- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

История литературы Соединенных Штатов Америки

Содержание
Вступительноеслово
XVIIIвек                     
XIX век
Американскаяновелла XIX века
XX век                                             Литература                                     
Америка, как известно, была официально открытагенуэзцем Колумбом в 1492 году. Но по воли случая получила имя флорентийца Америго.
Открытие Нового Светаявилось величайшим событием в глобальной истории человечества. Не говоря уже отом, что оно рассеяло много ложных представлений о нашей планете, чтосодействовало значительным сдвигам в экономической жизни Европы и вызвало волнуэмиграции на новый континент, оно, кроме того, повлияло на изменение духовногоклимата в странах с христианским вероисповеданием (т.к. в конце века христианекак всегда ожидали «конец света», «страшный суд» и т.п.).
         Америкадала обильную пищу для самых восторженных мечтаний европейских мыслителей обобществе без государства, без обычных для Старого Света социальных пороков.Страна новых возможностей, страна, где можно построить совсем другую жизнь.Страна, где все ново и чисто, где цивилизованный человек еще ничего не успелиспортить. А ведь там можно избежать всех ошибок, совершенных в Старом Свете, –так думали европейские гуманисты в XVI, XVII веках. И все эти мысли, воззренияи надежды, конечно, находили отклик в литературе, как в европейской, так и вамериканской.
Однако в реальности все получилось совсемпо-другому. История заселения новооткрытых земель выходцами из Европы былакровавой. А эту правду жизни решились показать далеко не все писатели тоговремени (в своих произведениях отразили это испанцы Лас Касасаи Гомара).
В речевом обиходе наших дней именем «Америка»обычно называют только часть того огромного континента, который был открыт вконце XVI столетия, а именно Соединенные Штаты. Об этой части американскогоконтинента и пойдет речь.
С XVII столетия началось заселение этойтерритории выходцами из Европы. Продолжалось оно и в XVIII, и в XIX веках. ВXVII веке возникло государство, называвшееся Новой Англией и подчиненноеанглийскому королю и парламенту. И лишь только в 70-е годы XVIII столетия 13штатов набрали в себе силы, чтобы заставить Англию признать их независимость.Таким образом, появилось новое государство – Соединенные Штаты Америки.
Художественная литература в собственном смысле словаи в том качестве, которое позволяет ей войти в историю мировой литературы,начинается в Америке только в XIX веке, когда на литературной арене появилисьтакие писатели, как Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер.
В период первых поселенцев, в XVII столетии,когда только начиналось освоение новых земель, основание первых поселков – былоеще не до литературы. Лишь некоторые поселенцы вели дневники, записи, хроники.Хотя душа их авторов еще жила Англией, ее политическими и религиознымипроблемами. Особого литературного интереса они не представляют, а более ценныкак живая картина первых поселенцев Америки, рассказ о нелегких днях обживания новых мест, тяжелых испытаниях и т.п. Вотнесколько известных дневников: Джена Уинтропа за 1630-1649 гг., «История Новой Англии», Уильяма Бредфорда «История поселения в Плимуте» (1630-1651),Джона Смита «Общая история Виргинии, Новой Англии иЛетних островов» (1624).
Из произведений чисто литературных следует,пожалуй, упомянуть о стихах поэтессы Анны Бредстрит(1612-1672), религиозно-назидательных, весьма посредственных, но тешивших сердцапервых поселенцев (поэмы-диалоги «Квартеты»).
XVIII век
XVIII век в Америке проходитпод флагом борьбы за независимоть. Центральное местозанимают идеи Просвещения, пришедшие из Англии и Франции. В Новой Англиивыросли города, были созданы университеты, стали выходить газеты. Появились ипервые литературные ласточки: романы, создававшиеся под влиянием английскойпросветительской литературы и «готического» романа, Генри Брекенриджа(1748-1816) – «Современное рыцарство, или Приключения капитана Джона Фаррато и Тига О’Ригена, его слуги», БрокденаБрауна (1771-1810) – «Виланд», «Ормонд»,«Артур Мервин»; поэмы ТимотиДуайт (1752-1818) – «Завоевания Ханаана», «Гринфильд Хилл».
