Китай-Городская
Интенсивное обучение – это не просто эффективное обучение, а такое обучение, при котором достигается max эффективности за min возможное время при min затратах усилий учащегося и учителя.
Определяющим в этом понятии является активизация обучения.
Под активизацией понимают: 1) активность со стороны обучаемого; 2) методы, активизирующие учебный процесс со стороны преподавателя.
Психолого-педагогические основы ИО:
Главным в понимании ИО является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот:
1) наличие зоны ближайшего развития у взрослого;
2) оптимальные условия для обучения создаёт коллектив и складывающаяся в нём система специфических взаимодействий;
3) личностные особенности человека никогда не достигают своего предела, а способны совершенствоваться в течение всей жизни;
4) превращение потенциальных возможностей в актуальные. Человек не подозревает о наличии у него тех или иных способностей, но при грамотном подходе эти особенности могут раскрыться, ! когда цель становится личностно-значимой.
Принципы обучения:
1. Принцип личностного общения. Специфика такова, что требует от каждого обучаемого включения в совместную интеллектуальную деятельность. Эффективность коллективной учебной деятельности проявляется в изменении личности и уровня межличностного общения. Обучаемые вынуждены предъявлять к себе требования.
2. Поэтапно-концентрический принцип. Синтез –> Анализ –> Синтез. 1 этап – 2500 ЛЕ, 2 – 1200-1500 ЛЕ, 3 – 800 ЛЕ.
3. Личностно-ролевой принцип. Ролевое поведение как разновидность социального поведения. Личностное общение протекает в обстановке общения-игры, т.е. создаются естественные жизненные ситуации.
4. Принцип коллективного взаимодействия, при котором: а) учащиеся активно и интенсивно общаются друг с другом, расширяют свои знания; б) между обучаемыми складываются оптимальные взаимодействия, которые повышают эффективность обучения; в) условием успеха каждого является успехи других. Эффективно общение в триадах.
Содержание обучения:
Используются тексты-диалоги, дополнительные тексты, лексико-грамматические комментарии, обязательно наличие домашнего задания.
Важными являются коммуникативные задания, направленные на тренировку и практику общения + языковые игры.
24 вопрос
Материал строится по принципу устного опережения (нет текста перед глазами, только восприятие на слух).
Этапы обучения:
1 этап. Введение материала.
Важно не заучивание, а импринтинг (непроизвольное запоминание). Материал предъявляется 4 раза:
1) введение в новую тему, дешифровка материала. Нет экспромта в проведении, жесты, мимика, перевод.
2) подробно дешифруется языковой и речевой материал, непроизвольное запоминание. Смотрите, слушайте, повторяйте.
3) «активный сеанс». Цель – закрепление материала и его распознавание. От РЯ к ИЯ.
4) «музыкальный сеанс». Длительность – 10 минут. Создать этап отдыха, рефлексия. Текст читается под музыку.
2 этап. Активизация учебного материала.
= переработка материала. Его автоматизация, устойчивость речевого навыка.
3 этап. Тренировка в общении.
Выражение мысли, понимание мысли других, жёсткое управление.
4 этап. Практика в общении.
Более свободное и творческое использование материала. Гибкое управление.
Другие интенсивные методы:
1. Гипнопедия. Обучение языку во время естественного сна.
2. Релаксопедия. Обучение языку в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки, способствующей протеканию процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и новой информации в большом V.
3. Ритмопедия. Основывается на создании особого состояния нервной системы человека, при которой достигается запоминание большого V языкового материала. Ввод информации происходит в период ритмостимуляций в сопровождении мелодичной, новой для слушателя, музыки, способствующей объединению логич. и эмоц. компонентов психики.
4. Методика «погружения». Предлагает систематическую, интенсивную, учебно-речевую, ситуативно обусловленную, учебно-коррекционную деятельность. Часто в рамках заданного сценария, в обстановке, max приближенной к реальной коммуникации.
5. Эмоционально-смысловой метод. Строится на широком использовании ролевых игр, проблемных ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся.
6. Суггестопедический метод Лозанова (внушение).
Использование АУДИО-технологий в обучении ИЯ
Основой успешного аудирования как процесса осмысления и запоминания речевой информации является наличие фонематического и речевого слуха способности различать звуки речи и соотносить их с соответствующими фонемами. Поэтом основная задача – развить у учащихся речевой слух и на этой основе сформировать слухо-произносительные Н.
Подбор текста – очень важное звено в учебной работе по формированию Н аудирования. Текст должен содержать новую для учащихся информацию, быть интересным, построен на изученном языковом и лексико-грамматическом материале и содержать такое количество новых слов, значение которых определяется в результате вероятностного прогнозирования.
