«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)
«Они сказали: «Обратитесь в иудаизм или христианство, и вы последуете прямым путем». Скажи: «Нет, в религию Ибрахима, который был единобожником и не был одним из многобожников»» (2 аль-Бакара, 135)
«Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, истинное единобожие. Он не был из числа многобожников» (6 аль-Анам, 161)
«Скажи: «Аллах изрек истину. Следуйте же религии Ибрахима, поскольку он был единобожником и не был многобожником» (3 аль-Имран, 95)
«Воистину, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников. Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников» (16 ан-Нахль, 120-123)
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима» (22 Xaдж, 78)
Ибрахим в Коране несколько раз назван мусульманином (муслимом). Это вовсе не значит, что он исповедовал Ислам со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим» переводится с арабского языка как «покорный (Богу)». То же самое означает и производная от этого слова - «ислам» - «покорность (Богу)». Ислам - это религия, которая не названа в честь ее основателя, или в честь исповедующего ее народа. Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись и все пророки в истории человечества. Вероучение, которое все они исповедовали, было одним и тем же, в его основе лежит строгое Единобожие, однако отдельные обряды и нормы могли отличаться.
Таким образом, согласно Корану, Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был ханифом (верным Богу), мусульманином (покорным Ему) и единобожником (веровавшим в Единого и Единственного Творца).
Потомство Ибрахима.
Примечательно, что все пророки Всевышнего Аллаха, жившие после Ибрахима, которым были ниспосланы Божественные Писания, были его потомками. Это исключительное положение, которое не занимал ни один другой человек. Два сына пророка Ибрахима, Исмаил и Исхак, были величайшими из Божьих пророков. От Исхака пошли все посланники колена Израилева, и завершилась эта цепь пророком Исой. Пророк Исмаил же стал родоначальником арабов, и единственным пророком среди его потомков стал пророк Мухаммад (сас), последний из посланцев Господа, ниспосланных человечеству.
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, и сделали их всех праведниками. Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонялись Нам» (21 аль-Анбийа, 72-73)
«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком. Мы одарили их из Нашей милости и оставили о них правдивую молву» (19 Мaрьям, 49-50)
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба, а его потомству – пророчество и Писание. Мы даровали ему его награду в этом мире, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (29 аль-Анкабут, 27)
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. …» (6 аль-Анам, 84)
Благодаря своему потомству Ибрахим стал прародителем великих народов - арабов и израильтян. Арабы являются потомками пророка Исмаила, старшего сына Ибрахима, а израильтяне - Йакуба, сына Исхака от младшего сына Ибрахима. Среди последующих поколений рода Ибрахима есть справедливые люди и беззаконники, нравственные и нечестивцы, правоверные и многобожники. Как уже говорилось ранее, Аллах благословил Пророка и его потомство, однако это вовсе не означает, что все люди рода Ибрахима стали порядочными и добродетельными. Именно поэтому, в кораническом аяте упоминается, что в роду Ибрахима будут как праведники, так и грешники.
Ислам в современной России
Какова же численность мусульман в современной России? Сегодня вопрос о количестве людей, исповедующих Ислам в России не имеет однозначного ответа. Ислам традиционно исповедают немало народов и этносов, проживающих на территории современной России: татары, башкиры, аварцы, ингуши, чеченцы, кабардинцы, адыгейцы, карачаевцы и др.
Представителей этих народов определяют термином «этнические мусульмане», а их общую численность можно считать максимальной цифрой, которой мы можем оценить численность российской уммы. Однако недостаток такого подхода очевиден (приход к власти большевиков и насильственное насаждение атеизма в ХХ веке ослабило позиции мусульман на территории России, поэтому именовать всех «этнических мусульман» религиозными в равной степени неоправданно, как и всех русских или белорусов называть православными). Тем не менее подобный подход отчасти правомерен – если Ислам и не является религией представителей этих народов и этносов, без сомнения, исламские стереотипы оказали значительное влияние на их мировоззрение и культуру.
