В Коране и сунне, а ташке в обширной средневековой литературе как богословского, так и светского характера существует ряд предписаний, касающихся социального и экономического функционирования мусульманского общества. Поэтому можно предположить, что совокупность теоретических представлений мусульманских авторов, характерных для арабского общества периода средневековья, представляет собой классическую социально-экономическую доктрину ислама. Порядок реализации этой доктрины в практике хозяйственной деятельности нормативно закреплен в "божественном законе" - шариате. Изначальными источниками доктрины являются Коран и сунна, а вернее те предписания и установления, которые были введены пророком ОДухашадом с момента образования общины мусульман (уммы), пришедшие в основном на мединский период. Коран, в меньшей мере подвергшийся последующим обработкам по сравнению с сунной, представляет особую ценность как достоверный источник, поскольку изменение статуса мусульманской общины, эволюция взглядов и социальных позиций самого Мухаммеда отразились и на характере коранических текстов. Историко-философский анализ источников появления тех или иных предписаний и установлений, впоследствии составивших теоретическую основу социально-экономической доктрины, представляется необходимым и важным элементом в исследовании данной проблемы. Сунна является вторым после Корана источником вероучения ислама. Однако в связи со сложностями, существовавшими в периодизации хадисного материала и его стратификации, их анализ невозможен вне исторического контекста. Первоначально,казалось бы, разрозненные и порой недостоверные предания о делах, словах, намерениях и поступках Мухаммада в совокупности отражают эволюцию взглядов, ассимиляцию и отторжение доисламоких представлений, библейских сюжетов, а также закрепляют уже вошедшие в оборот идеи и практику. Хадисы были сведены в сборники к концу 1Х-началу X вв. (Ш-ІУ г.х.), в то время как материал, содержащийся в них, возводится традицией к УП в. CI г.х.), т поэтому историческая ценность их также бесспорна . Метод сопоставления коранических сюжетов с мусульманским преданием, используемый автором, является одним из наиболее важных направлений научного исследования, позволяющий выявить религиозную и социально-экономическую эволюцию общества ранне-мусульманской Аравии. В Коране и сунне нашли отражение не только события реальной жизни, но также экономические и социальные проблемы ставшие важными для самого Мухаммада и его последователей. Изучение различных аспектов проповеди основателя ислама в широком историко-философском контексте дает возможность с помощью различных источников выявить причины появления в Коране тех или иных установлений, сюжетов и образов, определить ту систему религиозных и социально-экономических представлений, которая лежала в их первооснове.
Каждая сура Корана, по мнению Р.Белла, - это соединение коротких "откровений" %хаммада, осуществленное либо им самим, либо позднее при "собирании" его . В хадисах эти "откровения" приобретают форму конкретных поступков, т.е. находят свое практическое подтверждение. Одной из принципиальных трудностей изучения Корана является установление того, "была ли та или иная идея (или выражение) духовным достоянием Мухаммада или она была заимствована извне, каким образом он ее видоизменил, чтобы она служила его целям" . Предисламская поэзия и Коран свидетельствуют о лавинообразном процессе трансформации прежних понятий и появлений новых. История их возникновения и развития свидетельствует об эволюции социального сознания Аравии в УІ-УП вв. как результат перехода от языческих верований к единобожию. Видимо, поэтому, переосмысливая и перерабатывая существующую традицию, Мухаммад сохраняет в ней ключевые моменты и в то же время вводит качественно новые, характерные для каждого случая понятия и термины, установления. При их изучении необходимо исходить из того, что каждый коранический терлин должен "иметь Историографические очерки. - М., 1991, - С.44. свою историю и фиксировать определенную фазу развития того или иного явления". Это позволит проникнуть ив сущность скрытого за ним понятия и