- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Художественные особенности прозы С.Д. Кржижановского

Содержание
 
Введение
1. Проблема времени и пространства вфилософии
1.1 Время
1.2 Пространство
1.3 Время в литературном произведении
2. Время в творчестве С.Д.Кржижановского
2.1 «Я живу в далеком будущем»
2.2 Пространство в языке прозы Кржижановского
2.3 Время в языке и прозе Кржижановского
2.4 «Человек-Хронотоп» вповестях Кржижановского «Воспоминания о будущем» и «ВозвращениеМюнхгаузена»
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Времяотносится к категориям, наиболее активно разрабатываемым и в науке, и вфилософии, и в художественной культуре. Человек не мыслит себя вне времени, заисключением описанных в религиозной литературе состояний сознания, когда счетминут прекращается и абсолютную значимость обретает контакт с Богом. Литературакак искусство слова моделирует свои миры, которые строятся по заданнымобъективной реальностью координатам – пространственным и временным. Писателиформируют свои вымышленные миры, исходя из личных концепций смысла жизничеловека, видения окружающего мира, понимания истины, добра, вечности…
С.Кржижановский– неизвестный широкому кругу читателей, творчество которого является интереснойступенью развития мировой литературы, представляет нам свои идеи о человеке иВремени.
Цель работы.
Исследовать художественные особенности прозы СигизмундаДоминиковича Кржижановского. Найти связь концептов времени–пространства, человека-героя.
Задача.
Напримере повестей «Воспоминания о будущем» и «ВозвращениеМюнхгаузена» С.Д.Кржижановского найти основные философские взгляды на темупроблемы концепта времени и пространства в самосознании человека, а такжепроследить особенности художественного воплощение данной темы в текстахпроизведений.
Актуальность.
Сдревних времен и по сегодняшний день одним из самых актуальных вопросовчеловечества является «Что такое Время?», «Что есть человек вэтом времени?», «Можно ли управлять временем?». При всейфундаментальности данного вопроса концепт времени масштабно используется вкиноиндустрии, литературе, искусстве и других областях нашей повседневнойжизни, становится привычной парадоксальной сферой, проникнуть в которую удаётсявсе же не каждому.
Значимостьв практике.
Использоватьматериалы данной исследовательской работы возможно при изучении курса русскойлитературы, курса философии и культурологии, а также для подготовки к различнымсеминарам и т.п.
 

1. Проблемавремени и пространства в философии
Пространствои время считались то объективными характеристиками бытия, то субъективнымипонятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Две точки зрения оботношении пространства и времени к материи считаются основными:субстанциональная концепция (Демокрит, Платон), реляционная концепция(Аристотель).
Субстанциональнаятеория, согласно которой пространство – порядок взаиморасположения тел, а время– порядок последовательности сменяющих друг друга событий, была доминирующей доконца 19 века.
Реляционнаятеория пространства и времени получила подтверждение своей правильности в общейтеории относительности. Пространство и время выражают определенные способыкоординации материальных объектов и их состояний. Современные ученые склоняютсяк представлению о едином и объективном пространственно-временном континууме.Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая всеструктуры универсума.
Несмотряна то, что время и пространство изучаются человечеством на протяжении 2 500лет, мы не можем сегодня сказать, что знаем эти категории лучше, чем ранее. Мыизобрели часы, измеряем пространство в ставших привычными единицах измерения,но все же не знаем сути…
Парадокси первая сложность состоит в том, что категории времени и пространствапринадлежат к фундаментальным, т. е. неопределяемым категориям, и употребляютих обычно так, как будто они имеют очевидный смысл.
 
1.1Время
Первыйи старый как мир вопрос: «что есть Время?». Литература, посвященнаяэтой проблеме необъятна: начиная с трудов Платона, Аристотеля, Плотина и другихнеоплатоников, или, скажем, с древнеиндийских («Мокша-дхарма») илидревнекитайских («И-цзин») трактатов, через новаторские, уже почтифеноменологические по духу и методу размышления Августина в XI книге «Confessionum»вплоть до исследований о природе времени у Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра,Мерло-Понти, Бахтина, на другом полюсе — Вернадского, основоположникахронософии Д. Т. Фрейзера, И.Пригожина.
Мывечно будем желать решения и вслед за Святым Августином сможем сказать: «Чтотакое время? Пока меня не спрашивают, я это знаю. А если спросят, я теряюсь».От пространства, считал Хорхе Луис Борхес, мы можем абстрагироваться, но не отвремени. Анри Бергсон сказал, что время является главной проблемой метафизики.Разрешив эту проблему, человечество разрешит все загадки.
