- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

История этнологической науки.



 

 

За предыдущие годы было накоплено очень много фактического материала по этнографии всех частей света.

Термин «этнология» был предложен французским физиком Жан-Жаком Ампером. Он разработал в 1830 г. схему общей классификации антропологических (т.е. гуманитарных) наук и определил среди них место этнологии.

Рост интереса к изучению народов, особенно внеевропейских, диктовался прежде всего практическими потребностями – знания о народах и их обычаях были необходимы при управлении колониями, при торговле с ними.

В один из китайских портов прибыл груз столовых ножей и вилок, которые китайцы не стали покупать, так как пользовались при еде палочками.

Зарождение этнологии падает на 60-70 гг. Х1Х в. В это время выходят классические сочинения по истории человеческой культуры, построенные на этнографическом материале. Появляются общие концепции, осмысляющие факты этнологии.

 

Наиболее общая – эволюционная концепция.

Теория эволюционизма – первая значимая школа в этнологии – зародилась в конце ХУ111 в. и получила широкое распространение в течение Х1Х века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое отражение во всех естественных и общественных науках того времени, а именно – теорией развития. В классической форме теорию эволюционизма и естественного отбора изложил Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов», вышедшей в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований. Основная идея эволюционизма – идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия в культуре. Развитие человечества и его культуры однолинейно – от простого к сложному.

Одним из первых с идеями эволюционизма выступил Адольф Бастиан (1826-1905). Врач, психолог, путешественник, он провел около одной трети своей жизни в путешествиях, побывал во всех частях света. Из путешествий привозил многочисленные этнографические коллекции, которые легли в основу Берлинского музея народоведения. Бастиан писал в высшей степени сбивчиво и многословно, что затрудняет восприятие и возможность использования его трудов.

Бастиан считал психологию наукой будущего. Он утверждал, что единство человеческой психики, то есть стихийная (элементарная) мысль обусловливает единство человеческой культуры. Каждый народ развивает сам из себя определенный круг идей, и пока народ живет обособленной жизнью, этот круг идей остается постоянным. Контакт с другими народами порождает новые идеи и побуждает народ к действию. Естественная и искусственная изоляция приводят к застою в развитии Бастиан предпринял попытку свести всю историю человечества к психологии, развитию элементарных или народных мыслей. Элементарная мысль – то же, что атомы в физике или молекулы в химии. Если обнаружить, вычленить такие мысли, можно расшифровать этническую психологию коренных народов. Из всех эволюционистов Бастиан был самым идеалистическим.

 

Джон Фергюссон Мак-Леннан (1827-1881), Англия.

«Первобытный брак», 1865.

Концепция Мак-Леннана – первая концепция происхождения брака и семьи. Мак-Леннан дал толкование происхождению эндогамии и экзогамии. Первоначально возникла экзогамии в результате традиции умерщвления младенцев женского пола. Нехватка женщин компенсировалась за счет умыкания их из других племен. Отсюда же многомужество, полиандрия и женский счет родства. Полиандрия имела 2 типа – тибетский тип – когда все мужья женщины – родные братья и наярский тип – когда мужья не родственны между собой. Постепенно, когда соотношение полов выровнялись, потребность в умыкании исчезла, появилась эндогамия и отцовский счет родства. Большинство современных исследователей отвергли концепцию Мак-Леннана как несостоятельную обычай убийства девочек распространен не у всех народов. Практически у всех народов балансировалась численность населения, но объяснить именно этим появление эндогамии невозможно. До сих пор ученым не удалось создать толковую концепцию брака и семьи.

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903), Англия.

Английский философ-позитивист. Был наиболее сильным теоретиком из плеяды эволюционистов. Он не был этнографом или этнологом, он – социолог, решающий теоретические проблемы этнологии.

«Основы социологии», 1876 – 1896.

Эволюционисты традиционно грешили аналогиями между биологической системой и обществом. Спенсер довел эту идею до абсолюта. Он уподобляет общество живому организму: пути сообщения – сосуды системы, товарное обращение – движение питательных соков. Общественное развитие происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Внешние – влияние географической среды и соседних обществ, внутренние – физическая природа человека, расовый признак, психологические качества народа. Природа в своем развитии проходит 3 стадии – неорганического развития, органического и надорганического или социального.

Спенсер также занимается вопросами происхождения религий. Делает вывод что все религии произошли из первобытных представлений о душе, из веры в посмертное существование и культа предков.

 

Эдуард Тэйлор (1832-1917, Англия.

Основной труд его – «Первобытная культура», 1871.