проследить жизнь его в тексте, определить эволюцию этого понятия", а также установить "связь между эволюцией значения ряда коранических терминов и изменением роли Мухаммада, ставшего в мединский период не только духовным вождем, но и политическим лидером" До переезда в Йасриб учение Мухаммада представляло со бой набор бессистемных монотеистических представлений, характерных для арабов и распространенных в арабской языческой среде элементов христианской и иудейской догматики. Проповедуя идею покорности Аллаху и неизбежности наказания противящихся, он совершал традиционный обряд в Каабе, не испытывая никаких препятствий со стороны мекканцев. Историки полагают, что одним из первых обращений Мухаммада к своим последователям было: "О завернувшийся (в плащ)! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И не оказывай милость, стремясь к большему! Й ради Господа твоего терпи!" (74; 1-4, 6,7)2. Во многих сурах этого периода, как бы осуждая богатство мекканцев, звучат призывы к благотворительности, помощи ближним, поношение жадных и богатых, надеящихся, что материальное богатство спасет их от наказания» "Горе всякому хулителю-поносителю, который собрал богатство и приготовил его! Думает он, что богатство его увековечит Так нет же! Будет ввергнут он в сокрушилище" (104; 1-4). В Йасрибе вероучение Мухаммеда приобрело идеологическую самоосознанность, проповедь и молитва, пост внешне уже отличались от языческих, Кааба была выбрана в качестве главной святыни. Этому способствовало то, что большая часть жителей Йасриба признала его пророческую миссию, и из обычного селения оно превратилось для мусульман в город пророка, Мадинат ан-наби, или Медину, а небольшая группа его последователей - в мусульманскую "умму".
С первых десятилетий существования ислама возникла потребность выработки основ экономической деятельности общины (уммы), а в более поздний период - экономической политики самого мусульманского государства. Кроме предписаний и указаний, провозглашенных Мухаммедом, уже во времена "праведных халифов" появилась необходимость исламского (правового) обоснования хозяйственной деятельности государства, так как завоевание новых территорий и народов требовали не только умелого руководства ими, но и утверждения исламских норм и порядков. Социально-экономическая доктрина, в основе своей опирающаяся на Коран и хадйсы Пророка, развивалась в рамках теории мусульманского пра-ва (ал-фикх). С появлением и утверждением правовых школ (маэ- которыми хабов), различия между носили больше частный характер, каждая из них внесла в доктрину свои наиболее типичные ей черты. Ал-фикх, представляющий собой мусульманское право в широком смысле, естественно, сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства. Б первые десятилетия система социальных норм Св том числе и юридических) в арабском обществе не определялась положениями ислама, а состояла преимущественно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали действовать в новых исторических условиях. На завоеванных арабами территориях прежние юридические нормы не подвергались изменениям, если не входили в противоречие с установками ислама. В целом ислам терпимо относился к существовавшим до его возникновения обычаям и порядкам. Развиваясь, правовая система Халифата восприняла отдельные элементы римского (византийского), сасанидского, талмудического и канонического (восточно-христианского) права. Кроме того, в нее вошла часть местных обычаев, что характерно для ислама вообще, которые впоследствии были исламизированы и включены в ал-фикх. Формирование ал-фикха было обусловлено, с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права в соответствие с религиозными ориентирами, а с другой - потребностями регулирования новых зарождавшихся отношений раннефеодального общества. Необходимо отметить, что в начальный период становления ислама различные стороны мусульманского религиозного сознания выступали в нерасчлененном виде. Поэтому в ту пору под ал-фикхом понимали овладение всем комплексом положений новой религии и нормативных предписаний ислама, регулирующих все стороны жизни мусульманина: его поведение и мысли.