Однаковыразившиеся в системе языка поиски объективных координат – местоимения «где»,«когда» — могут объективироваться исходя из определения конкретногоуровня, своеобразной аксиомы, позволяющей построить более менее четкие контурыпонятий.
Мы ипоныне, писал Борхес, испытываем смущение, которое поразило Гераклита: никто невойдет дважды в одну и ту же реку… Воды реки текучи, мы сами подобны реке –также текучи. Время проходит. Изобретение понятия вечности позволяет намрассуждать с позиций пространства – вечность вмещает (место) время. Но времянеподвластно статике. Платон говорил, что время – текучий образ вечности.Метафора реки неизбежна, если мы говорим о времени. Дар вечности, вечностьпозволяет нам жить в последовательностях. Длительность, одномерность,необратимость, однородность – свойства времени. Один из ярких пространственныхобразов времени – песочные часы:
Песчинкиубегают в бесконечность,
Одни ите же, сколько б ни стекали:
Так затвоей отрадой и печалью
Покоитсянетронутая вечность.
Х.Л.Борхес
 
1.2Пространство
Говоряо времени, стоит несколько слов сказать и о пространстве. Человеческое сознаниене может оперировать мыслью о времени без привязки к категории пространства: вязыке время для нас существует в лексике, традиционно принадлежащейпространственным категориям. Вспомним образ реки.
Приборыдля измерения времени подчеркнуто о-пространствленны – песочные часы,клепсидра, механические часы. Либо перетекание одного в другое, либопутешествие по кругу циферблата… "Но чем-то великим итрудноуловимым кажется топос — т. е. место-пространство" (Аристотель).
МартинХайдеггер же призывает нас прислушаться к языку. О чем он говорит в слове «пространство»?В этом слове говорит простирание. Оно значит: нечто просторное, свободное отпреград. Простор несет с собой свободу, открытость для человеческого поселенияи обитания. Простирание простора несет с собой местность, готовую для того илииного обитания. Философ отрицает пустоту, как ничто. Пустота – высвобожденное,собранное пространство, готовое пустить нечто. Вновь язык подсказываетнаправление мысли…
1.3 Время влитературном произведении
Разделиввиды искусства на пространственные и временные, Михаил Бахтин обобщилмноголетний опыт восприятия шедевров. Но, при всей очевидности, почемулитературе и музыке отказано в пространственном выражении? Слово и вдописьменную эпоху натягивалось на пространство, чтобы в то же время оказатьсястрелой времени, пущенной из лука фольклорного текста (бытовавшего в устной (!)форме).
Возьмем,к примеру, сказки. Раздорожье, вечные перекрестки, время от рождения до свадьбыили подвига проходит мгновенно – «долго ли, коротко ли». Бинарный мирфольклорных текстов прорастает и в литературе, но заявившему о себе,открывшемуся автору, необходимо уже нечто неизмеримо большее. Соблазн испытатьсебя в роли демиурга велик, и писатель, ваяя первую строку, уже строит свою «системукоординат».
Фактическиискусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутыхсубъективной авторской интерпретации), выстроенных таким образом, чтобыакцентировать внимание людей на тех нравственных, этических, эстетических ииных проблемах, которые актуализируются в данном произведении. При этомподнимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, пробуждаяответное эмоциональное переживание читателя, его осознанное или скрытое соотнесениесамого себя с предметом переживания, и при этом «обучают» его на этомпримере, вызывают в нем стремление присвоить опыт чужого понимания.
Вотличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его наотдельные познаваемые фрагменты, сегменты и объекты, искусство вообще, алитература в частности стремится к познанию и образному отображениюдействительности в ее целостном, синтезированном виде через создание еекомплексных моделей. Русский философ и литературовед М.М.Бахтин отмечал, чтоавтор не может стать одним из образов романа, ибо является «природойтворящей», а не «природой сотворенной». Автор должен сохранитьсвою позицию вненаходимости и связанный с нею избыток видения и понимания.Метафора кукловода, у которого куклы оживают, подобно Пиноккио, и вступают савтором в живой диалог…
Подходк изучению пространственно-временных структур в литературоведении формируется вконтексте развития научного мышления в ХХ веке. Психология личности уже необходится без исследования пространственно-временных отношений. Сам термин – «ХРОНОТОП» — был введен в научный язык А.Ухтомским, позже этот синтетический терминиспользовал М.Бахтин: «Существенную взаимосвязь временных ипространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будемназывать хронотопом… Хронотоп – формально-содержательная категория литературы».М. М. Бахтин под влиянием идей Эйнштейна ввел в литературоведческий обиходданный термин (время-пространство), именно он впервые показал, что хронотопыразных авторов и разных жанров существенно отличаются друг от друга.
