- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Искусство и культура России.



Искусство и культура России.

Раздел 1. Искусство и культура Древней Руси.

Тема 1. Культура и искусство Древней Руси 10-11 веков.

Истоки культуры Древней Руси: язычество и христианство как две важнейшие составляющие развития культуры и искусства. Искусство раннесредневековой Руси - эпоха «монументального историзма». Роль христианской религии, византийского и дороманского искусства Западной Европы в развитии искусства Руси 10-11 веков.

Особенности ранней архитектуры, многоглавость как характерная черта древнерусского зодчества конца 10-11 веков. Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Распространение крестово-купольного типа храма. Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Монументальная живопись 10-11 веков. Росписи и мозаики. Каноны и принципы древнерусского иконописания, его связь с религиозными догматами. Искусство книжной миниатюры. Остромирово евангелие.

Декоративно прикладное искусство 10-11 веков, развитие ремесел, появление новых технологий.

 

Тема 2. Искусство Руси времен феодальной раздробленности 12–13 веков. Домонгольский период.

Особенности развития культуры и искусства в период раздробленности. Формирование местных художественных школ.

Храмовое зодчество на Руси в период феодальной раздробленности. Региональные особенности развития архитектуры Чернигова, Галича Владимиро-Суздальской и Новгородско-Псковской земель. Храм Параскевы Пятницы в Чернигове Владимиро-Суздальская школа: Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли. Новгородская и Псковская школы: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия в Старой Ладоге.

Развитие скульптуры: искусство белокаменной пластики и резьбы храмов Владимиро-Суздальской Руси. Скульптурный декор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Новгородская школа живописи. Росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге и церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Русская иконопись XII -первой половины ХШ вв. Своеобразие местных центров иконописания.

Книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

 

Тема 3. Искусство Руси в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (14-15 века). Новгородская и Псковская школы.

Разорение русских земель в ходе монголо-татарского завоевания. Влияние политической и экономической ситуации на развитие культуры и искусства. Упадок искусства на большей части русских земель.

Новгородская и Псковская школы. Изменение строительной техники, новые материалы. Тип новгородского храма 14-15 веков. Храм Николы на Липне, церковь Феодора Стратилата, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. Владычный двор и Грановитая палата.

Крепостное зодчество Пскова. Особенности архитектурной школы Псковской земли.

Живопись Новгорода, Пскова, Твери и Ростова. Локальные особенности развития местных школ. Монументальная живопись. Новгородская и псковская иконопись. Творчество Феофана Грека в Новгороде. Книжная миниатюра.

Декоративно-прикладное искусство Пскова и Новгорода.

 

Тема 4. Искусство Московской земли 14 - первой половины 15 веков.

Общая характеристика культуры Московского княжества, особенности московского стиля. Возникновение элементов общерусской архитектуры в московском зодчестве. Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасо-Андронников монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Крепостное зодчество. Московский Кремль 14-15 веков.

Формирование московской школа живописи. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Иконостас Успенского собора во Владимире. Монументальная живопись. Иконопись. Книжная миниатюра. Московский период творчества Феофана Грека. Творчество Андрея Рублёва.

Декоративно-прикладное искусство.

 

Тема 5. Искусство русского централизованного государства второй половины 15 – 16 веков.

Общая характеристика русской культуры времени возникновения централизованного государства. Москва – столица мощной державы. Архитектура Московского Кремля 15-16 века. Ансамбль Соборной площади. Соборы Кремля, колокольня Ивана Великого, церковь Ризоположения, Грановитая палата. Иностранные и русские мастера – создатели кремлевского ансамбля.

Изменение строительных технологий, новые приемы в архитектуре 16 века. Крепостное зодчество 16 века: перестройка крепостей Орешек, Ладога, Копорье, крепость Ивангород. Монастыри-крепости 16 века. Успенский собор в Москве и русская архитектура 16 века: Софийский собор в Вологде, Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве. Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре. Шатровое зодчество. Тип столпообразного храма. Церковь Вознесения в Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Творчество Дионисия и новые тенденции в живописи. Московская книга 16 века. Проблемы развития иконописных школ Новгорода и Пскова второй половины XV века. Иконопись Русского Севера.

Развитие декоративно-прикладного искусства. Оружейная палата в Москве.

Тема 6. Искусство Древней Руси 17 века.

Особенности развития культуры и искусства в 17 веке. Новые черты в изобразительном искусстве.

Три периода развития архитектуры 17 столетия. Стилистические особенности архитектуры. Шатровое строительство 17 века. Башни Кремля, храм Рождества Богородицы в Путинках. Теремной дворец московского Кремля. «Каменное узорочье» в архитектурном декоре. Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря. Церковь Троицы в Никитниках. Крутицкое подворье. Дворцовые ансамбли в Измайлове и Коломенском.

