо", и Сам Дух при этом выступает как самосто­ятельное Лицо, Которое действует "как Ему угодно". Помимо разделения дарований духовных, Святой Дух взращивает в чле­нах Церкви духовные плоды. Примерами таких плодов ап. Па­вел называет "...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание..." (Гал. 5, 22—23). На­конец, изливаясь в самое существо верующих. Святой Дух сооб­щает им Божественную благодать и по мере усвоения ими бла­годати соделывает их храмами Божиими: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).

Церковь — это не только единое Тело в Божественной Ипо­стаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в бла­годати Святого Духа. То обожение человеческой природы, ко­торое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях дол­жно совершиться посредством действия Духа Святого и на­шей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви. Христоло-гический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось, и пневматологический аспект — аспект станов­ления, которому соответствует усвоение плодов Искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа. Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. Различие этих аспектов обус­ловлено двумя различными образами присутствия и действия Святого Духа в Церкви. При этом два аспекта теснейшим об­разом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более укоре­няться в соединении с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Но чем теснее это соединение, тем в большей степени становится способным человек воспринимать и усваивать обоживающую его благо­дать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого,


тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

С этими двумя аспектами бытия Церкви человек встречает­ся с самого момента вхождения в Церковь: в таинствах Креще­ния и Миропомазания. В Крещении, которое есть таинство по преимуществу христологическое, Святой Дух, как служебная по отношению ко Христу безличная сила, соединяет нас со Хрис­том и делает членами Тела Христова. А в таинстве Миропома­зания тот же Дух, но уже как Лицо Пресвятой Троицы, незави­симое от Сына в своем ипостасном бытии, сообщает нам дары обоживающей благодати, доступ к которой мы получим через Крещение. Недопонимание различий между этими двумя аспек­тами Церкви у католиков ведет не только к заблуждениям догматического характера, но также имеет следствия и в ли­тургической жизни. У католиков эти два таинства — Креше-ние и Миропомазание — разнесены во времени. Миропомазание совершается по достижении человеком церковного совершен нолетия и носит название "конфирме.ция" ("подтверждение'"», т. е. фактически является подтверждением Крещения, которое принимает человек в сознательном возрасте. Ясного понима ния того, что Миропомазание есть таинство Духа Святого, здесь нет.

Существенные свойства истинной Церкви Христовой

Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случай­ных, акциденций. Таким образом, существенные свойства Цер­кви — это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: "верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь". Именно эти четыре свойства опреде­ляют существо Церкви со стороны ее свойств и признаков, от­личающих истинную Церковь как от всех прочих человечес­ких сообществ, так и от неправославных Церквей.

Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех. Например, непогрешимость Церкви является следствием святости и соборности. На Три-дентском соборе (собор Римо-католической церкви, середина XVI века, у католиков считается вселенским) перечисляется около


30 различных свойств Церкви. Желание ввести новые свойства Церкви помимо тех, о которых говорит Символ веры, и усвоить им достоинство существенных свойств, как правило, связано с попыткой изменить сущность святоотеческого учения о Церк­ви. Например, протестанты добавили два свойства:

а) Чистое проповедание слова Божия. По существу для них это свойство является главным, что связано с вероучением про­тестантизма. Это свойство является следствием из учения об оправдании только верой.

б) Правильное (со стороны произносимых слов и совершае­мых действий) совершение таинств.

Очевидно, что оба эти свойства — производные от святости и апостольства.

Единство Церкви

В количественном отношении Господь Иисус Христос со­здал только одну Церковь: "...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее един­ства: "единое стадо" (Ин. 10, 16); единая виноградная лоза (Ин. 15, 1-7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвящеинической молитве: "Да будут все едино" (Ин. 17, 21). An. Павел так же говорит о Церкви в единственном числе, несомненно он мыслит Церковь как нечто нумерически

единое:

"...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 5);

"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело..." (1

Кор. 12, 13);

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас".

(Еф. 4,4-6).

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумери-ческое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство — это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое собра-istis индивидуумов, которые случайнооказалиеь вместе, не внеш­нее объединение разнородных элементов, а единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем со­гласии и, по словам св. Иоанна Дамаскина, "в взаимном сгар-монировании". Таким образом, единство есть не столько коли-226


чественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глу­бочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы — Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого, выступающего в христологическвм аспекте бытия Цер­кви как связь ее единства. Единство церковное, как качествен­ная характеристика Церкви, отлично от всех иных видов объе­динения людей. Единство может быть и отрицательной вели­чиной, нередко люди объединяются против кого-то или для осу­ществления совсем не богоугодных целей.

Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая идеальная организация. Х.Яннарас говорит о един­стве Церкви: "Единство означает в церковном понимании вов­се не сплоченность, согласие и единодушие отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную". Таким образом, даже с чисто человеческо'" стороны единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия челове­ческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвяшеннической мо­литве говорит: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе..."(Ин. 17,21).

Внутреннее единство имеет и внешние проявления:

а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры;

б) единство таинств и богослужении,

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных ка­нонов.

Не противоречит ли единству Церкви наличие многих По­местных Церквей, ведь Православная Церковь, в отличие от римо-католической, не имеет единого видимого главы.

Пространный Православный Катихизис (9 чл.) отвечает на это следующим образом: "Отдельность видимого устройства их (т. е. Поместных Церквей. — О. Д.) не препятствует им духов­но быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый Дух, веру и благочестие". Выражением этого единства является общение в молитвах и таинствах, особенно в Евхаристии. Именно евхаристическое об­щение есть то основное, что определяет единство поместн-лх


Церквей. Тем более не противоречит единству Церкви суще­ствование церквей инословных, которые существуют не в Церк­ви, а являются внешними по отношению к ней образованиями.

Святость Церкви

Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре.

Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней пони­мают причастность святости Божией. По отношению к твар-ным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и прича­стность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с дру­гой.

Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Гос­подь Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу начатки плодов, первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы — первый сноп пшеницы, и считалось, что то благословение, которое призывается на эти начатки, распрост­раняется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: "Если начаток свят, то и целое..." (Рим. 11, 16). Из Первосвященнической молитвы Спасителя (Ин. 17, 17-19) видно, что освящение и святость человеков была целью служения Гос­пода Иисуса Христа: "Освяти их истиною Твоею.... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною".

Ап. Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: "...Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25-27).

Источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таин­ства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых 228


нам споспешествует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет "царственным священством" (1 Пет. 2, 9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божий (1 Кор. 3, 16-17) или храмы Духа Святаго (1 Кор. 6,11).

Все члены Церкви призваны к святости, "...плод ваш есть святость..." (Рим. 6, 22). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, кото­рые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости. При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т. е. святые, неисчислимый сонм праведников всех времен и наро­дов. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже, вопреки мнениям некоторых протестантских те­ологов, и в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 6-ю главу 1 Кор. . Таким образом. Церковь — это собрание не святых, но освяща­емых, поэтому она своими членами признает не только правед­ников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа "о пшенице и плевелах", "о неводе" и некоторых других (Мф. 13). Апостол Павел, уподоб­ляя Церковь дому Божию, говорит: "А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и гли­няные..." (2 Тим. 2, 20) .

Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покая­ния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить их про­щение:

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправ­ды". (1 Ин.1, 9).

"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Хрис­та, Праведника" (1 Ин. 2, 1).

Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, при­носящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, т. е. через анафематствование, или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от хри­стианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные


догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемня ется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в цер­ковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. В Пространном Катихизисе (чл. 9) говорится: "Согрешающие, но очищающие себя истинным по­каянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены отсе­каются от тела Церкви и таким образом она сохраняется свя­тою".

Один из частных аспектов святости Церкви — это непогре­шимость Церкви в ее учении. Как понимать непогрешимость? Господь Иисус Христос и Святой Дух пребывают в Церкви во­век. Церковь обладает полнотой Божественных сил, "и врата ада не одолеюг ее", согласно обетованию Господа (Мф. 16, 18). Именно поэтому ап. Павел называет Церковь "столпом и ут­верждением истины" (1 Тим. 3, 15). По словам свщмч. Иринея Лионского, "в Церковь, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине".

Непогрешимость Церкви состоит в хранении истины Хрис­това учения от примеси какой-либо лжи, неверности, без убав­ления от нее и прибавления к ней. Сама Церковь постоянно следит за тем, чтобы ее учение не повреждалось. Предмет не­погрешимости Церкви составляют только завещанные ей ис­тины Божественного Откровения. В Послании Восточных Пат­риархов (чл. 12) сказано: "Говоря, что учение Церкви непогре­шимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изнача­ла, как учение Божие". Следовательно, непогрешимость Церк­ви в вопросах вероучения распространяется только на истины вероучительные, но не имеет отношения к истинам естествен­нонаучным, а также к суждениям Церкви по вопросам соци­ально-политической, экономической жизни и т. п.