Взаимодействиедвух процессов (двойной активности: текста и читателя) позволяет читателю наоснове повествовательной структуры текста сформировать модель собственногобытия, означаемым которой является определённый глубинный вопрос человеческогобытия, а означающим – само сообщение (сюжет, повествование) в егохудожественном своеобразии.
Текстуже это взаимодействие позволяет реализоваться в качестве носителя информации,т.е. быть прочитанным, осмысленным и живым, реализовать вневременную сущностькниги. По Гадамеру, понимание означает в первую очередь не идентификацию, аспособность поставить себя на место другого и рассмотреть оттуда себясамого. Таким образом, читательское сознание присваивает миры, созданныеавтором. Концепт времени, реализуемый литературными произведениями, служитпониманию бытия.
Самтермин «концепт» восходит к латинскому conception – способностьпонимания. В русском языке слово «концепт» употребляетсяпреимущественно в смысле понятия. Философы часто определяют концепт и концепциюкак понятие об отсутствующем предмете восприятия.
 

2.Время в творчестве С. Кржижановского
 
2.1 «Я живу вдалеком будущем»
Писатель,о творчестве которого пойдет речь, был «одновременно и субъектом иобъектом иррационального „минус“-пространства: он творил по некимсобственным „внутренним“ матрицам, в которых „природное“,психоментальное почти неотделимо от „культурного“, но и оно, это „минус“-пространство,создавало его по своему образцу». Так отмечает изоморфизм творца и творенияКржижановского В.Топоров.
ИмяКржижановского, писателя, которого сейчас по праву ставят на одну ступень сКафкой и Борхесом, Булгаковым и Платоновым, стало известно массовому читателю восновном благодаря созидательным усилиям В. Перельмутера, вступительные статьикоторого предваряют сборники сочинений писателя. Исследователь пишет: «Кржижановскийзнал, что пришелся русской литературе не ко времени: „Я живу на поляхкниги, называемой “Общество». Знал и то, что «промах судьбы»небезнадежен: «Я живу в таком далеком будущем, что мое будущее мне кажетсяпрошлым, отжитым и истлевшим»
Напротяжении жизни писатель пытался издать книгу, но все попытки были безуспешны.Кржижановский постоянно находился в «читательском вакууме», при жизниавтора читатель не увидел его книг. Правда, кое-кому из наиболее начитанныхредакторов имя автора все же было знакомо. Но круг этих лиц был предельно узок,и писателю не удавалось его расширить.
Одна из отличительных черт прозы Кржижановского — стержневое значение сюжета, собственно сюжетная техника, генетически связаннаяс изобретенной им «поэтикой заглавия». По мнению писателя, «миресть сюжет. Несюжетно создавать нельзя». Конструируемые писателем длясоздания эффекта особой реальности слова («неты», «ести», «локтизм»,«Здесевск») продолжают традицию пространственно-языковойэкспериментации (В.Подорога) в русской литературе, при этом тексты произведенийКржижановского не вполне соотносимы с оформленными литературно-художественныминаправлениями.
Феномен прозы Кржижановского прежде всего языковой.С.Кржижановский выстраивает особую нравственно-этическую горизонталь, вдоль(вглубь) которой поселяет псевдореальные и заведомо вымышленные локусы.Кржижановский последовательно реализует свойственный русской литературедидактизм, для этого писатель привлекает целый «арсенал» игровых «потенциалов»языка, используемых им нарочито опосредованно.
Метафоры и сравнения, используемые в текстах егопроизведений, преимущественно интеллектуально-ассоциативные, зачастую «сыгранные»на грамматической деформации слова, его мгновенного превращения, например, изсуществительного в глагол и обратно (новелла «Пни»). Шахматныекоординаты, графические метафоры китайской книги перемен, пропущенные слогистановятся своего рода «говорящими» интервалами в дискурсивномпотоке. Художественная система писателя занимает особое место и в отдельновзятом периоде русской литературы — 20-30-е гг,- и в общемисторико-литературном контексте отечественной словесности.
2.2Пространство в языке прозы Кржижановского
Мир,моделируемый писателем, обладает постоянно смещаемыми в область нравственногопространственно-временными координатами. Писатель вводит нас, действительно, встранный мир. Мир, способный удивить и самого повествователя, и, разумеется,читателя.