Светская архитектура: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота (Сухарева башня). Палаты В.В. Голицына, боярина Троекурова. «Нарышкинское барокко", черты стиля, основные памятники. Архитектурные памятники 17 века Ярославля, Ростова Великого, Рязани, Костромы, Вологды и т.д.

Отражение противоречий времени в живописи. Фресковая живопись. «Годуновская» и «строгановская» школы в иконописи. Творчество Симона Ушакова. Парсуна. Графика 17 столетия.

Расцвет декоративно-прикладного искусства.

 

Раздел 2. Искусство и культура России 18–начала 20 веков.

Тема 3. Русское искусство первой половины 19 века.

Русское искусство первой половины 19 столетия: неоклассицизм - сентиментализм - романтизм - бидермайер. Новые тенденцииразвития архитектуры. Влияние наполеоновской эпохи и Отечественной войны 1812 года на развитие культуры и искусства.

Русский неоклассицизм. Архитектурные ансамбли Петербурга: Творчество А.Н. Воронихина (1759–1814), Ж. Тома де Томона, К Росси, В.П. Стасова (1769–1848), А.Д. Захарова (1761–1811). Московская архитектура пушкинской поры. Творчество О. Бове (1784–1834) и Д. Жилярди (1785–1845).

Русская архитектура эпохи историзма (1830-1850-е гг.). Творчество А. Штакеншнейдера (1802–1865). «Неоготика». «Русский стиль». Творчество К. Тона (1794–1881).

Скульптура. Творчество С.С. Пименова, Б.И. Орловского, В.И. Демут-Малиновского, Ф.П. Толстого (1783–1873), И. Витали, П.К. Клодта (1805–1867), Н.С. Пименова.

Живопись. Роль Академии художеств. Творчество К.П. Брюллова (1799–1852). Стилистические проблемы развития жанров в послеклассическую эпоху. Портрет. Творчество О.А. Кипренского (1782–1836) и В.А. Тропинина (1776–1857). Пейзаж. С.Ф. Щедрин (1791–1830). Бытовой жанр в живописи А.Г. Венецианова (1780–1847) и художников его школы. Творчество П.А. Федотова (1815–1852). Историческая живопись первой половины 19 века. Творчество А.А. Иванова (1806–1858). Графика.

Декоративно-прикладное искусство.

 

Тема 4. Русское искусство второй половины 19 века.

Развитие русского искусства во второй половине 19 века. Новые тенденции в общественной и культурной жизни.

Товарищество передвижных художественных выставок. Творчество В.Г. Перова (1834–1882), И.Н. Крамского (1837-1887), И.Е. Репина (1844–1930), И.И. Шишкина (1832–1898), Ф.А. Васильева (1850-1873), В.Д. Поленова (1844-1927), А.К. Саврасова (1830–1897), И.И. Левитана (1860–1900), Н.А. Ярошенко (1846-1898), В.Е. Маковского (1846-1920), Н.Н. Ге (1831-1894), В.В. Верещагина (1842–1904), В.И. Сурикова (1848–1916) и др.

Архитектура: переход к "историческим стилям" в зодчестве, русско-византийский и неорусский стили. Неоготика. Неоренессанс, необарокко и неорококо. Египетские мотивы и "мавританский" стиль. Развитие принципа конструктивного рационализма в архитектуре общественных зданий. Стиль доходного дома. Творчество Н.Л. Бенуа, А.П. Брюллова, А.И. Штакеншнейдера, Л. Кленце, М.Е. Месмахера, В.И. Шервуда, А.К. Кавоса.

Развитие скульптуры во второй половине 19 века. Творчество А.М. Опекушина (1838–1923), М.О. Микешина (1835–1896), М.М. Антокольского (1843–1902), М.А. Чижова, В.А. Беклемишева, Ф.Ф. Каменского, Е.А. Лансере (1848–1886).

Живопись: развитие традиций передвижников - А. Е. Архипов (1862–1930), К. А. Коровин (1861–1939), Н. А. Касаткин (1859–1930), С. В. Иванов (1864–1910). Новые живописные и композиционные средства. Крестьянская и революционная темы в искусстве. Графика второй половины 19 века.

Живопись. Творчество М.А. Врубеля (1856–1910). Объединение «Мир искусства». “Мир искусства”. Программа объединения, его ведущие мастера. А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, А. Я. Головин , Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев (1878–1927) и др. Художники «Мира искусства» второй волны: Г.И. Нарбут, С.В. Чехонин, Д.И. Митрохин, З.Е. Серебрякова (1884–1967). Импрессионизм в русской живописи: В.Э. Борисов-Мусатов (1870–1905), К.А. Коровин (1861–1939), В.А. Серов (1865–1911). Историческая живопись: В.М. Васнецов (1848–1926), А.М. Васнецов (1856-1933), М.В. Нестеров (1862–1942), А.П. Рябушкин (1861-1904). Творчество К.С. Петрова-Водкина (1878–1939), Н.К. Рериха (1874-1947), К.Ф. Богаевского.

