Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
050111 Изобразительное искусство
Степень выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
Заочная
Ижевск 2015
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «История изобразительного искусства» - формирование у студентов знаний по истории изобразительного искусства.
Задачи освоения дисциплины:
- изучить исторические и социально-экономические условия формирования особенностей искусства изучаемых периодов;
- выявить закономерности развития и взаимосвязи искусства разных периодов на примере наиболее значимых памятников, творчества наиболее известных художников;
- оказать действенное влияние на расширение кругозора обучающегося, на формирование его личности;
- способствовать формированию необходимых студенту компетенций по усвоению специальных знаний, умений и навыков для профессионального становления;
- оказывать воздействие на нравственное и эстетическое воспитание студентов посредством знакомства с этическими и эстетическими функциями произведений искусства и архитектуры.
Изучение данного курса предполагает использование полученных знаний в дальнейшей практической деятельности будущего специалиста по избранному направлению и профилям.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в вариативную составляющую базовой части общепрофессионального цикла.
Дисциплина адресована студентам 4 курса 7,8 семестра направления 050100 Педагогическое образование, профиля подготовки 050111 – изобразительное искусство.
Изучению дисциплины предшествуют дисциплины: история, культурология, живопись, рисунок, скульптура, композиция, основы декоративно-прикладного искусства.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции на пороговом уровне:
ОК-1 (владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);
ОК-3(способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества);
ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям).
ОК-15 (способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества)
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин цикла базовой и вариативной части ООП.
Программа 4 курса 7,8 семестра построена по линейно-хронологическому, блочно-модульному принципу, в ней выделены следующие разделы:
1. Древнерусское искусство
2. Русское искусство ХVIII в.
3. Русское искусство 1-й пол ХIХ в.
4. Русское искусство 2-й пол ХIХ в.
5. Русское искусство кон. ХIХ – нач. ХХ в.
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1 (владеет культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);
ОК-3(способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества);
ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям).
ОК-15 (способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- общие тенденции и основные этапы истории искусства;
- теорию видов, жанров, стилей в искусстве;
- творческие биографии выдающихся мастеров, их роль в формировании национальных школ;
- основные произведения искусства;
- основы художественного языка произведений изобразительного искусства.
Уметь:
- делать обобщения и выводы.
- планировать и вести самостоятельную работу
- пользоваться источниками и литературой по курсу
- формулировать и обосновывать собственную точку зрения,
Владеть:
- навыками написания и оформления письменных работ
- навыками устных выступлений
- навыками самостоятельного анализа художественного процесса и памятников искусства
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
И формируемых компетенций
№ | Разделы, темы дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля усп-сти | Формируемые компетенции (код) | ||||||
Лекц | Практ. | См.р. | ОК -1 | ОК -3 | ОК -14 | ОК-15 | Всего | ||||
7 семестр | Семинар Пров.р. | ||||||||||
1. | Древнерусское искусство | ||||||||||
1.1. | Общая характеристика древнерусского искусства. Эволюция храмовой архитектуры в домонгольский период. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинару | - | - | + | + | + | + | |||||
1.2. | Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. | - | - | + | + | + | + | ||||
1.3. | Русская иконопись ХI-ХIV вв.: технология, язык, эволюция. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинару | - | - | + | + | + | + | |||||
1.4. | Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. | - | - | + | + | + | + | ||||
1.5. | Искусство русского централизованного государства. | - | - | + | + | + | + | ||||
1.6. | Переходный характер искусства ХVIIв. | - | - | + | + | + | + | ||||
2. | Русское искусство ХVIII века | - | |||||||||
2.1. | Общий характер искусства Петровской эпохи | - | + | + | + | + | |||||
Подготовка к семинару | - | - | + | + | + | + | |||||
2.2. | Творчество И.Никитина в русле портретной живописи 1-й пол. ХVIII в. | - | - | + | + | + | + | ||||
2.3. | Историческая характеристика искусства 2-й пол. ХVIII века. Стиль «классицизм» в скульптуре, живописи. | - | - | + | + | + | + | ||||
2.4. | Стиль «классицизм» в архитектуре 2-й пол ХVIII века. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинару | + | + | + | + | |||||||
2.5. | Идеи Просвещения в портрете 2-й пол. ХVIII в. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к зачету | - | - | + | + | + | + | |||||
Форма аттестации - зачет | |||||||||||
8 семестр | |||||||||||
3. | Русское искусство 1-й пол. ХIХ в. | ||||||||||
3.1. | Историческая хар-ка искусства 1-й трети ХIХ в. «Русский ампир» как завершающий этап и высшая стадия классицизма. | - | - | + | + | + | + | ||||
3.2. | Синтез классицизма и романтизма в портрете, пейзаже 1-й пол. ХIХ в. | - | - | + | + | + | + | ||||
3.3. | Стилевое своеобразие исторической живописи 1-й пол. ХIХ в. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинару | + | + | + | + | |||||||
3.4. | Ранний реализм в живописи А.Г. Венецианова. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинару | + | + | + | + | |||||||
3.5. | Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова | - | - | + | + | + | + | ||||
Русское искусство 2-й пол. ХIХ в. | |||||||||||
4.1. | Историческая характеристика искусства 2-й пол. ХIХ в. Жанровая, портретная, пейзажная живопись передвижников. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинарскому занятию | - | - | + | + | + | + | |||||
4.2. | Значение творчества В.И. Сурикова. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к семинарскому занятию | - | - | + | + | + | + | |||||
4.3. | Историческая характеристика искусства кон. ХIХ - нач. ХХ в. | - | - | + | + | + | + | ||||
Подготовка к курсовой работе | + | + | + | + | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||||
Форма аттестации - экзамен |
5. Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Раздел 1. Древнерусское искусство
Тема 1.1. Общая характеристика древнерусского искусства. Эволюция храмовой архитектуры в домонгольский период (ХI-ХII вв.) – 2 ч.
Культурное содержание крещения Руси. Общие черты древнерусского искусства. Храмовая архитектура. Храм Святой Софии: планировка, техника строительства, композиция, влияние византийского искусства и народного зодчества. Мозаики и фрески собора Св. Софии. Цель и символика ансамбля, связь с христианским мировоззрением. Сравнительная характеристика Софийских соборов в Киеве и в Новгороде. Анализ новгородских храмов начала ХII в. (Николо-Дворищенский, Антониева и Юрьева монастырей). Сравнение их с посадскими храмами второй половины ХII в. Местные черты фресковой живописи.