И всамом деле, сначала повествователь удивляется весьма загадочному незнакомцу,нелепо сверяющему (!) свои карманные часы по намалеванному (то есть явноненастоящему!) циферблату на вывеске часового магазина, потом он,,повествователь, стал недоумевать по поводу самого факта существования в городебезмерно огромного количества таких нарисованных часов («Собиратель щелей»).Причем, от взгляда повествователя не ускользает самая главная странность:стрелки на многих из них почему-то «показывают» одно и то же время —двадцать семь минут второго. Эти циферблаты имеют свой тайный, пока недоступныйпониманию повествователя и читателя смысл.
Рассказпостроен по принципу своеобразной «матрешки»: повествование вставленов другое повествование. Личный повествователь, от лица которого ведетсярассказ, по профессии писатель, читает собравшимся друзьям свою сказку «Собирательщелей» — о странном коллекционере, интересовавшемся только всемивозможными в этом мире щелями, которые избороздили поверхность камней, досок,печей, мебели и других материальных объектов. Эти щели — свидетельствонеуклонно надвигающегося старения, гибели вещи. Мир, увы, непрочен, пока естьсклонные к распространению и росту коварные щели.
Иименно они, захватывающие и вездесущие, разрывают наш мир, приводя пространствов состояние дисбаланса, полнейшего уничтожения.
Самопо себе пространство поддается легким изменениям даже со стороны человека – мылегко можем переместить предметы в комнате, видим и анализируем новое для наспомещение, свободно ориентируемся в данной нам реальности… Мы с рожденияприучены к тому, что пространство организовано, что оно разделено.Преобразования пространства обусловлены желанием человека окружить себя лишьнеобходимым, функциональным и удобным.
Какотмечается в исследовании Е.Федосеевой по игровому компоненту в прозеС.Кржижановского, чувство меры часто изменяет нам и мы оказываемся или вразреженном просторе вращающихся на непересекающихся орбитах одиночеств, или вскученном вещном мирке пушкинского гробовщика, где вещи теряют свою «настоящесть»и пространство становится враждебным человеку. Каждый новый день мы путешествуем впространстве, не замечая материи, пронизывающей данную степень реальности.Пространство лишь внешняя оболочка более сильной энергии. И кажущаяся намоднородность реальности легко трансформируется и перестраивается в неоднороднуювязкую систему зависимостей координат. Координат времени и пространства…
 
2.3Время в языке прозы Кржижановского
Время гораздо настойчивее пространства. Тоненькая секунднаястрелка толкает весь массив жизни вперед и вперед. Воспротивиться ей — то же,что умереть. Тяга пространства гораздо слабее. Пространство терпит бытиемягких, приглашающих в неподвижность кресел, ночные туфли, походку сразвальцей.… Время — сангвиник, пространство — флегматик; время ни на долю секундыне приседает, оно живет на ходу, пространство же — как его обычно описывают — «разлеглось»за горизонтным увальнем… /«Салыр — Гюль»/
Время и пространство предстают у Кржижановского субъектамидействия. Значимость и того и другого — бесспорна. Но можем ли мывоздействовать на время так же легко, как и на пространство? Время организуетнас под себя. С наступлением ночи мы привыкли ложиться спать, но ведь ночь ненаступает по щелчку пальцев. Эксперименты по семи страстным пятницам в неделеМакса Штерера не увенчались успехом. Скорее время привыкло щелкать налево инаправо, преобразовывая жизнь человека в соответствии с некими произвольнымипериодами.
Пространство, в большей своей части, вещественно,материально. Оно реально и зримо. Время же неосязаемо, оно убегает вперед нас,человеку не под силу догнать его. Пространство и время выступают уКржижановского как индивидуальные психотипы. Время сильно и мобильно.Учитывая ссылку Кржижановского на психологический тип, время социально наиболееадаптировано.
В поединке «время – человек», безусловно,наибольшей силой обладает время, однако и человеку предоставлен некоторыйпотенциал, позволяющий замысливать борьбу с непобедимым временем. В большинстветекстов Кржижановского прослеживается явное преобладание взаимодействия(борьбы) со временем как субъектом (субъектами).
И как раз тут к связке время-пространство примыкает новаяпеременная, новый фактор, способный, возможно, победить устоявшееся мнение онепобедимости времени, как основополагающего фактора бытия, и пространства –внешнего щита данной материи.
