- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Художественная культура других древнерусских княжеств



Художественные открытия в Московской Руси

Художественная культура 17 века

- Соборы

Красная Площадь

Андрей Рублёв

- Основные черты стиля Андрея Рублёва

Дионисий

Художественная культура России 17 века

- Две художественные школы

- Московское нарышкинское барокко

Художественная культура России 18 века

Значение деятельности Петра

- Работы Трезини

- Работы Карло Растрелли

- Работы Барталомео Растрелли

Первая русская национальная художественная школа

- Иван Никитин

- Иван Вишняков

- Иван Аргунов

- Фёдор Рокотов

- Антон Лосенко

- Дмитрий Левицкий

- Владимир Боровиковский

Художественная культура России 19 века

- Эстетические принципы романтизма

- Карл Брюлов

- Алексей Венецианов

- Василий Тропинин

- Орест Кипренский

Художественная культура России 2-й половины 19 века

- Иван Крамской

- Василий Перов

Три направления пейзажной живописи 19 века:

- Сергей Саврасов

- Иван Шишкин

- Архип Куинджи

- Иван Айвазовский

- Василий Поленов

- Викторий Васнецов
- Илья Репин

- Василий Суриков

- Николай Ге

Искусство Серебрянного Века

- Основные признаки Серебрянного Века

- Михаил Врубель

- Иван Левитан

Художественная культура России 20 века

- Виктор Борисов – Мусатов

- Мартирос Сарьян

- Михаил Ларионов

- Наталья Гончарова

- Пётр Кончаловский

 

Русская художественная культура:

Периодизация:

- Языческая русь до 988 года

- Искусство древней Руси

- Искусство просвещения (18 век)

Искусство 19 века:

а) Предреформное искусство

б) Пореформное искусство

- Искусство серебрянного века 90-х годов 19 века до 20-х годов 20 века

- Искусство социалистическго реализма 1920-1991

- Искусство посткоммунистического пространства с 1991

Искусство многонациональное, плюрорестичное, свойственна поликультурность, соединение ИТ (информационных технологий) с развитием культуры.

 

Языческая Русь

В искусстве языческой Руси на основании 3-х особенностей сознания сложился первобытный синкретизм.

Особенности сознания:

а) Анимизм- одухотворённость всего мира

б) Тотемизм- вера в происхождение человека от природного мира.

в) Фетимизм - вера в сверхестественные свойства предмета

Все виды искусства существовали в язычной Руси в неразрывном единстве - синкретизме. От языческой Руси до нас дошли календарные и бытовые обряды (крестины, свадьба, похороны, родины). Кадендарные - масленица, Иван -купала.

Из материальной культуры языческой Руси к нам пришли мартыновские пластинки (7-8 век нашей эры) и зоручский идол.

Язычники своим идолам молились на канищах. Канище - возвышенное место, на него ставили идола и приносили ему жертву, ограждалось забором.

Киевская Русь

 

Русь взяла новую религию из Византии.

Первоначально православные каноны были взяты из Византии. На Руси сложилось древнерусское искусство, которое было биполярным по своей сути.

Искусство было 2-х видов: религиозное и народное.

Народное считалось бесовским и низшим. Представители народного искусства- скоморохи. Из живописных работ - Лубок (рисунок на верхней части коры). Древне - русское искусство было каноничным, соборным, символичным и анонимным. Иконы рисовали по прорисям, храмы строили с Запада на Восток, пение в церкви было одноголосным, мужским и без аккомпанимента.

Анонимность: считалось, что твоей рукой водит Бог, а не ты сам.

Символичность: каждый цвет, колличество куполов, жесты имели символическое значение.

Соборность: подчинение искусства единому духовному порыву.

Символика икон

Виды изображения Богоматери:

1) Оранта (это жест покровительства и защиты- руки подняты вверх)

2) Умиление или Глеус (когда младенец щека к щеке прижимается к матери)

3) Одимитрия (путеводительница - рука указывает на Христа)

4) Знамение (поза оранты, но на груди медальон Христа. Иуда)

Типы изображения Иисуса Христа:

1) Вседержитель или кантократ (книга с учением, жест сузности Бога, изображённый по пояс)

2) Распятие

3) Спас в силах (изображение на кресле в окружении высших сил, хирувимы и скрайтеры - круг и ромб)

4) Спаси Имануил (изображение в отрочестве, возрасте от 10 до 12 лет)

5) Спас Великий Архиерей (как высшее монашеское лицо, в мантии соответствующей высшему церковному сану)

6) Спас Нерукотворный (лицо на куске ткани без шеи)

Символика цвета:

Каждый увет в иконе имел своё значение.