Фонограммой называется вспомогательное средство обучения, демонстрируемое с помощью звукотехнического аппарата и направляющего учебную речевую информацию по слуховому каналу сенсорной системы индивида.
Фонопрограмма – серия аудитивных упражнений (заданий), управляющих деятельностью учащихся по формированию и совершенствованию речевых Н и развитию речевых У.
Фоноупражнение – аудитивное средство обучения, предусматривающее предъявление учебного материала в виде необходимого для его усвоения количества шагов, каждый из которых включает инструкцию, паузу для выполнения задания, повторение правильного ответа или его коррекцию по ключу.
Основное назначение фонограммы – интенсификация учебного процесса, индивидуализация обучения.
Функции:
1) обучающая: реализуется, когда фономатериалы используются для обучения ВРД, когда нужно дать информацию об аспектах языка, о стране изучаемого языка;
2) контролирующая: при проверке тестов, выполнении лабораторных заданий.
Требования:
1) коммуникативность, полезная информация;
2) образцовость (аутентичноть, чёткость) речевых единиц;
3) частотность языкового материала;
Вопрос
4) целевая направленность, т.е. методика работы над данным материалом должны соответствовать определённой ступени обученности учеников;
5) экстралингвальные факторы (эмоции, звуки).
+: 1) на каждого ученика отводится больше времени;
2) индивидуализация (разный характер сложности);
3) создание искусственной среды для иноязычного общения;
4) наглядность (в воображении рисуется картинка);
5) можно неоднократно возвращаться.
Принципы использования:
1. многократность: при многократном повторении учащиеся лучше усваивают структуру и содержание изучаемого материала, запоминают воспроизведённые единицы речи;
2. паузация, принцип расчленения речевого потока: прослушиваемый материал не теряет своей коммуникативности, т.к. сохраняется мелодия, ритмика, словесное и фразовое ударение. Паузы: а) рабочие паузы – для речевой деятельности учащихся; б) для наложения; б) разделительные паузы – для создания минимального по времени раздела между двумя речевыми фрагментами;
3. имитация речевых образцов (без подражания нельзя);
4. самоконтроль, сравнение и самокоррекция;
5. опережающее слушание: работа с фономатериалами начинается с аудирования, это определяется ролью внутренней речи в процессе формирования речевых У;
6. управление речевой деятельностью.
Классификация фонограмм:
1. По цели: 1) тренировочные: формирование и совершенствование речевых Н; 2) речевые: развитие речевых У.
2. По способу управления: 1) жёсткие: строгая последовательность выполнения учебных заданий, дробность шагов и простота; 2) эвристические: наличие неполных ключей, возможность вариантов ответа на задание.
3. По способу руководства: 1) выполняемые под руководством преподавателя: существует непосредственная обратная связь; 2) выполняемые самостоятельно: широкое использование средств контроля.
4. По режиму выполнения: 1) групповые: одновременная работа группы учащихся; 2) индивидуальные: различным ученикам – задания различной трудности; 3) парные: различные режимы выполнения задания, взаимоконтроль.
Методика составления фонопрограмм:
1. проанализировать уровень обученности учащихся.
2. определить цель использования фонопрограммы.
3. отобрать языковой и речевой материал.
4. подобрать необходимые типы и виды фоноупражнений и определить режим выполнения.
5. определить характер подсказки, вид ключа.
6. организовать текстовый материал / упражнения соответственно типу фонопрограммы с учётом её структурных особенностей.
7. определить способ и условия предъявления фонопрограммы (выбор диктора, скорости предъявления, длительности пауз).
8. подобрать зрительную наглядность и дидактический материал, необходимый для оучществления дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
9. проверить качество составленной фонопрограммы: определить время, затрачиваемое на выполнение каждого задания и всей фонопрограммы, проверить доступность фоноупражнений.
Фоноупражнения: имитативные, подстановочные, дифференцированные, репродуктивные:
1. фонетические (слушайте и повторяйте – образец-пауза-образец): * фонетическая зарядка; * имитативные, контрастные, дифференцированные; * распознание фонетических явлений.
2. грамматические (замените слова по образцу, ответьте на вопросы): * воспроизведение грамматической структуры; * специальные рецептивные упражнения; * коллективный анализ записи речи учащихся.
3. лексические (слушайте и повторяйте, замените слова по образцу): * составление предложений на основе ЛЕ; * воспроизведение образцов РД с клише; * распознавание, активизирование лексики; * прослушивание комментариев.
1) при обучении аудированию: прослушайте текст и согласитесь или не согласитесь с автором.
2) при обучении чтению: слушайте текст, следите по книге и повторяйте за диктором.
3) при обучении говорению: вырази своё отношение к прослушанному.
4) при обучении письму: составь план прослушанного текста.