 
2.4 «Человек – Хронотоп» в повестях С.Д.Кржижановского «Вспоминанияо будущем» и «Возвращение Мюнхгаузена»
У Кржижановского сюжетнымдвигателем в «Воспоминаниях о будущем» становится изобретениеШтерером Машины времени, как некоего нематериального устройства, позволяющегопутем механических манипуляций добиться прямого взаимодействия (поединка,войны) со временем. «Мы нуждаемся в пространстве для того, чтобыконструировать время, и, таким образом, определять последнее посредствомпервого». (Кант. Трактаты и письма – М:1980г. –с.629). «Меняинтересует не арифметика, а алгебра жизни»,- писал Кржижановский.
Писатель считал своипроизведения близко передающими действительность. Значительная часть егорассказов носит проблемный характер. Это персонифицированные процессы мышления,осуществляемые действующими лицами. Главный герой в «Воспоминаниях обудущем» лишен ярких личностных характеристик: нет портретнойхарактеристики, отсутствует круг общения, сведены к минимуму контакты с людьми.Единственный персонаж, который пробуждает человеческие чувства у Штерера – этососед по комнате в пансионе, больной, медленно угасающий Ихиль Тапчан.
Уму исследователя временихилый еврейский мальчик из Гомеля представлялся, вероятно, сосудом, дающимвысокую утечку времени, быстро падающего к дну, механизмом с нарушенным статусомрегулятора, чрезмерно быстро освобождающим завод спирали.
Главное, чтоподчеркивается автором в герое – это стремление решить проблемы времени.
Бросая вызов времени,Штерер оказывается вне зоны действия общепринятой морали: он не поддерживаетсвязь с отцом, как только погружается в работу над созданием машины, онвступает в связь с женщиной только по необходимости получения материальнойпомощи – опять же для разработки изобретения.
Видишь ли, тут дело не втом, чтобы нравиться людям. А в том, чтоб напасть на время, ударить иопрокинуть его. Стрельба в тире — это еще не война. И после, в моей проблеме,как и в музыке: ошибка на пять тонов дает меньший диссонанс, чем ошибка на полутон.
Следует отметить что у Кржижановского используетсятретьеличная форма повествования – с позиции всезнающего автора. Авторскоесознание дистанцируется по отношению к проблемам, решаемым героями. В «Воспоминанияхо будущем» повествователь даже использует своеобразный «переходник»- биографический источник (биография Штерера, написанная Иосифом Стынским).
Достоверность подчеркивается использованием документальныхсвидетельств самого героя (дневник Ихи, рукопись Штерера «Воспоминание обудущем»). Материал самой рукописи – непосредственное свидетельство осодержании будущего времени – некий фантом, собравшемуся послушать о будущемобществу Штерер так ничего и не рассказывает – отсутствует физическая возможностьописать увиденное, используя речь. Герой отчасти приравнивается к ВРЕМЕНИ,перестает существовать для мира людей и растворяется во времени.
Время Кржижановского – это не застывшее время ньютоновскойфизики и лишь отчасти абстрактное время Канта. В повести Кржижановскогокатегория времени дана в динамичных координатах Эйнштейна, а само времярассматривается, как феномен человеческого сознания. Множественность времени –вот идея, объединяющая философию Эйнштейна и творчество Кржижановского. Время =Жизнь = Сознание – вот формула времени у Кржижановского. Таким образом, концептвремени неразрывно связан с самосознанием человеческой личности.
Кржижановскийиспользует культурный опыт человечества для новых сценариев своих идей.Использование в качестве фундамента приземленного, бытового, котороесоседствует с бытийным и реальным мистическим прорывом – вот формула успехаписателя. Его внимание не могла обойти фигуру Мюнхгаузен, прочно закрепившуюсяв литературном мире. И в «Возвращении Мюнхгаузена» проявляется комичностьчеловеческого бытия, где вымысел приравнивается к реальности.
Создаетсянекий баланс, где в качестве балласта уже выступает барон Иеронимус фонМюнхгаузен. Данный персонаж и является пиковым для понимания диффузии время ипространства в человеке, создания новой двойственной псевдореальности,происшедшей через «больное» сознание и неописуемую фантазию. ИменноБарон Иеронемус фон Мюнхгаузен — персонажа, максимально синхронизировавшегосясо временем.
Наверное,многие из нас в детстве читали сказку «Возвращение Мюнхгаузена». Вней мы видим те небылицы, ту фантазию, в которой мог бы разобраться дажеребенок. Полет на ядре, спасение из болота, лошадь, привязанная к флюгеру – этовсе лишь вымысел. Однако в произведении Кржижановского к этому же вымыслу, этойдостаточно больной фантазии мы относимся уже через философский контекст, черезпросмотр истины за данной писателем ложью.
