Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих методов в истории познания известно два:диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирическийи теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания.
Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа его свойств, связей, отношений.
Принцип всесторонности в современном научном исследовании реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Последний позволяет учесть множественность свойств, сторон, отношений и т.п. изучаемых предметов, явлений. Данный подход лежит в основе комплексных, междисциплинарных исследований, позволяющих «свести во едино» многосторонние исследования, объединить полученные разными методами результаты.
Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое время немало трудностей в научном познании.
Прогресс научного познания уже в XIX веке, а тем более в ХХ столетии показал, что любой ученый – в какой бы области знания он ни работал – неизбежно потерпит неудачу в исследовании, если будет рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае окажется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности, как систему.
Система – это всегда некоторая целостность, представляющая собой совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния которой обусловлены не только составом, строением и т.п. составляющих ее элементов, но и характером их взаимных связей.
Для изучения объекта как системы требуется и особый, системный подход к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы по отношению к своим элементам (т.е. что она – как целостность – обладает свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).
Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической методологии к диалектической.
Принцип детерминизма. Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности.
Идея о том, что все существующее возникает или уничтожается в результате действия определенных причин зародилась в глубокой древности при первых попытках осмыслить связь и взаимозависимость вещей.
Классическая наука Нового времени признавала только закономерную связь между состояниями материальных систем, т.е. считалось, что за данным состоянием всегда следует только одно, строго определенное состояние. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей, которые длительное время лежали в основе научного и философского (метафизико-механистического) миропонимания. Динамическая закономерность есть форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшие состояния системы.
Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм – концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер.
Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании.
Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из принципиальных отличий диалектического метода от метафизического. Мы не получим истинного знания, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объекта, историю его возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также предсказать его будущее.
Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).
При историческом подходе история объекта воспроизводится в точности, во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т.д.
При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при этом она подвергается определенным логическим преобразованиям: обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и освобождается в то же время от всего случайного, несущественного, наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.
Выбор того или иного – исторического или логического – подхода в познании обусловливается природой изучаемого объекта, целями исследования и другими обстоятельствами. В то же время в реальном процессе познания оба указанных подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не обходится без какого-то логического осмысления фактов истории развития изучаемого объекта. Логический же анализ развития объекта не противоречит его подлинной истории, исходит из нее.
Логико-исторический подход, опирающийся на мощь теоретического мышления, позволяет исследователю достичь логически реконструированного, обобщенного отражения исторического развития
Фундамент диалектической логикисоставляют основные принципы диалектики – принципы развития и взаимосвязи. Сущность данных принципов:
Во-первых, любое сущее подвержено закономерным и необратимым качественным изменениям ― развитию;
Во-вторых, оно находится в связи (непосредственной или опосредованной) с другими вещами и явлениями и определенной зависимости от них.
На основе всеобщих принципов диалектики, определяющих способ действия субъекта познания, формулируютсярегулятивные принципы, нормативные требования и предписания, к которым, прежде всего, относятся:
Объективность – диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерных и всеобщих формах.
Всесторонность – диалектический принцип, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.
Историзм – диалектический принцип, методологическое выражение саморазвития действительности в его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства прошлого, настоящего и будущего.
Принцип противоречия – диалектический принцип научного познания, имеющий основой реальные противоречия, выступающие источником развития вещей и явлений.
Конкретность – философская категория, выражающая вещь или систему вещей в совокупности всех их сторон и связей, отражающая как чувственно-конкретное (эмпирический этап), так и мысленно-конкретное (теоретический этап) в познании.
Базисные принципы диалектики в процессе научного исследования проявляются и дополняются системой законов диалектики. Это законы, отражающие наиболее существенные, необходимые и всеобщие связи и зависимости, определяющие развитие мира и отдельных его сторон. К основным законам диалектики относятся:
Закон единства и взаимодействия противоположностей(раскрывает причину развития): основным источником(причиной) развития сущего служат его внутренние противоречия и взаимодействие противоположных элементов, свойств, связей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(раскрывает механизм развития):постепенные количественные изменения любого сущего (например, рост объема научного знания) рано или поздно нарушают его меру (устойчивое единство количественных и качественных характеристик), что и вызывает скачок ―переход от старого качества в новое качественное состояние («научная революция»). Это, в свою очередь, оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений (дальнейшее развитие «нормальной науки»).
Закон отрицания отрицания(определяет форму и направление развития): выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития; его форма –спираль, а не круг и не прямая линия. При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные ступени, но иначе, на более высокой основе. Т.о., любое развитие есть, с одной стороны, движение сущего вперед, к новому качеству, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств старого, "возврат якобы к старому", что обеспечивает преемственность в развитии. В динамике научного познания, «развитие по спирали» осуществляется как движение «тезис – антитезис – синтез»; «теория – практика – новая теория», где каждый третий виток есть отрицание отрицания.