- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Исторический анализ понятия «детство».



Психологический возраст не равен биологическому. Если 200 лет назад немецкий парламент обсуждал вопрос взрослой ответственности с 12 или 13 лет, то сейчас 18 лет (а кто-то не берет до старости).

Детство – это период от новорожденности до социальной и психологической зрелости.

1. Детство – период парадоксов ()Д.Б. Эльконин). Известно, что человек наиболее совершенное существо в природе, но по состоянию в момент рождения его нельзя назвать совершенным, т.к. у ребенка отсутствуют какие бы то ни было готовые формы поведения. Несмотря на прошедшие тысячелетия, современный новорожденный ничем не отличается от новорожденного 1000 лет назад. Парадокс, определяющий детство: чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее он при рождении – недостаточность инстинктивных программ, зато пластичнее психика.

2. Детство ребенка и законы его становления нельзя изучать вне законов человеческого общества (длительность детства обусловлена уровнем материальной и духовной культуры общества - чем выше развитие общества, тем больше времени требуется для подготовки человека как полноценного и адекватного участника этой жизни, т.е. период детства удлиняется.).

Одним из критериев психологического возраста является социально-исторические условия жизни индивида. Понятие психологического возраста зависит от тех требований, которые предъявляются ребенку в данном обществе и в той микросреде, в которой он живет. В годы испытаний, войн дети взрослеют быстрее: у Некрасова 6 лет полноценный мужчина, в ВОв стояли у станков и т.д.

3. Исторический ракурс: в систему общественных отношений в первобытно общинном обществе (в стаде) мог быть включен, а следовательно и прокормить себя мог с момента формирования способности к сбору кореньев – самое короткое детство, с появлением орудий труда и средств производства времени требовалось больше – играя с маленьким скребком, ножом, учится, гончарный станок в уменьшенной копии не позволяет делать горшки и появляется учебная деятельность – период детства увеличивается. Игровая деятельность появляется тогда, когда уменьшенными копиями ребенок не может научиться.Д.Б. Эльконин считал, что детство возникает тогда, когда ребенка еще нельзя включить в систему общественного производства.

В ходе истории развития человечества (филогенетически)в связи с развитием орудий труда последовательность возникновения основных видов деятельности такова: трудовая, учебная, игровая. В онтогенезе – игровая, учебная, игровая.

4. Детство в истории культуры бедно представлено, т.е. экспериментальные факты изучения детства представлены, но очень важна теоретическая разработка вопросов о происхождении детства. Из российских ученых: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин. Зарубежные психологи исторически понятие детства связывают с социальным статусом (круг прав и обязанностей). Французский историк, демограф Филипп Ариес сделал несколько классических открытий: долгое время понятие детство не имело значения, До этого времени фактически и не было знаний об особенностях и природе детства. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным, в Германии ребенок тождественно дурак. Никто не считал, как обычно мы полагаем сейчас, что каждый ребенок уже заключает в себе человеческую личность. Безразличие к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

Первым признаком преодоления безразличия к детству служит появление в XVI в. надгробных барельефов и портретов умерших детей. Их смерть, как пишет Ф. Арьес, начала переживаться как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие.

Одежда стала называться детской и разделяться для девочек и мальчиков (до этого маленькие копии взрослой). Появление детской одежды соотносят с периодом открытия детства, это позволило описать полный цикл человеческой жизни, в 16-17 в. впервые описывается терминология, употребляемая сейчас: юность, молодость, детство, отрочество.

Появляется эмоциональный интерес к особенностям поведения маленького ребенка и его языку — люди развлекались (как, впрочем, и сейчас), собирая забавные выражения детей, подражая их речи, используя их словарь, а также привлекая к общению с детьми "язык кормилиц" и нянь. Понятие детства не следует смешивать с любовью к детям, оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого. В Средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он начинал автоматически причисляться к обществу взрослых. Новое время, особенно XVII и XVIII вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

5. "Психогенная теория истории" (психоистория) Л. Демоза.

Психоистория, по Л. Демозу, — это независимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей. Центральной силой исторического изменения, по Л. Демозу, являются не техника и экономика, а "психогенные" изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей.

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи. Причина – низкий уровень материального производства.

2. Бросающий стиль (IV—XIII вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них — оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи — "лепка" характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, "выколачивая" своеволие как злое начало.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX — середина XX в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, от фрейдовской "канализации импульсов" до скиннеровского бихевиоризма и социологического функционализма, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

6. Помогающий стиль (начинается в середине XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или "формировать" его как личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда — стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д.

6. Детская психология зародилась как ветвь сравнительной в конце 19 в., точка отсчета – книга Вильгельма Приера «Душа ребенка» 1881 г, в которой автор описал наблюдения развития чувствительности ребенка и некоторых эмоциональных состояний от 5 минут рождения до 1 года.