- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Исламская экономическая методология


 

 

Согласно Монзеру Кафу (1989), экономическая система долж-на быть основана на идеологии, обусловленной системой с двумя основными компонентами, первый из которых – это основные


Основные положения исламской экономической системы

 

положения и цели, а другой состоит из принципов и понятий, относящихся к системе. Другими словами, чтобы понять ислам-скую экономическую систему, необходимо сначала изучить ис-ламскую экономическую методологию.

 

Марк Блауг (1980) считал, что методология определенной со-вокупности знаний должна изучать аспекты, связанные с кон-цепцией, теорией и принципами этих знаний. В связи с этим, исламская экономическая система является отраслью знаний, которой еще только предстоит быть полностью разработанной, отсюда и наличие расхожих мнений в исламской экономической методологии. И хотя трудов по исламской экономической систе-ме множество, многие работы лишь вращаются вокруг концеп-ции, забывая о теории. Мухаммад Кхан (1989) считает, что такого рода работы дают абстрактное представление об учении ввиду того, что они кружатся вокруг комментариев и мнений, вдохнов-ленные доктриной Ислама. Эти произведения не теоретизиро-ваны по своей сути, поскольку они не принимают во внимание фактическое текущее положение человечества. Отсутствие в на-стоящее время трудов, обязательных для чтения, говорит о том, что исламским экономическим знаниям еще предстоит пройти долгий путь в своем развитии. По словам Нежатуллы Сиддики (1982), между различными западными экономическими методо-логиями есть три схожих момента:

 

- основное предположение заключается в том, что человек придает большое значение своему существу, и поступки его рациональны;

 

- его главная цель заключается в извлечении материальной выгоды;

- каждый человек имеет тенденцию увеличивать свои ма­ териальные­ блага, а также владеет знаниями и способностя-ми, позволяющими определить, что для него лучше.

 

Подлинность этой точки зрения должна быть обоснована в исламской экономике. Коран описывает несколько физических атрибутов человека. Ниже приведены некоторые из них:

 

«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан сла­ бым».

 

(Коран 4: 28, перевод Э. Кулиева).


28 Глава 1

 

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, достав­ ляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантара­ ми золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и ни­ вами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения».

 

(Коран 3: 14, перевод Э. Кулиева).

 

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от на­ пасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по по­ воду постигшего его несчастья. Вот как приукрашено пре­ ступникам то, что они совершают».

 

(Коран 10: 12, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 39: 49; 17: 67 и 17: 83).

 

«Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарны».

 

(Коран 27: 73, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 7: 10; 23: 78 и 39: 49).

 

«Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться».

 

(Коран 18: 54, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 17: 89; 14: 34; 25: 50; 30: 8; 22: 66 и 96: 6-7).

«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается до­ бро».

 

(Коран 70: 19-21; перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 17: 100 и 100: 6-8).

 

«Человеку не наскучивает молить о добре, но если его кос­ нется вред, то он отчаивается и теряет надежду».

 

(Коран 41: 49, перевод Э. Кулиева).

 

«Человек сотворен нетерпеливым. Я покажу вам Свои зна­ мения, и посему не торопите Меня».

 

(Коран 21: 37, перевод Э. Кулиева).

 

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого».

 

(Коран 34: 28, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 30: 6; 34: 36; 39: 49 и 45: 26).


Основные положения исламской экономической системы

 

Человек отдает предпочтение материальным вещам, его мож-но очень легко отвратить от правильного пути; частые сомне-ния, колебания, неблагодарность, споры и придирки, скупость, подверженность отчаяниям, поспешность и невежественность – все это отличительные черты человека. Несмотря на то, что эти-ми качествами мы наделены от природы, это вовсе не означа-ет, что мусульмане должны хранить им верность. Мусульманам было дано руководство, принципы, которые должны строго со-блюдаться. В этом заключается одна из уникальностей Ислама. Господь проверяет, насколько верно мусульмане готовы соблю-дать его правила. К примеру, Ислам запрещает своим последо-вателям быть эгоистичными и поощряет не только делиться, но быть готовым идти на жертвы ради других. Многие аяты в Ко-ране призывают мусульман творить добро и восхваляют тех, кто бескорыстен (смотрите Коран 4: 36; 5: 93; 16: 90; 16: 128; 17: 23; 28: 88; 42: 40 и 60: 8). Кроме того, мусульманину считается не-приличным иметь в своем распоряжении огромное количество имущества и материальных ценностей с целью их накопления, так как каждый и все на земле принадлежит Аллаху. К примеру, Всевышний в суре «Корова» стих 107, говорит:

 

«Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и что нет у вас, кроме Аллаха, ни по­ кровителя, ни помощника?».