Б этом значении ал-фикх совпадал с шариатом. Иге отождествление длилось до Ш в , поскольку ни ал-фикх, ни шариат не выступали в качестве специ- т альных юридических категорий . Шариат - означает дословно "прямой, правильный путь", которому должны следовать правоверные мусульмане, чтобы достичь совершенства, мирского благополучия и подготовить себя к жизни потусторонней. В Коране говорится: "...мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают (45:17), Как шариат, так и ал-фикх представляли собой совокупность обязательных норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через Пророка Мухаммада. Поэтому источниками мусульманского права являются Коран и сунна пророка, в которых воплощено божественное откровение. Среди юридических предписаний, содержащихся в Коране и сунне и регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладали общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно---.. моральных ориентиров. Именно это позволяло правоведам свободно толковать их. Большинство же конкретных правил поведения возникло по частным случаям при решении Мухаммедом конкретных вопросов, конфяиктных ситуаций или при оценке им отдельных фактов. Эти предписания, определяющие убеждения, нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, явились основой формирования правовых норм, регулирующих их поведение. В Коране они зафиксированы так: "Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху... Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" (42:11). Наряду с общепринятыми правовыми нормами, существовали и моральные: правила поведения, вопросы веры и культа, Однако необходимо подчеркнуть, что четкое разграничение правовых и моральных норм в Коране не всегда возможно. Б период правления четырех "праведных" халифов при решении спорных вопросов обращались прежде всего к Корану. По вопросам, не урегулированным Кораном, принимались решения на основании единогласного мнения ближайших сподвижников Мухамма-да по согласованию с правоведами. Вместе с предписаниями Корана эти правила были признаны в качестве нормативных и получили название "высказываний сподвижников . Б результате завоевательных войн арабы столкнулись с наиболее развитыми формами экономической, политической, социальной жизни. Приняв многие нормы феодального права, уже имевшие распространение в этих странах, для выработки своего права мусульмане ссылались на Мухаммеда, чтобы, с одной стороны, придать правовым нормам большую весомость, а с другой - обосновать необходимость неукоснительного подчинения им как юридическим и религиозным предписаниям самого пророка. Так возник второй источник исламского вероучения - сунна (букв."путь, направление, в переносном смысле "обычай, предание"). Официальное признание при Омейядах наряду с Кораном сунны в качестве корня мусульманского учения - "асл" - способствовало собиранию "хади-сов" (рассказов) . Начиная с IX столетия, появляются знаменитые сборники хадисов: Бухари, Муслима и др. Поскольку хадисы собирались без определенного плана, то сунна, как и другие религиозные источники ислама, не сложилась в стройную систему. Становление мусульманского права происходило одновременно с собиранием хадисов, в результате же систематизации последних было обнаружено» что часть вопросов требовала рационального толкования Корана и сунны. Недостаток конкретных юридических предписаний, содержащихся в них, а также нормативных решений, выработанных сподвижниками Мухаммада, требовали от правоведов приспособления положений Корана и сунны к потребностям общественного и экономического развития арабского общества.
Тем самым, первым шагом на пути формирования мусульманской правовой системы явился "рай" - собственное мнение или суждение правоведов при толковании Корана и сунны . В результате его широкого применения в УШ веке в среде мусульманских "факихов" (правоведов) произошел раскол на два течения. Представители одного из них, "асхаб ал-хадис" (приверженцы хадисов), в основном мединцы, продолжали настаивать на строгом следовании слову божьему и его пророка, т.е. Корану и сунне. Сирийские и иракские факихи, сторонники второго течения - "асхаб ар-рай" (приверженцы мнения), допускали использование рационалистического метода, когда для логического заключения по конкретному вопросу могла быть найдена аналогия - "кыяс" - в Коране и сунне. Например, разве не наделил Коран мусульманскую общину правом "предписывать хорошее и запрещать плохое?". Этот постулат согласуется с существовавшим методом старой греческой догматики у философов, грамматиков и медиков покоренных стране Однако сторонники сунны только после длительных споров согласились принять метод столь широкого толкования, установление пределов которого было подчинено соблюдению многочисленных правил, например, таких как "аналогия по отношению к аналогии доказательством не является" и т.п. Поэтому во избежание слишком больших разногласий применение кыяса было обусловлено "иджмой" -согласованным мнением теологов-законоведов. Таким образом, кыяс и иджма также были признаны в качестве корней вероучения и, следовательно, новых источников права . Разногласия между представителями двух течений привели к компромиссному решению - созданию нескольких мазхабов в правоверном исламе (во второй половине УШ-ІХ вв.), сущность которого сводилась к тому, что представители всех правовых школ согласились признать четыре корня вероучения, в то же время рамки использования самостоятельного суждения были сужены. "Рай" - личное мнение - было заменено "иджтихадом", суждением менее произвольным, поскольку оно предполагало заключение по поводу какого-либо вопроса на основе компетентного знания Корана и сунны и понимания их смысла в заданной ситуации.