Красный- цвет жертвы, цвет новой жизни

Чёрный - цвет дьявола, тёмных сил

Белый - цвет святости, чистоты, невинности

Золотой и жёлтый - цвет Божественного сияния

Голубой и синий - цвет небесного царства

Коричневый - цвет всего тёмного и временного

В иконе нет серого цвета - цвет небытия, неопределённости.

 

Феофан Грек

Возможно родился в 30х годах 14 века. Умер после последней записи в 14 веке. Вместе с Андреем Рублёвым расписывал Преображенский собор. Он работал в старой византийской традиции. Красно-коричневая гамма, тёмные, огромные глаза, суровое, аскетичное лицо, серые и белые блики на лице, одежде, руках.

Искусствоведы считают, что Феофан Грек был сторонником учения о повсеместно развитом свете. Блики помогают передать внутреннюю динамику, напряжение, внутреннее горение.

« Богоматерь Донская»

« Учения Богоматери»

 

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода:

 

1) Софийский собор(Строгость, суровость, монументальность. Никаких узоров. Стоит на возвышении)

2) Церковь Рождества Богородицы в Кирыни.

3) Церковь Спаса на Нередице. ( Новгород испытал влияние Европы, а именно готичность. Длинные, узкие окна)

4) Спас Преображения на Ильине улице (работал Феофан Грек)
5) Церковь Фёдора Страгината на ручье. (Однокупольность)

6) Церковь Спаса Нерукотворного

7) Церковь Николы на Непре

8) Георгиевский собор Юрьева монастыря

Для Новгородской архитектуры характерна камерность в сочетании с монуменатльносью, аскетизмом. Распространены стреловидные купола и церковь превразается в «Воина на страже защиты веры».

Художественная культура других древнерусских княжеств:

Владимиро-Суздальское:

Монументальное строительство было положено Владимиром Мономахом. Он стремился укрепитиь границы своего княжества.

1) Собор Спаса Преображения в Переяславль-Залесском.

В этом соборе очень много от Киевского зодчества: монументальность, квадратность. Собор также был символом русской государственности. В этих соборах также как и в Новгороде нет киевской красоты. Ранний период зодчества связан с правлением Андрея Боголюбского.

Князь выбрал столицей княжества город Владимир. Заканчивался золотыми и серебярнными воротами. Серебрянные не сохранились, первоначально они несли оборонотельное значение, но сейчас они воспринимаются как триумфальная арка.

Одной из самых красивых построек является Успенский собор 12 века. Этот собор имел символическое значение. Он был символом величия княжеской власти.

Самое известное строение – Храм покрова Богородицы на Нерли. Для этого храма было выбрано удачное место. Это лёгкий и изящный храм. Культурное украшение фасада многозначно. Здесь изображён библейский царь Давид с музыкальными инструментами. Есть мнение, что Давид слогает гимны в честь Андрея Боголюбского. Архитекторы сказали каменное слово в похвалу князю.

Мотив прославления княжеского могущества это Дмитриевский собор. Владимирские мастера не следовали обычным схемам. Храм резной, богато украшенный. В рельефах образы исторические и религиозные: Соломон, Александр Македонский.

Во Владимиро - Суздальском княжестве сохранились иконы 12,начала 14 века. Они свидетельствуют о сохранении традиции письма. Икона «Богоматерь Оранта» перекликается с монументальной мозаикой.

Соединении нескольких изображений Богородицы это начало русской традиции.

В годы бедствий народ поклонялся ещё и мученику Дмитрию Шалунскому. Сохранилась икона, которая свидетельствует о мастерстве живописцев. На этой иконе изображён князь и святой одновременно. Оружие часто бывает на иконах 12-13 веков.

Из псковских сооружений известен Нейрожский монастырь. Также имел оборонительную функцию. В Пскове сложилась своя манера иконописи. Она экспрессивна, динамична, подвижна. В иконах основной цвет- красный, золотой. Затем это будем характерно для Московской школы.

Древнерусские княжества выражали духовные идеалы своей эпохи. Период становления национальной художественной культуры.