“Союз русских художников”. Программа объединения, ведущие мастера. И. Э. Грабарь (1871–1960), Ф. А. Малявин , К. Ф. Юон , А. А. Рылов, Л.В. Туржанский.

Новые идеи и тенденции в развитии русской культуры и искусства в начале 20 века. Символизм в русской живописи. Художественное объединение «Голубая роза»: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян и др. Кубизм и футуризм в русской живописи. Объединение «Бубновый валет»: П. П. Кончаловский (1876–1956), А. В. Куприн , И. И. Машков (1881–1944), А. В. Лентулов (1882–1943), Р. Р. Фальк.

Русский авангард от кубизма к абстракции. Творчество М.В. Матюшина и П.Н. Филонова (1883–1941). Русский кубофутуризм: Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, А.А. Экстер. Объединение “Ослиный хвост”: М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин (1885–1953) и др. Супрематизм и постсуперматизм в творчестве К.С. Малевича (1878–1935). Творческое объединение «Уновис».

Конструктивизм: А.М. Родченко (1891–1956), К.К. Медунецкий, В. и Г. Стенберги, Л.С. Попова. Проекционизм. К.Н. Редько. Фотография 1920-х гг. Фотомонтажи А. Родченко. Б. Игнатович и Е. Лангман. Творчество Э. Лисицкого (1890–1941).

Символическая архитектура русского аванграда. Конструктивизм в архитектуре. М.Я. Гинзбург (1892–1946), Л.А. Веснин (1880–1933), И.И. Леонидов (1902–1959). Утопические архитектурные проекты К.С. Мельникова (1890–1974).

Архитектура раннего советского конструктивизма и функционализма: творчество В.Татлина, Э. Лисицкого, братьев Весниных и др. Мавзолей А.В. Щусева. Архитектурные и градостроительные проекты 1920-х годов.

Монументализм в советской живописи и скульптуре. А. Дейнека (1899–1969), Е. Лансере (1875–1946), Н. Томский (1900–1984), В. Мухина (1889–1953), И. Шадр (1887–1941). Советская скульптурная миниатюра 1930- 1950-х годов.

Живопись 1930-50-х годов. Лениниана в изобразительном искусстве. Изображения "вождей" и их роль в развитии жанра советского портрета. Жанровая живопись: творчество С. Герасимова, Ю. Пименова, В. Бакшеева. Пейзажная живопись П. Кончаловского, И. Машкова, А. Куприна. Историческая и батальная живопись. Студия военных художников, творчество М. Грекова. Творчество М. Нестерова и П. Корина. Военная тематика в живописи: А. Лактионов, Ю. Непринцев и др. Бытовой жанр: Ф. Решетников, А. Пластов, С. Чуйкова и др. Пейзажная живопись Н. Ромадина, Г. Нисского и др.

Роль плаката и политической сатиры в развитии искусства графики 1940-х годов. "Окна ТАСС". Творчество Кукрыниксов. Станковая и книжная графика послевоенного периода.

Искусство времени «оттепели». Активизация художественной жизни страны. Первый Всесоюзный съезд советских художников (1957г.). Роль всесоюзных и международных выставок в развитии искусства. Расцвет национальных художественных школ.

Монументальная скульптура и архитектурно-скульптурные ансамбли. Творчество М. Аникушина, В. Каменского, В. Цигаля, Ю. Александрова, О. Комова, Ю. Никянаса, Л. Кербеля, Г. Иокубониса, В. Топуридзе, Н. Никогосяна, В. Клыкова и др.

Творчество И. Кабакова и московский концептуализм 1960-х годов. Поп-арт: В. Комар и А. Меламид. Минимализм: А. Монастырский и группа «Коллективные действия». Продолжение традиций русского реализма и романтизма в живописи В. Костецкого, Д. Жилинского, К. Васильева, Ю. Ракши. Творчество А. Зверева, Э. Штейнберга, М. Ромадина и др.

Поиски новой образности в творчестве Т. Назаренко, Н. Нестеровой, А. Волкова, А. Ситникова, В. Орлов, В. Рожнева и др. Возрождение ретроспективно-стилизаторских тенденций в творчестве И. Глазунова и А. Шилова. Многообразие стилей в живописи рубежа 20-21 веков.

Развитие советской графики во второй половине 20 века. Поиск новых художественных средств. Плакат, коллаж, фотоискусство 1960-90-х годов. Искусство книги, книжная графика – В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, Д.А. Шмаринов, Б.И. Пророков, А.Д. Гончаров, О.Г. Верейский, Ю.А. Васнецов, Т.А. Маврина, А.Г. и В.Г. Траугот, М.П. Митурич, Н.Г. Гольц, Б.А. Диодоров, Ф.В. Лемкуль, Е.И. Чарушин.

Искусство и культура России.