- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Худож школы 16 в. Особенности русской живописи 16 в



Но для истории русского искусства Макарий представляется одной из цент­ ральных фигур, определявшей не только судьбы России, но глобально повлиявшей на ход развития художественной культу­ ры своей эпохи. Обучившийся еще в молодости иконописному делу, он всю жизнь не оставлял иконописания, и оказался, пожалуй, самым видным среди русских иерархов вдохновителем и ме­ценатом развития русской живописи. Макарий являлся одним из главных иде­ ологов русской монархической системы, и естественно, что принципы государ­ ственного устройства России, осознавае­ мые митрополитом Макарием как акты и проявления божественного устроения и соизволения, реализовывались в иконных образах и сюжетах. Таким образом, рус­ ская живопись этой эпохи становится одним из главных путей утверждения концепции богоизбранности русского государства и стоящего во главе его царя, и приобретает повышенную богословско- идеологическую наполненность. Естест­ венно, такая напряженная и конкретизи­ рованная идеологическая нагрузка не всегда способствует духовному развитию искусства, и в этом отношении роль и значение фигуры Макария в истории русской живописи XVI в. представляется в известной степени противоречивой. Но, тем не менее, подобная идеологизация изобразительного искусства всегда оста­ ется неотъемлемой частью его истории, независимо от принадлежности этого ис­ кусства разным странам и периодам, и в этом отношении эпоха митрополита Ма­ кария представляется одним из интерес­ нейших и ярко выраженных этапов рус­ ской средневековой культуры.

Годуно́вская шко́ла и́конописи (или «годуно́вские пи́сьма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону. Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской школе», и к противопоставляющейся ей «строгановской школе» иконописи.

Особенности

Монументальная живопись

Особ русской культуры 17 в.

Особенности развития культуры в XVII в

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век - переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII в.

Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населения, в то время, как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Материальная культура

Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Кухня подавляющего большинства населения оставалась традиционной. Основу ее составляли щи, каши, хлеб и разнообразные мучные блюда. Очень много потреблялось рыбы. Мясо также было доступно даже людям небольшого достатка. Из напитков предпочитали различные квасы, меды, пиво. В богатых домах появлялись привозные вина, пряности, фрукты.

Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же претерпел определенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знатные щеголи уже нередко отвергали длиннополое русское платье, предпочитая более удобное польское или венгерское.

Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными. В России научились производить стекло.

Архитектура

Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, многочисленные кокошники, наличники, колонки.

Богатым декором отличалась Церковь Троицы в Никитниках, построенная в 30-х гг. XVII в.

Выдающимся образцом шатрового зодчества середины XVII в. стала церковь Рождества Богородицы в Путинках, увенчанная шестью шатрами (два из них венчают внутренние помещения церкви, один - колокольню, а три - просто декоративные).

В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона. Он стремился вернуть церковной архитектуре тяжеловесность и монументальность. Однако и в постройках 2-й половины XVII в. ощущаются черты нового. Так, в огромном пятиглавом соборе Валдайского Иверского монастыря обращают на себя внимание огромные оконные проемы, совершенно нехарактерные для зодчества предшествующих столетий. Даже в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу патриарха, должен был воспроизвести Храм Гроба Господня в Иерусалиме, использовались цветные изразцы.

В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный "узорчатый" стиль. Его образцами являются церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках.

В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль - нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты - живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 г. в усадьбе Нарышкиных.

Среди светских построек XVII в. видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском (1667-1678 гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой.

Нарядный, "пряничный" вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVII в.).

Жилые каменные дома в XVII в. стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.

В XVII в. интересно развивалось башенное строительство. Башни Кремля получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В виде башен строились промышленные и гражданские сооружения. В 90-х гг. XVII в. была построена знаменитая Сухаревская башня у Сретенских ворот Земляного города.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в XVII в. началось превращение иконописи в живопись.

Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его произведение - "Спас Нерукотворный". Лицо Христа кисти Ушакова - гармоничное, классически правильное. Икона "Насаждение древа государства Российского" - произведение на светский сюжет. Здесь изображены Иван Калита и митрополит Петр поливающие дерево, в кроне которого размещены медальоны с изображением великих князей и царей. Рядом с деревом - царь Алексей Михайлович.

В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского и др. Правда, в ней еще ощущается сильное влияние иконографии. Произведения XVII в. принято именовать не портретами, а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Однако это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.