Пространственноепредставление мира в «Возвращении Мюнхгаузена» представленочередующимися сменами мест и сцен действий. Постоянные поездки барона то в однустрану, то в другую создают эффект присутствия Мюнхгаузена везде и сразу. Ивидимо так и есть! Барон, свободно мог проехать пол мира всего за пару дней,собрать все сразу. Кажется, он был гоним ветром. Полет дыма может лишь с нимсравнится..
Слово «дым»и его различные лексические формы в произведении С.Д.Кржижановского «ВозвращениеМюнхгаузена» встречается 40 раз. Слово туман – 14 раз. Образ, модель Дымаявляется доминантой в произведении. Ведь если часы – символ времени, бытия –тоника, тогда только связь Дыма, как «мгновенного», секундногоявления может говорить о ценности единицы времени. Туман – пелена неизвестностикак самого барона, так и того «времени», где он существует.
ДЫМ — летучее вещество, отделяющееся при горении тела; улетающие остатки горючеготела, при разложении его на воздухе, огнем. (Словарь Даля)
Действительно,главный герой подобен дыму. Он, в постоянном «соединении со временем»становится чахлым, выгорает изнутри, умирает от каждого нового мгновения,несмотря на свой возраст.
"…лицоМюнхгаузена: небритые щеки втянуло, кадык острым треугольником прорывал линию,шеи, из-под судорожного росчерка бровей смотрели провалившиеся к дну глазницстолетия; рука, охватившая колючее колено, выпадала из рукава шлафрока изжелклымссохшимся листом, одетым в сеть костей-прожилок; лунный камень на указательномпальце потерял игру и потух…"
Печальнаякартина. Некогда известный, «живой» и «неживой» баронМюнхгаузен «потух». Теперь для него нет ни смысла жизни, ни желания кфантазии.
Но нажизнь героев произведений постоянно влияет очень важный аспект человеческогобытия – Время. И на ряду с исследованием героев, очень интересным являетсявопрос проявленности времени, как особого героя обоих произведений, впространстве.
Кржижановскийв «Воспоминаниях о будущем» представляет пространство «России»и в примере каждой отдельной «точки» внутри страны показываетсявлияние времени на «ровность» хода времени. Героем формулируетсямысль о «разрыве» времени, когда при расхождении прошлого и настоящегопроисходят катаклизмы, революции…
Вданном произведении писатель представляет нам утопию совершенно личного плана,в котором решения формул победы над временем даёт возможность человеку создать «своюреальность».
Всёэто, а также «война времени» позволяет герою вступить в эту битву и найтив ней ответы на все свои вопросы. Фамилия Штерер (с нем. stein – стоять, sterbe– умирать) даёт динамическую окраску герою, как «умирающему» внутрисебя, останавливающему время. Смерть «преследует» героя по пятам,понемногу уничтожая как сознание Штерера, так и близких ему людей. Со смертьюИхи Макс «пересекает» черту «ожидания» и начинает активныедействия для победы над временем. Имя Максимилиан (с латин. maximum — наибольшее) даёт даже до завершения произведения уверенность в том, что мыузнаем максимум о времени и получим ещё больше вопросов о нем.
Максимилиан мстит времени, и время «нападает»в ответ своей ловкостью, скоростью… Он не связан с социумом, уходит туда, гдеесть достойный противник – ВРЕМЯ… Альтер эго Штерера – смерть, читаемая вфамилии героя, есть некая точка сборки, указывающая на не вмещаемое сознаниемчеловека пространство ВРЕМЕНИ как чистой энергии, абсолютной субстанции.
Как мызнаем, барон всю жизнь жил в иллюзиях и сказаниях, являясь автором оных… Merdaceveritas (из лжи – истина) – вот девиз Мюнхгаузена. Это даже не его позиция вжизни… Это его работа! Дипломат, у которого правда и ложь проникают в другдруга безвозвратно. Диффузия истины и лжи заставляет читателей, как и немецкогопоэта Уидинга задать себе вопрос: «А сам барон Иеронимус фон Мюнхгаузен неновый вымысел барона Иеронимуса фон Мюнхгаузена???». Вроде бы получаетсяпарадокс, но ведь люди не могут того, что нам демонстрировал почтейнейшийбарон. Его трюк с книгой заставляет восхищаться и бояться в один момент.Неужели время и пространство настолько легко преодолеть? Неужели ключ рядом?Хочется его найти, но что потом?
Конецсвета? Разруха? Уничтожение? Дальше то, что «видел» С.Д.Кржижановскийв «Воспоминаниях о будущем» — пустота, разряженность отдельных дней илет… Барон понял суть «этого ключа», который носил с собой в кармане,и, не желая оставаться, уходит на страницы книг, в «точку высшейбезопасности».
