- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Художественная галерея как неотъемлемая часть городской культуры



Культура – многомерна. Одно измерение культуры определяется различными соотношениями порождающих её материально-практической и духовной форм активности человека. «Другое измерение культуры – отраслевое. Так, обычно выделяют разные её разделы – скажем, « культуру производства», «политическую культуру», «правовую культуру, «нравственную культуру», «художественную культуру», «культуру научной деятельности», «культуру общения» и т.д. культура оказывается с этой точки зрения (в этом её измерении) всепроникающим свойством, проявляющим себя в различных сферах жизни, но в каждой из них по-своему характеризует истинно человеческое, специфически человеческое и устремлённое к совершенству качество того, что люди делают в процессе труда, в организации общественной жизни, в управлении, в быту, в науке, в просвещении, в спорте и т.д и т.п.»[22]

«Ещё одно измерение культуры – масштабное. Полимодальность человека как субъекта деятельности, представляющего и в общечеловеческом масштабе, и в личностном, и в промежуточных групповых «объёмах» - этническом, сословно-классовом, половом, возрастном, профессиональном, семейном и т.д., а также в различных исторических изменчивых модификациях, делает, как мы видели выше, разномасштабной и культуру».[23]

Санкт-Петербург уникальный город с богатой историей и культурой.
Музеи, театры, галереи и выставочные залы Санкт-Петербурга действительно хранят бесценные культурные ценности Российской истории и культуры. В Санкт-Петербурге есть, что показать российским и иностранным туристам. Большое количество поистине прекрасных дворцов, парков, садово-парковых ансамблей. Петропавловская крепость и Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Казанский собор и другие соборы. Музеи: Эрмитаж, Русский музей, Центральный военно-морской, научно-исследовательский Академии художеств России, городской скульптуры, истории Санкт-Петербурга, антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). Все это наше славное прошлое и история. Но жизнь идет вперед. В Санкт-Петербурге трудятся новые поколения художников, скульпторов, архитекторов, поэтов и музыкантов. Эти новые таланты России созидают и создают новую современную культурную жизнь славного города Санкт-Петербург. Если рассматривать галереи как часть культуры Санкт-Петербурга, то следует начать с их зарождения, т.е. с открытия самых первых негосударственных художественных галерей.

В конце 80-х годов отечественное искусство вступило в новый этап, в котором закончилась изоляция, оказавшаяся одновременно трагической и плодотворной. . В начале 1980 –х годов возникли группы: «Старый город»(1981 г.), «Митьки» (1983 г.). Многие художники, заявившие о себе активным участием в этих группах, также вступали в Союз художников. Причины вступления, естественно, были различны. Многих интересовали, прежде всего, мастерские, распределяемые среди членов Союза по льготной оплате. Объединения проводили свою собственную выставочную политику, используя помещения кафе, фойе кинотеатров, Дворцы и Дома культуры, различные клубы и выставлялись в появившихся позднее галереях. Создание художественных галерей началось в 1987 - 1988 годах. В числе первых возникли галереи: «Анна» (1988), «Ариадна» (1988), «10 – 10» (1988) – Гуманитарный фонд «Свободная культура», «Ленинградское товарищество свободных художников» (Невский пр., 20 в 1988), «Дельта» (1990), «Палитра» (1990), «Гильдия мастеров», «С.П.А.С.», «Форум», «Галерея Михайлова», творческий центр «Борей-Арт» (1991), некоммерческая галерея «Арт-коллегия» (1991), выступившая в качестве организатора нескольких «Бьеннале современного искусства», «Адам» (1991), «Ева» (1993) и другие. Некоторые галереи позднее закрылись по разным причинам, но практически каждый год продолжали открываться новые.

«С 1989 года важную роль в развитии выставочной практики и в пропаганде новых течений в изобразительном искусстве стала играть «Пушкинская-10», ставшая своеобразным «художественным островом» в городской среде. Здесь обосновались мастерские независимых художников и возникли ряд галерей. Здесь же во дворе дома устраивались музыкальные концерты, перформансы и инсталляции.»[24] Позднее был организован музей «нонконформистского искусства», собравший коллекцию произведений художников, имевших славу продолжателей традиций «газаневщины». Арт-Центр «Пушкинская-10» продолжил мировую практику художников 80-х: обосновываться в покинутых зданиях, заводских цехах, брошенных баржах и военных казармах, устраивать в этих «урбанистических трупах» свободные оазисы художнического произвола и самодостаточности. Такие центры – «сквоты» существовали в Париже, Берлине, Гамбурге и во многих других городах Европы.

