- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Художественные стили нового времени барокко рококо класицизм



 

Культура Реформации. Социальный контекст. Влияние развития наук и географических открытий. Идеи просвещения в европейской художествен­ной культуре.

Барокко – исторический европейский художественный стиль. Архитек­турные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооруже­ний. Живопись стиля барокко. Национальные барочные школы живописи. Эстетика художественной стилистики барокко. Формирование Академий художеств и их влияние на сложение стилей. Регламентация искусства.

Распространение рококо в 18 веке – декоративное решение архитектуры, интерьеров и живописи.

Классицизм и идеи абсолютизма. Архитектурный стиль. Региональные проявления стиля. Живопись классицизма. Разнообразие жанров. Академи­ческая живопись. Творческие течения реализма и романтизма. Искусство Италии, Франции, Германии, Англии, Испании, Голландии, Фландрии и других стран. Искусство колониальных стран.

 

Эпоха Просвещения охватывает конец 17 – 18 вв. – получила название «Век разума». Просвещение – это:

- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни;

- в своей основе демократично, это – культура для народа;

- главную задачу видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого;

В архитектуре падает роль церковного строительства и возрастает роль гражданского строительства, рост городов. Нарушается связь живописи, архитектуры и скульптуры. Предметом культа становится искусство быта, декоративных форм.

Бароккозародилось в Италии, а затем распространилось в Испании, Франции, Германии, Фландрии. Этому стилю присущи:

- сложная уравновешенность динамических композиций;

- высокий уровень выразительности;

- многоплановость художественного решения;

- театральное совмещение реального и фантастического;

- широкое распространение всего необычного, нетрадиционного; деталировка и орнамент составляют единый ансамбль и подчинены общей композиционной идее;

- усложнённость барочных произведений, иногда их вычурность, тяготение к неправильным формам;

- стремление к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения;

- акцент на внешних эффектах и большая выразительность форм;

- особое внимание эмоциональному воздействию;

Архитектура барокко динамична и очень живописна. Для неё характерны:

- обилие лепных украшений;

- сложность членений и их соотношений;

- пространственный размах;

- слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций;

- сочетание противоположных форм, света, материала, ритма;

- гармония зданий с природным ландшафтом;

- богатство интерьера, обильно украшенного лепкой, резьбой, росписью. Таков Версальский дворец.

Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре Рима.

Живопись барокко тяготеет к оригинальным и декоративным композициям; парадным портретам; бытовым картинам и пейзажу.

Знаменитые художники создают свои шедевры: «Венера с зеркалом» (Диего Веласкес); «Женщина у ручья» (Рембрандт ван Рейн); «Музицирующие ангелы», «Персей и Андромеда» (Петер Пауль Рубенс).

Художники эпохи барокко не принимали ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они полагали, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Излюбленными темами и персонажами художников стали: физические и нравственные страдания человека; сложные моменты его бытия; мученики; погибающие герои; разочарованные люди; распространение получают сюжеты светской жизни.

В барокко нашли своё отражение:

- вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения;

- эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического;

- произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.

Рококо. В архитектуре стиль продолжал барокко, но при этом ни один ордер не выдерживался. Предпочтение отдавалось причудливой ассиметричной орнаментации и изяществу, жеманности и капризности форм. Использовались сложные резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рога изобилия, головки амуров с крылышками.

Архитектурный декор интерьеров отличался перегруженностью украшений – от пола до потолка (часто включая и его). Памятники архитектуры рококо поражают оригинальностью, роскошью и весёлым легкомыслием.

Значительные достижения рококо в области декоративно-прикладного искусства – в оформлении интерьера, в первую очередь мебели, осветительных приборов и особенно фарфора, для которого подходили грациозные и поверхностные, легкомысленные эротические мотивы, утончённая декоративность рококо.

Стиль рококо (французское rococo, rocaille) изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками. Этот изящный стиль рождается во Франции и получает наиболее широкое распространение в мебели, предметах домашнего обихода и портновском деле.

В зодчестве стран Европы стиль рококо часто является своеобразным местным вариантом позднего барокко. Главным образом влияет на характер декора, приобретшего манерно утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид. Используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый "рокайль" (rocaille), и дал название этому стилю.

Живопись: галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.

Богатая тонкими переливами и несколько блеклая по колориту рокайльная живопись имеет преимущественно декоративный характер. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар

Классицизм –стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве и архитектуре появились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века в Италии. Авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной стилистики.

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества. Торжество разумной закономерности. В это время используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству академистов. Особенностью этого направления стала проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью. Слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Классицизм (ампир):Классицизм (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашел в европейском обществе активную поддержку. Общественность видела в классицизме необходимое противопоставление придворному барокко. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций.

Был сделан поворот в сторону греческих форм. Фасады, колонны и треугольные фронтоны стали архитектурной азбукой. В сферу государственного строительства были включены общественные сооружения - театры, музеи, университеты и библиотеки. Период позднего классицизма – ампир – приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

Характеристики: Простые античные формы, строгий ордер античность – образец абсолютной и вечной красоты, симметрия, строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок.

Архитектура:

Логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой. Архитекторы: Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот

Живопись:

Стремление к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции, проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала «естественной человечности».

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций («страстей») и разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к «низким» - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.

Скульптура отличается строгостью и сдержанностью. Художники: Пуссен, Лорен, Жак-Луи Давид

Реализм.

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры — бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма

Романтизм.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

Романтизм носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада. Появление металлических (чугунных) конструкций: мосты, чугунные конструкции соборов, хрустальный дворец (Пакстон),

1650 - 1770 гг

Культура Реформации. Социальный контекст.В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - Испанцы и Французы. Они диктуют условия политики и пр. Центром католического мира является Рим. Не будучи сугубо религиозным, искусство барокко все же было выразителем духа контрреформации - движения за реформирование и обновление католической церкви, возродившее ее силы в борьбе с протестантизмом. Денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить. Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации. Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".