Максимальная оценка численности последователей Ислама в нашей стране – 20 миллионов человек, однако более реальное число составляет порядка 5 миллионов россиян. Необходимо учитывать также и значительные общины выходцев из ближнего и дальнего зарубежья, проживающих постоянно или временно работающих в РФ (в первую очередь, это азербайджанцы, коих в Москве больше, чем в столице Азербайджана). По данным переписи населения 2002 г., «этнических мусульман» в РФ насчитывалось порядка 15 млн. А согласно данным ЦРУ, на май 2004 года в нашей стране насчитывалось 26 миллионов приверженцев Ислама, включая нелегальных мигрантов. По оценкам лидеров мусульман, в России действует более 5000 общин.
Ислам в современной России не столь однозначен. Не существует единой организации, которая бы объединила всех мусульман России. В отличие от вероучения христиан, в котором утверждается невозможность спасения вне Церкви, у мусульман церковная организация не играет первостепенной роли. В исламе нет жёсткой иерархии, а также отсутствует клерикальный аппарат. По словам мусульманских богословов, мечеть есть место для собрания на молитву и поклонению Богу, где не алтаря и завесы, нет священников и посредников между верующими и Господом, наделенных сакрально канонизированной властью. Имам, возглавляющий молитву, выполняет функцию, подобную не христианскому священнослужителю, а скорее раввину. Имам необходим верующим только для того, чтобы остальные синхронизировали свои движения в молитве, глядя на него; он является примером этих движений. В ортодоксальном исламе понятие «духовного окормления» отсутствует.
Во время «парада суверенитетов» не без помощи со стороны республиканских властей были организованны самостоятельные Духовные управления мусульман (ДУМ) в первую очередь в Татарстане и Башкирии, а после и в других регионах. Сегодня религиозной жизнью последователей Ислама в РФ руководит общей численности более 40 Духовных управлений. По инициативе муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллы «раскольники» были объединены под руководством Высшего координационного совета ДУМ России. Однако через несколько лет эта организация практически развалилась и, как следствие, сократила влияние, а на роль основного претендента на власть в исламской общине начал претендовать Совет муфтиев России.
Определить настоящий размер влияния альтернативных ДУМ на мусульман России сложно, потому как муфтии зачастую преувеличивают собственную поддержку среди верующих мусульман, а местные уммы зачастую не хотят вмешиваться в эти распри.
Современная Россия в некой степени повторяет установившуюся в зарубежных странах с многочисленной общиной мусульман норму, в которой мусульманские организации объединяют лидеры, лояльные властям, но одновременно с этим существует большой пласт неофициального ислама, последователи которого стоят на ортодоксальных и порой радикальных позициях.
Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.
Точная численность мусульман в России до сих пор не выяснена окончательно и является предметом дискуссий. По данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских народов в России составило около 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (63 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %). При этом следует иметь в виду, что при переписи вопрос о вероисповедании не задавался и что не все «этнические мусульмане» фактически исповедуют ислам — так, по результатам опроса, проведенного в 2012 году исследовательским центром «Среда», лишь 42 % мусульман заявили о том, что религия играет важную роль в их жизни и что они соблюдают все религиозные предписания[1]. Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, прежде всего православного христианства[2]. В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек[3][4][5].
Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Вместе с сокращением населения России это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ. Так, по результатам опроса «Левада-Центра», доля исповедующих ислам граждан в России с 4 % в декабре 2009 года, выросла до 7 % в ноябре 2012 года (для сравнения, в 2009 году к православным себя отнесли 80 % респондентов, а в ноябре 2012 года лишь 74 %). Иными словами, в России с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие и увеличилась доля исповедующих ислам[6].
По данным исследования "Арена: Атлас религий и национальностей", проведённого Исследовательской службой Среда в 2012 году, 6,5% россиян являются последователями ислама. При этом 1,7% россиян относят себя к суннитам, менее 0,5% к шиитам, а 4,7% заявляют, что не являются ни суннитам, ни шиитами[7].
В советский период сопротивляемость ислама насаждавшемуся государством атеизму была более энергична и глубока, чем у православия[источник не указан 213 дней], которое традиционно исповедовало большинство населения России. Во многом это было связано с тем, что ислам в России является религией национальных меньшинств и поэтому представляет собой важнейший элемент их этнического самосознания и самоидентификации. В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они часть исламского мира[2].