Галереи сразу приобрели популярность в среде художников, коллекционеров, любителей современного искусства и начали выполнять функцию отбора и распространения произведений искусства. Этот отбор осуществлялся не по принципам, созвучным «социалистическому реализму», а по принципам художественной значимости и оригинальности творческой манеры автора. Владельцами первых галерей становились инициативные люди, пытавшиеся соединить различные направления деятельности, такие как меценатство, открытие новых художественных ценностей и имён в искусстве, но также – арт-бизнес. Природные способности галеристов толкали их к тому, чтобы быть посредниками между художниками и публикой, между создателями художественных ценностей и теми, кто эти ценности способен приобрести. «Первые галереи, как и всё, появляющееся впервые, носили стихийный характер, то есть галерея, и галерейная деятельность не были предметами специального исследования и изучения, без чего деятельность в сфере художественного бизнеса не могла носить устойчиво успешный характер. Первые галеристы опирались в своих действиях на природное чутьё и надежду на успех.

Мировой опыт арт-бизнеса плохо подходил к отечественным условиям. Галерейная практика ещё не имела ни истории, ни традиции. (Прежняя история была забыта, а традиции утрачены). Поэтому многие галереи, просуществовав год или два, закрывались, их организаторы прогорали или охладевали к этому занятию, уставали от бесконечных трудностей, сопровождающих арт-бизнес. Сохранялись те, кому сопутствовала удача и верная стратегия ведения арт-бизнеса».[25] Однако общественная потребность в существовании такой структуры, как художественная галерея, давно назрела. Об этом заявляла, с одной стороны, невероятно активная художественная практика, требующая разнообразия и частоты экспонирования произведений, а с другой стороны, всегда активный и особенно возросший за последнее десятилетие интерес всего общества к изобразительному искусству, к новейшим его направлениям. Появилась острая потребность тесного общения зрителя с художником, объясняемая, прежде всего, ускорением динамики художественных вкусов и ориентаций, стремлением зрителя непосредственно участвовать в художественно-творческом процессе, а также сложностью и многозначностью языка современного искусства. Желание понимать этот язык стимулировало зрителя к непосредственному общению с художником, к частому посещению выставок и изучению современного мирового опыта, к приобретению произведений.

Культурная жизнь современного Петербурга разнообразна и интересна – это результат взаимодействия различных, совсем непохожих друг на друга направлений культуры и искусства. Итог этого непрерывного слияния - уникальная атмосфера города. В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, ,выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. Сегодня в Санкт-Петербурге имеется более 140 галерей, художественных салонов, выставочных залов, общественных, частных и государственных музеев, специализирующихся на современном искусстве. «Их диапазон пролегает от великолепных дворцовых пространств до едва приметных полуподвальных помещений, от просторных залов с современным дизайном (например, галерея «Д-137») до частных квартирных галерей, рассчитанных на сравнительно узкую аудиторию, – таких как Галерея Дмитрия Семёнова, Галерея Марины Гисич или Галерея Ирины и Джона Николсон».[26]

Современное изобразительное искусство Санкт-Петербурга, в основном, как и в Москве, можно по-настоящему узнать только регулярно посещая частные небольшие галереи Санкт-Петербурга. В современной России много талантливых художников, много их и в Санкт-Петербурге. Современные художники пишут много разных картин. Картины современных художников в основном выставляются в частных галереях Санкт-Петербурга. Галереи Санкт-Петербурга – Это единый гармоничный мир современного изобразительного искусства Санкт-Петербурга. Галереи важное звено в этом мире, они наполнены красивыми и оригинальными картинами современных художников Санкт-Петербурга. Галереи Санкт-Петербурга – это место где любители живописи могут встретиться с художниками, обменяться мнениями о современном изобразительном искусстве, могут найти картины своей мечты. Галереи Санкт-Петербурга прекрасное место для культурного отдыха и досуга жителей Санкт-Петербурга и туристов, посещающих Северную столицу России.

Подводя итоги первой главы можно сделать вывод: Негосударственные художественные галереи являются пространством, в котором экспонируются и выставляются на продажу произведения искусства. Зарождение такого вида пространства для выставок и реализации написанных работ можно отнести к античности, процесс их развития длился же на протяжении многих веков и эпох. В России этапы развития и организации негосударственных художественных галерей протекали намного быстрее. Негосударственные художественные галереи можно разделить по различным классификациям. В настоящее время галереи можно разделить по различным признакам, не только по своему предназначению, а ещё и по источникам финансирования. Это может определить аудиторию на которую рассчитана галерея, с какой целью аудитория посещает галереи.Галерея, потакающая вкусам обывателей, и стремящаяся заработать на доступном их пониманию недорогом броском искусстве, может получить ярлык «магазина», «салона». Галерея, которая выставляет некоммерческих художников (продажа работ которых невелика), которая занимается устройством некоммерческих проектов, приобретает статус экспертной организации, ценителя искусства, это привлекает в галерею большое количество клиентов (коллекционеров). В культуре Санкт-Петербурга галереи занимают свою определённую нишу, находясь почти в одном ряда с музеями.