Тайлор рассматривал историю культуры человечества как часть истории природы. Разнообразные формы культуры проходили стадии постепенного развития, и которых каждая является продуктом прошлой и играет роль в формировании будущей. Эти стадии развития соединяют в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества от самых отсталых до наиболее цивилизованных. Тэйлор допускает, что в истории можно обнаружить не только прогресс, но и вырождение. Все явления культуры уподобляются видам растений и животных.

Получила большую известность и анимистическая теория Тэйлора. в основе религии и верований дикарей лежит вера в душу и духов. Это «минимум религии». Вера в духов – это анимизм. Корни анимизма – в «философствовании дикаря», когда он наблюдал такие интересные явления как сон, сновидения, обмороки и т.д. объяснялись эти явления следующим образом: в каждом человеке есть душа, и все эти явления объясняются тем, что душа временно покидала человека. Идея души со временем переросла в более сложное религиозное представление о духах природы, богах. Таким образом, в основе всех религий лежит анимизм.

 

Льюис Морган (1818 – 1881).

1851 «Союз ирокезов»

1877 «»Древнее общество»

основные идеи – именно род был первичной клеткой всех первобытных обществ. История человека прошла 2 больших периода: ранний – социальная организация основана на родах, фратриях и племенах; и поздний – организация политическая, основана на собственности. Род – один из древнейших и наиболее распространенных учреждений человека. Тэйлор отталкивался от идеи материнского счета родства. Заявлял, что первичен – материнский род, чему нашел блестящие доказательства на основании изучения быта ирокезов.

1871 – «Системы родства и свойства»

история человечества делится на этнические периоды - период дикости, варварства и цивилизации.

 

 

Кон.Х1Х – нач. ХХ в.

1890 год принято считать началом нового этапа в истории этнологии. Появляются кадры профессионально подготовленных ученых-этнологов, в основном концентрировавшихся в музеях. Возникают многие этнографические музеи, журналы, появляется обширная литература, на мировой этнографической карте к 14 году остается совсем мало белых пятен.

Это стимулировало развитие масштабных этнологических исследований. Происходит корректировка схем, предложенных эволюционистами. Ряд исследователей посвящают свои труды истории семьи и брака.

 

Конрад Старке

1888 – «Первобытная семья, ее возникновение и развитие»

Старке критикует Моргана. Он утверждает, что основа общества – семья, которая строилась на общности хозяйства, а не кровном родстве. Семья базируется не на взаимном биологическом влечении полов, а именно на хозяйственных связях. Старке выступает против первенства матриархата и считает, что парный брак существовал всегда.

 

Из новых проблем, которые начали исследоваться в этот период нужно назвать историю хозяйства и экономических отношений.

Эдуард Хан (1856 – 1828)

Немецкий географ и зоолог. Хан критикует трехступенчатую схему развития человечества (охота – скотоводство – земледелие).

1896 «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека»

1. древнейшая стадия человеческого хозяйства – собирательное хозяйство

2. примитивное земледелие

3. одомашнивание животных и скотоводство.

Это более трудная проблема. Одомашнить животных могли только земледельцы с их устойчивым укладом. Древнейший вид скотоводства – крупный рогатый скот – одомашнен не по утилитарным, а по религиозным причинам. Луна – божество, связанное с женским началом и с плодородием. То же – корова, поскольку коровьи рога – в форме полумесяца. Крупный рогатый скот – священное животное богини луны. Постепенно крупный рогатый скот стал размножаться и люди стали употреблять в пищу молоко. Религиозные мотивы лежали и в основе изобретения плужного земледелия – ритуальное оплодотворение земли.

 

 

Джэмс Фрэзер (1854-1941)

Английский этнолог и фольклорист

«Золотая ветвь»

главная идея – общая концепция о последовательности стадий умственного развития человечества.

1. Магия. Человек верит в свою колдовскую силу, способную вызывать и прекращать дождь.

2. Религия. Человек разуверился в своем могуществе, стал приписывать эту силу духам и богам, к которым стал обращаться с молитвой.

3. Наука. Человек делает вывод, что не он сам, не боги управляют ходом вещей в мире, а законы природы.

 

 

Диффузионизм.

 

Диффузия – разлитие, растекание (из физики). Как научное направление в этнологии оформился в начале ХХ века. Основная идея диффузионизма состояла в сведении всей истории человечества к явлениям контакта, столкновения и переноса культур. Культура распространяется через контакты между народами – через торговлю, завоевания, переселения и т.д. диффузия признается главным содержанием исторического процесса. Диффузионизм возникает как отрицание эволюционизма. Была сделана попытка снять, упразднить само понятие эволюции, исторического прогресса, заменить его понятием культурной диффузии, то есть, пространственного перемещения культурных объектов.