- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Художественный постмодернизм



В агрессивном варианте — стиль жизни, основанный на циничном и самокритичном отношении к традиционному искусству и выражаемый в череде провокаций как беспрерывной войне с потребителем. Период становления прошел в виде радикальных исканий деконструктивизма и поп-арта, но в дальнейшем ограничился смешиванием старых и новых стилей, образов и техник, региональных традиций и наследия субкультур.

Часть постмодернистов не освободилась от влияния непосредственных предшественников. Такие авторы эпигонски подражают сюрреалисту С. Дали или лидеру поп-арта Энди Уорхолу.

Не следует путать с постструктурализмом (post-structuralism), трансавангардом и концептуальным искусством, не ориентированными на коммерческий успех.

Характерен для индустриально развитых стран, обладающих большими информационными массивами. Наиболее известен в архитектуре, скульптуре, живописи, книжной иллюстрации, коммерческой рекламе, литературе, кинематографе и в арт-формах цифровых технологий.

Творчество подавляющего большинства постмодернистов основано на беспрерывном и агрессивном цитировании и хаотичных аллюзиях, но не на высокохудожественных реминисценциях. Сугубо технический прием заимствования постмодернисты возвели в своеобразный светский культ. По мнению искусствоведов, участие в движении постмодернизма не требует от художника соответствующего образования или профессиональных навыков. В частности, художественной традицией стала игра с масштабами и цветом при копировании узнаваемых образов Джоконды, М. Монро или А. Эйнштейна.

Однако существуют и художники-постмодернисты, умеренно пользующиеся приёмом цитирования и по сути продолжающие развитие «старой» культуры без её явного уничтожения, но даже с уважением.

Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет нью-йоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.

Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз и др.

Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Владимир Набоков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев. Все они, кроме Владимира Сорокина в ранний период его творчества и Виктора Пелевина — в поздний, достаточно умеренны и умело конструируют свой неповторимый художественный мир без агрессивного наступления на «прежнюю» культуру.

Постмодернизм отражает разнородные способы мышления и жизненный цикл различных художественных форм, поэтому в целом его можно расценивать неполитизированной идеологией эпохи глобализации. Сегодня постмодернизм обозначает общую ситуацию, когда при недостатке воли и продуктивных (позитивных) художественных образов гипертрофированно расширились границы интеллектуального рынка.

 

Концептуальное искусство (от лат. concept — понятие) — направление в современном искусстве, восходящее к сюрреализму, где обыденные вещи, будучи помещенными в необычный контекст, приобретают художественный смысл.

Термин родился в 1967 году в Нью-Йорке. Пик концептуального искусства пришёлся на 1967-1972.

Концептуальное искусство пересматривает статус искусства и саму идею выставки — выставления произведения искусства. Концептуальное искусство требует от зрителя активного восприятия, даже вазимодействия. У каждого произведения концептуального искусства совершенно уникальная форма — его структура открыта.

Принцип воздействия на зрителя — сопоставление невозможного, монтаж, деформация структур повседневной жизни; шок, неожиданность.

Теоретики:

· Джозеф Кошут: «сущность искусства заключается в выявлении и объективации непосредственно сущности феноменов»; «искусство есть источник информации».

· Дуглас Хюблер: «мир полон предметов более или менее интересных, — я не хочу прибавлять к ним новых».

· Пионер концептуального искусства Марсель Дюшан (1887—1968): «главное в искусстве — интеллектуальное решение».

Известнейшие произведения:

o «Колесо велосипеда» (1913) — колесо на табуретке.

o «Фонтан» (1917) — перевёрнутый писсуар,

o «Мона Лиза» (1942) — разукрашенная репродукция работы Леонардо да Винчи

Основные виды концептуальных произведений

· редимейды (ready-made) — использование готовых предметов из внешнего мира в произведениях искусства.

· интервенция — изображение, текст или вещь поставлены в неожиданном контексте, тем самым обращая внимание на этот контекст

· документация — само произведение искусства, концепт или поступок отождествляется с помощью записок, карт, диаграмм или фотографий

· словесность — концепт или исследование представлены с помощью языка.

Формы

· Видео-арт

· Инсталляция

· Перформанс

· Чертежи, карты, коллажи, плакаты.

Видео-арт — вид изобразительного искусства. Видео-арт по определению не может включать в себя кинофильмы. Пионером видео-арта является Нам Джун Пайк. Вполне допускаются длинные и даже невероятно длинные ролики, включая прямую трансляцию (например, 8-часовой фильм «Эмпайр стейт билдинг» Энди Уорхола). Шокирующий видеоряд отнюдь не является приоритетным для видео-арта, в отличие от массового кинематографа, например. То же касается монтажа, концептуального сюжета и спецэффектов. Что касается музыкальных клипов на телевидении, демосцен компьютерных игр, то этот тип использования видеотехнологий является обыкновенной коммерческой деятельностью, как правило, не имеющей ничего общего с видео-артом, принципиально ориентированным на показ в пространстве искусства — музеях, галереях, международных биеннале и т. д. В отличие от телевизионной рекламы или заставок MTV, видео-арт рассчитан на более подготовленного зрителя.

 

Инсталляция - объемная разновидность концептуального искусства, собраная из разнородных материалов и являющее собой художественное целое.

Виды инсталляций

· Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.

· Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.

Мастера инсталляции

· Роберт Раушенберг

· Джозеф Кошут

· Валерий Кошляков

· Эдвард Кинхольц

Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики. Пионеры перформанса Абрамович, Марина, Бойс, Йозеф. В России представители перформанса Соловейчик, Антон, Кулик, Олег.

Коллаж — техника, в которой может быть исполнена та или иная картинка, составление картинки из отдельных фрагментов других картинок. Когда на основной фон, например, накладываются различные кусочки и сюжеты, вырезанные из других картинок. В основе создания каждого — работа со слоями. Разные принципы наложения, смешивания, прозрачности и так далее.

Плакат(нем. Plakat, от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — графический документ, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины XIX века плакатом называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI веке), политические афиши во Франции в XVIII веке и т. п.

История плаката в XX веке: В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. С 1920—30-х гг. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия XX века появился политический плакат, лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период Первой мировой войны 1914—1918 гг. получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие плаката (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 г. (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), плакаты в защиту республики Испании. В годы Второй мировой войны 1939—1945 гг. особенно большое распространение получили антифашистские плакаты, в послевоенные годы — плакаты в защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически плакат 1920—1970-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному плакату); на эволюцию плаката повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.