 

(Коран 2: 107, перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 284; 3: 109, 129; 4: 126, 131-132;

 

● 120; 6: 12; 9: 116; 10: 66; 16: 52, 77; 18: 26;

 

- 6; 21: 19; 22: 64; 24: 42, 64; 25: 2; 30: 26;

 

26; 34: 1; 39: 44; 42: 4, 49, 53; 45: 27;

 

4, 7, 14; 53: 31 и 57: 2, 5).

 

Более того, Сира (традиционная биография) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что он и его сподвижники практиковали весьма умеренную жизнь. Умерен-ность является важным понятием в Исламе. Человек, имеющий обыкновение придерживаться умеренности в своей жизни, спо-собен избежать таких опасностей, как введение в заблуждение различными экстремистскими группами, развитие жадности к богатству, эгоистичности и скупости. Вместо этого, он должен


30 Глава 1

 

участвовать в джихаде (приложение усилий в благом, умение по-жертвовать всем во имя Бога). Следующие стихи и хадисы могут рассматриваться как руководство.

 

«Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла».

 

(Коран 31: 19, перевод Э. Кулиева).

 

«О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте гра­ ницы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступ­ ников».

 

(Коран 5: 87; перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 190; 6: 141; 7: 31, 55; 17: 29, 110; 64: 16 и 73: 20).

Передается со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благосло­ вит его Аллах и приветствует) сказал: «Вера имеет семь­ десят с лишним (или шестьдесят с лишним) ветвей, самая лучшая из них – это слова: "Нет божества, достойного по­ клонения, кроме Аллаха", а самая малая из них – это уда­ ление препятствия с дороги, и стыдливость – тоже одна из ветвей веры».

 

(Аль Бухари и Муслим). Умеренность в жизни мусульман не подразумевает запрет на владение состояниям. В действительности, приобретенные мате-риальные ценности позволили бы мусульманам выполнять такие обязательства, как джихад, выплата закят (милостыня), помощь

 

другим. Аяты 20 и 21 суры «Покаяние» сообщают:

 

«Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими. Господь обра­ дует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Рай­ ских садах, в которых им уготовано вечное блаженство».

(Коран 9: 20-21; перевод Э. Кулиева, смотрите также Коран 2: 43, 110, 177, 195, 277, 267;

 

• 95, 162; 5: 35, 55; 9: 41, 103; 14: 31; 22: 78;

 

6, 69; 34: 39; 45: 15; 57: 10 и 92: 17-18).

 

Помимо этих аятов есть и другие, разъясняющие преиму-щество тех, кто делает людям добро (смотрите также Коран 2: 25, 245, 261, 265; 3: 198; 4: 57, 85, 122, 124, 173; 5: 9; 6: 160;


Основные положения исламской экономической системы

 

10: 26; ll: 23; 14: 23; 15: 45-48; 16: 30, 97; 18: 30 -31; 22: 23, 50; 27: 89; 29: 7, 58; 30:15; 31: 8; 32: 19; 35: 11, 39: 10, 20; 43: 71; 55: 48-76; 56: 11-40; 57: 11, 18; 64:17; 73: 20; 76: 5-6, 12-22; 78: 31-36 и 85: 11).