Так жев произведении есть небольшая ссылка на новеллу «Собиратель щелей»,написанная самим Кржижановским.
… наэтом мое знакомство с научным и художественным миром Москвы не закончилось… Япосетил скромного коллекционера, собирающего щели, присутствовал на парадномзаседании «Ассоциации по изучению прошлогоднего снега»…
В контексте«Возвращения Мюнхгаузена» этот эпизод подает новую мысль. А не врётли нам сам Кржижановский? И тотчас возвращаемся к священным словам Иеронимусафон Мюнхгаузена – merdace veritas.
Исповедьперед человеком, с которым расходятся и мнения, и возможности – странный шаг.Видимо барон устал от «мышьей беготни», хочет уйти на покой, найтисебя в «правде». Теперь «Лож» и «Правда» меняютсяместами – тандем доминирования Лжи над правдой разрушился.
…Могли я думать, что буду когда-нибудь исповедоваться, рассказывать себя, какстарая шлюха в решетку конфессионале, пущу правду к себе на язык. Ведь знаете,еще в детстве любимой моей книгой был ваш немецкий сборник чудес и легенд,который средневековье приписывало некоему святому Никто...
Вбудущем Мюнхгаузена ждет ещё большее испытание «огнем». Человек,презирающий злополучные «длина-ширина-высота», чувствующий нитьвремени, живущий в ногу с ним на стрелках часов, становиться осужденным рабом…Рабом собственного плода фантазии… Рабом своей «Работы», заключеннымна страницах старой книги…
Здесьпод сафьяновым покровом
ждетсуда живых вплющенный в двумерье
нарушительмира мер
баронИеронимус фон Мюнхгаузен.
Человекэтот, как истинный боец,
ниразу не уклонялся от истины:
всюжизнь он фехтовал против нее,
парируяфакты фантазмами, -
икогда, в ответ на удары,
сделалрешающий выпад –
свидетельствую– сама Истина
уклониласьот человека.
О душеего молитесь святому Никто.
Человек– это не просто тело. Альтер эго самого себя постоянно влияет на нас внезависимости от желания. И тут парадокс – мы можем себя «укусить за локоть»,«видеть свою спину». Но иногда именно Второе Я становится Первым Я. Итут вспоминается восточная мудрость: «Лучше ожидать удара врага спереди,чем друга сзади».
…Нельзяповернуться лицом к своему «я», не показав спину своему«не-я». И конечно, я не был бы Мюнхгаузеном, если б задумал искатьМоскву… в Москве. Ясно, что, приняв задание «СССР», я тем самымполучал моральную визу на все страны мира, кроме СССР… и построил свою МССР…
Внутренненесуществование и потеря времени, потеря человеческой сущности приводит баронак единственно верному выходу – покинуть этот мир, не его мир, и уйти настраницы книг, где дальше он может продолжать свое беспечное существование,ожидая новой МССР, нового дыма в своей голове, нового поворота стрелок нациферблате…
СигизмундКржижановский начинает удваивать данную нам реальность. И делает это черезвкрапление ментального в материальное. Суть проста — топография мираудваивается в лабиринте мышлении. Остаться реальное и сабреальное.
Иотсюда привычное понимание слова ЛОЖ уходит на много пунктов назад. Читая текстпроисходит не столько смена понятий, сколько переоценка ценностей как самогоавтора, так и читателя.
Рефракция,которая создается бароном приводит в «ход» механизмвременно-пространственного отождествления. Теперь уже никогда точно не понятьсмесь человека-времени-пространства. Так искусно сделать мир для себяневозможно пожалуй никому… Никому нормальному.
Рефракция,(астрон.), уклонение от первоначального направления луча света, идущего отсветила, при проникании его в земную атмосферу, вследствие чего светило кажетсявыше действительного положения своего…
Уидинг– писатель, который единственный имел «высшую квоту доступа» ксознанию Мюнхгаузена, к его мыслям, его действиям – свободно пользовалсявластью на бароном. Как он это делал? – все просто! Он и был создателем барона.Но в действительность создание псевдо-эго, которое, зациклившись на себе, будетдальше эволюционировать в новые псевдо-эго, ведёт только к одному неизбежномуфиналу — полному уничтожению!
