- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Исторические типы брачно-семейных отношений. Современные формы семьи и брака.



Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

В истории человечества можно выделить следующие системы брачных отношений:

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе такое ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени. На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называетсяэндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Матриархат и патриархат. В ранний период первобытнообщинного строя главная роль в сохранении рода, в воспроизводстве детей и наследовании имущества принадлежала женщине. Семья, в которой главная роль отводилась матери, называется матриархальной. Позже преобладающую роль в семье приобрели мужчины, семья стала патриархальной. Буквальное значение слова «матриархат» - власть матерей, его общепринятое понимание - женовластие. В школе нас учили, что в древнейшей истории человечества женовластие (матриархат) предшествовало мужевластию (патриархату). «Социологическая энциклопедия» дает следующее определение матриархата: «Матриархат (от лат. mater мать + греч. arcke власть), термин, обычно используемый как парный и противоположный по смыслу патриархату. Традиционно использовался в антропологии с 19 века и в истории для обозначения типа общества, в котором правят женщины. Само историческое существование данного типа общества и типа семьи подтвердить или опровергнуть с помощью археологии или фактов антропологии трудно…»[6] Итак, матриархат - гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины,матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностъю называется такое положение, когда происхождение и наследование определяется по материнской линии. Матрилокальность - обычай проживания супругов в общине жены. Другими словами, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей. Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархатной теории общественного устройства, созданной еще Платоном и Аристотелем. Аристотель, говоря о происхождении государства в «Политике», считал, что изначальным видом человеческого общежития была патриархатная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения - государства. Швейцарский ученый И. Я. Бахофен в своей книге «Материнское право» (1861), основываясь на материалах античной мифологии, доказывал, что в древнейшей истории человечества патриархатным порядкам предшествовали материнский счет родства и наследование по материнской линии. Бахофен называл такое социальное устройствогинекократией. Л. Г. Морган, американский антрополог, продолжил теорию Бахофена и в своей книге «Древнее общество» (1877), опираясь преимущественно на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату - матриархат. Создание в противовес патриархатной теории концепции матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для того времени большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшего в основе европейского общественного устройства. Поэтому естественно, что Ф. Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) развил концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе.

Когда речь заходит о семье, мы представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, илинуклеарной. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная (или расширенная) семьяосновывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семьяпредставляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. В родственных же семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

По наличию и количеству детей семья может быть бездетной, малодетной (1-2 ребенка) и многодетной. По количеству супругов –полной и неполной. По социальному происхождению различают семьи рабочих, служащих, интеллигенции и т. д. По национальному составу - семьи мононациональные и полинациональные. По распределению власти в семье выделяют семьи авторитарные, демократические (эгалитарные) и анархические.

Кроме того, в социальной практике встречаются новые, достаточно устойчивые способы организации семейной жизни, которые можно назвать альтернативными формами семьи:

o Незарегистрированный брак – отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в настоящее время законодательству влечет всю ту же ответственность, что и брак зарегистрированный.

o Однополая семья. Первой узаконила однополые брачные союзы Дания, ее примеру последовали Норвегия и Швеция, еще несколько стран (последней по времени однополые союзы легализовала Великобритания в 2001 году), теперь это обсуждают в других странах. На первый взгляд, зачем нужно регистрировать сожительства, в которых нет детей? Даже многие гетеросексуальные пары предпочитают обходиться без вмешательства государства. Однако регистрация брака дает значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Кроме того, можно ли упрекать людей в сексуальной распущенности и одновременно отказывать им в праве узаконить свои стабильные отношения?

o Ограниченная временем семья (сезонный брак): брак заключается на определенный период, по истечении которого считается автоматически расторгнутым. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются. В сентябре 2007 года одна из кандидаток на пост председателя германского Христианско-социального союза Габриэле Паули, известная своими революционными инициативами, предложила ограничить продолжительность брака в Германии 7 годами. По ее мнению, чтобы «союз двух сердец» не превращался в рутину, по прошествии этого срока он должен быть автоматически расторгнут и возобновлен только при условии взаимного согласия бывших супругов. [Беларусь сегодня, 25.09.07.]

o Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок.

o Встречающаяся семья (гостевой или экстерриториальный брак): пара зарегистрирована, но живет отдельно, каждый у себя.

o Шведская семья (коммунальный брак): семья, в которой живут несколько мужчин и женщин, своеобразная маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

o Открытая семья: распространенный вариант, в котором супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи. Варианты отношений в такой семье представлены как сексуальной свободой одного из супругов при молчаливом попустительстве второй половины до общего увлечения групповым сексом, свингингом и участием в клубах по обмену брачными партнерами.

Известный американский футуролог Алвин Тоффлер в книге «Футурошок» указывает на следующие перспективные формы семейных отношений.

Бэбиториум. Благодаря новым технологиям рождения становится возможным заранее установить пол ребенка и даже запрограммировать его конкретные параметры. Возможность купить сперму и эмбрион, обеспечить себе двойню или тройню, имплантации эмбриона суррогатной матери, выращивание детей in vitro – все это уничтожает обаяние беременности и родов, ведет к исчезновению культа материнства. Генетически не исключено двойное отцовство. Поскольку эмбрионы можно приобрести в любом возрасте, то возможны малолетние и престарелые родители с собственными младенцами.

Профессиональное родительство. Детей больше нельзя доверять дилетантам. Дипломированные профессиональные родители возглавят хорошо оплачиваемые многопоколенные семьи, принимающие по долгосрочным контрактам на воспитание детей. По мере выпуска одних, такие семьи принимали бы других детей.

Модульная семья. Удачливые специалисты и менеджеры больше не отождествляют себя с семьями. Прибывая по приглашению корпорации на новое место занятости и не рассчитывая работать здесь более года, они поселяются в семью с вакантным местом отца семейства. Эта семьяпредоставляется корпорацией и работает на корпорацию.

Гостевые браки. Супружеские отношения будут занимать не все время, а проходить сеансами. Несколько раз в неделю, в месяц, или даже в год, муж и жена живут вместе, семьей. Все остальное время каждый из них свободен от рутины повседневных обязанностей и живет своей жизнью.

Экстерриториальные браки. И у нее, и у него – свой дом, совместное хозяйство они не ведут. Встречаются на работе, вместе ужинают в кафе, проводят отпуск вдвоем, ходят в гости друг к другу. Такие браки ограничивают возможность партнеров вмешиваться в привычки и стиль жизни друг друга, увеличивают потенциал их самореализации, но и создают определенные сложности в воспитании детей и уходе за ними.

Совокупная семья. Две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи. Сейчас полагают, что 25% американских детей являются или скоро будут членами таких семей. Такие семьи со многими родителями могут стать основной формой семьи будущего. Распространение этого типа семьи сопровождается увеличением случаев завязывания половой связи между приемными родителями и неродными детьми. При растущей временности последовательных моногамных браков клан «полуродных» детей приобретает не только множество «полуродных» родителей, братьев и сестер, но и бесчисленное множество тетей и дядей, бабушек и дедушек.