 

Кроме того, человеку не дано понять, что же является для него лучшим и благом (смотрите Коран 4: 11). Следовательно, чело-век нуждается в руководстве, дабы прожить свою жизнь соглас-но Исламу, а Всевышний Аллах является Всеведущим. В связи с весьма ограниченными знаниями, накопленнми человечеством, обращение людей к Корану и хадисам с целью выполнения сво-их обязательств в этом мире является уместным. Ввиду того, что существует явное различие между западной точкой зрения на экономику и исламской, у экономики Ислама своя платформа для развития. По словам Кхана (1989), исламская экономическая методология должна учитывать следующие моменты:

 

§ основная функция методологии заключается в том, чтобы помочь достичь истины. Следовательно, столпы исламской экономики зиждутся на учении Корана и хадисов, чистота источников и правдивость которых не подлежат сомнению. Созданная человеком методология и его точка зрения имеют весомое значение только в случае отсутствия четкого ответа в Коране и хадисах;

 

§ область исламской экономики содержит в себе исламские ценности, анализ фактического состояния экономики, а так-же преобразование методов и способов традиционной эко-номики в исламскую экономическую модель. Столпы ислам-ской экономики призваны указать направление в решении некоторого количества незначительных вопросов;

 

§ разработка экономической модели включает в себя понятия индуктивного и дедуктивного рассуждений. Это означает, что человек, используя свои умственные способности и ло-гику, приходит к конкретному решению или умозаключе-нию. Индуктивные рассуждения в Исламе не запрещены. Скорее наоборот, в Коране говорится о необходимости со-зерцать естественный мир и аспекты его сотворения. Дедук-тивные рассуждения используются западными экономиста-ми, предполагающие, что человек владеет совершенным зна-


32 Глава 1

 

нием, что позволяет ему предсказывать будущее. Исламская экономика не отрицает данную концепцию, но все же добав-ляет свою модификацию, так как согласно исламскому уче-нию, какими бы знаниями и навыками не обладал человек, он не в силах предугадать и дать точные прогнозы. Таким образом, любая разрабатываемая модель должна принимать во внимание различные факторы и аспекты;

 

- при обсуждении экономических аспектов западная позиция вывела различные допущения. К примеру, человек считается рациональным существом, имеющим собственные интересы и желающим увеличить свою выгоду и т.п. Однако когда речь идет об исламской экономике, любые допущения и предпо-ложения должны быть основаны на Коране и хадисах;

 

- из века в век исламские эксперты и мыслители рассуждали об исламской экономике. В свое время эти мыслители были обеспокоены экономическими вопросами и предпринимали попытки разработать методы их решения. Большинство из этих исламских экспертов использовали междисциплинар-ные методы нормативного характера, и эта традиция должна быть продолжена в современных условиях. В соответствии с этим, в процессе совершенствования знаний исламской эко-

 

номики должны быть объединены и учтены различные об-ласти знаний.

 

Основываясь на вышеописанном анализе можно сделать вы-вод, что исламской экономической системе присущ следующий ряд основных характеристик:

 

(i) исламская экономика отталкивается от двух главных источ-ников – Корана и хадисов, истинность которых не подвер-гается сомнению. В этом одно из отличий исламской эконо-мики от базовой концепции западной экономики, которая, в свою очередь, является сомнительной и склонна со време-нем изменяться;

 

(ii) развитие модели исламской экономики должно происходить путем индуктивного рассуждения. Этот способ анализа по-зволяет объяснить истинность или ложность предположе-ний и прогнозов, основанных на эмпирических доказатель-ствах;


Основные положения исламской экономической системы

 

(iii) исламская экономика основана на таких этических цен-ностях, как справедливость, беспристрастность, умерен-ность, сотрудничество, предупредительность и альтруизм. Все ­элементы исламской экономики должны работать в со-ответствии с этими ценностями;

 

(iv) исламская экономика, по своей сути, является нормативной дисциплиной, то есть имеет полный комплекс правил, кото-рыми пользуются все;

 

(v) исламская экономика учитывает вопросы, которые в тради-ционной экономике не отражены. Большое значение прида-ется конечному достижению, благосостоянию человека, ко-торое, в конечном итоге, станет предпосылкой зарождения благосостояния в обществе.

 

В Исламе развитие совокупности знаний должно быть подчи-нено определенной цели. Если все аспекты исламской религии были приняты во внимание, то можно считать, что цель ислам-ских экономических знаний достигнута.