Вконце обоих повестей мы видим ужасающую картину. Барон творит последнее своечудо, которое является смещением временно-пространственных рамок мира.Растворение Мюнхгаузена приведёт в последующем Ундинга в пустоту, разряженностьвремени. Потере себя в этом пространстве-времени. Картина, схожая с Штерером изповести «Воспоминания о будущем». Время — всепоглощающая машина, нолишь немногие вступают в прямую схватку с этим противником.
Системностьсоздания сценария для произведения, видения начала и конца на 100% автором –вот отличительная черта прозы С.Д.Кржижановского.
Реверсный разворот персонажей впространстве, схождение с гонок на магистрали с заранее более сильнымпротивником является последним шансом остаться в живых в игре со временем.
Сигизмунд Доминикович подводитчитателя к осознанию частности, аутентичности жизни человека. Он легко ставитчеловека – время – пространство на одну ступень. Он их приравнивает и создаетновое художественное существо – "человекопространствовремя".
Заключение
«Нельзя вживаться в жизнь, если позади нежизнь, пробелв бытии… Навстречу мне шло само время, то вот реальное, астрономическое иобщегражданское, к которому, как стрелки компасов к полюсу, протянуты стрелкинаших часов. Наши скорости ударились друг о друга, мы сшиблись лбами, машинавремени и самое время, яркий блеск в тысячу солнц заслепил мне глаза… Машинамоя погибла в пути. Ожоги на пальцах и поперек лобной кости – единственныйслед, оставленный ею в пространстве» («Воспоминания о будущем»).
На основе наших исследований мы можем с уверенностьюопределить некоторые основные черты прозы Кржижановского.
· Особая художественная модель мира создается при помощи пространственно-временныхорганизующих особенностей («Собиратель щелей» и «Воспоминания обудущем»);
· Бинарный код прозы Кржижановского — стержневое значение сюжета, собственносюжетная техника, генетически связанная с изобретенной им «поэтикойзаглавия;
· Также мы видим ещё один феномен прозы Кржижановского — языковой.Конструируемые писателем для создания эффекта особой реальности слова (»неты",«ести», «локтизм», «Здесевск») продолжаютпространственно-языковой эксперимент.
· Смещение реалий пространственно-временного характера позволяют увидеть мирсквозь призму разложения реальности на единичные сегменты, окрашенные вментальную цветовую палитру.
· Вливание времени-пространства в модель человека на примерах Штерера и,особенно, Мюнхгаузена создает личную теорию писателя о существовании сведеннойвоедино пространственно-временной модели четырехмерного измерения, в которойуправляющим звеном должен стать человек.
Философия «я», возникшая в начале 19 века,вызвала первый научный вариант филологии «я». Спустя сто лет «я»философия и «я» филология вновь обнаруживают свою актуальность(правда уже в «я» и «другом») в работах М.Бахтина и другихфилософов. В этот круг с полной уверенностью может быть включено имя СигизмундаКржижановского, привлекшего к себе «любовь пространства», «приблизившегобудущего зов.
А визитной карточкой писателя могут стать такие слова:
СигизмундДоминикович Кржижановский
Поставкафантазмов и сенсаций.
Мировымимасштабами не стесняюсь.

Список использованной литературы
 
1. Барт P. S/Z.-M., 1994
2. Бахтин М.М. Под маской. — М., 1996
3. Борхес Хорхе Луис Сочинения в трех томах. Том I, Том II. — Рига:Полярис,1994
4. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. — М., 1998
5. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (наматериале русской прозы XIX — XX вв.). 2-е издание. — М., 2001
6. Кржижановский С.Д. Пьеса и ее заглавие// РГАЛИ
7. Кржижановский С.Д. Сказки для вундеркиндов. — М., 1991
8. Кржижановский С.Д. Собрание сочинений в пяти томах. Том I,II,III, IV — Санкт-Петербург//Symposium, 2001
9. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. Диалектика мифа. — М., 1990
10. Малинов А., Серегин С. Рассуждения о пространстве и времени сцены// Метафизическиеисследования. Выпуск 4. Культура. Альманах Лаборатории МетафизическихИсследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. C. 111–121
11. Нанси Жан-Люк. Corpus. — М, 1999
12. Ортега-и- Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста
13. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995
14. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Западаоместе культуры в современном обществе. — М., 1991
15. Твардовский К. Лекция во Львовском университете 15 ноября 1895 года
16. Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики/ Сборник статей. — М., 2001
17. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова
18. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического:Избранное. — М., 1995
19. Тюпа В.И. Аналитика художественного. – М., 2001
20. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд. — М., 1991
21. Хайдеггер Мартин. Бытие и время. М., „Республика“, 1993
22. Шкловский В.Б. О теории прозы. — М., 1983