Вторая половина векаознаменовалась появлением большой группы поэтов, отражавших в своихпроизведениях политические страсти эпохи. Условно их разделяли на сочувствующихфедералистам (самая известная группа – «университетские поэты») и сторонниковреволюции и демократического правительства. Один из наиболее значимых поэтов,единомышленник Пейна и Джефферсона– Филипп Френо (1752 – 1832). В своих стихах яркоотразил политические события в стране, хотя позже разочаровался в новойамериканской действительности. В своих лучших стихах воспевал природу иразмышлял о вечной жизни. Уже в творчестве Френолегко уловить зачатки романтизма, который полностью сформируется в США только вXIX веке.
Однако главное достояние американскойлитературы XVIII столетия составила ее просветительскаяпублицистикас именами Бенджамина Франклина, ТомасаДжефферсона и Томаса Пейна. Эти три человека вошли в историю общественной мыслиАмерики, они оставили заметный след в истории мировой литературы.
ТомасДжефферсон(1743-1826),автор Декларации независимости, третий президент США, – личность  бесспорно талантливая и оригинальная. Ученый,философ, изобретатель, обладавший большим и разносторонними познаниями, ондолжен быть упомянут в истории литературы как блестящий стилист, обладавшийясным, четким и образным языком литератора. Его «Заметки о Виргинии»,его «Общий обзор прав Британской империи» ценились современниками не только завыражение в них мысли, но и за литературные достоинства. Математика,архитектура, астрономия, естественные науки, лингвистика (составление словарейиндейских языков), история, музыка – все это составляло предмет увлечений изнаний этого человека.
БенджаминФранклин (1706-1790)принадлежал к плеядеблестящих и универсальных умов XVIII века. Общественная мысль в Америкеформировалась под воздействием этого могучего ума, гениального самоучки.
         В течение25 лет Франклин издавал знаменитый календарь «Альманах простака Ричарда»,который в Америке выполнял роль своеобразной энциклопедии, собрания научныхсведений и в то же время остроумных житейских наставлений. Он печатал газету.Организовал в Филадельфии публичную библиотеку, больницу, писал философскиесочинения. Свою жизнь он описал в «Автобиографии» (вышла посмертно в 1791 г.).Его «Поучения простака Ричарда» обошли Европу. Многие европейские университетыдаровали ему звание почетного доктора. Ну, и, наконец, он – политическийдеятель, выполнявший ответственные дипломатические миссии в Европе.
ТомасПейн(1737-1809)– талантливый, бескорыстный революционер и просветитель. Опубликовал памфлет«Здравый смысл». 10 января 1776 г. памфлет стал сенсацией дня. Он призываламериканцев на войну за независимость, на революцию. Во время французскойбуржуазной революции Т. Пейн сражался на сторонеповстанцев. Кроме того, перу Пейна принадлежит книга«Век разума» – выдающееся произведение американской просветительской мыслиXVIII века. Книга, часть которой написана в парижской тюрьме, содержит вдовольно резких выражениях осуждение христианства.
         Американскоепросвещение не выдвинуло авторов такого масштаба, каким отличались просветителиАнглии, Франции, Германии. Мы не найдем в сочинениях Франклина, Джефферсона, Пейна и другихблеска и остроумия Вольтера, глубины мысли Локка, красноречия и страстности Жан-Жака Руссо, поэтического воображения Мильтона. Это былибольше практики, чем мыслители и. Конечно, менее всего художники. Они освоилиидеи европейского Просвещения и пытались с учетом возможностей применить их ксвоей стране. Томас Пейнбыл самый смелый и самый радикальный их них.
         Американскиепросветители особо выделяли вопросы общества, личности и государства. Обществопревыше государства. Оно может менять свою политическую систему, если новоепоколение сочтет это полезным, рассуждали они.
         Итак,американская просветительская публицистика XVIII века теоретически обосновалазадачи буржуазной революции. Таким образом, американское Просвещение внеслосвой вклад в развитие освободительных идей и исторического прогресса.
XIX век
Приоритетным направлением вполитике США в XIX в. являлось расширение территорий (присоединены: Луизиана,Флорида, Техас, Верхняя Калифорния и др. территории). Одним из последствийэтого становится военный конфликт с Мексикой (1846-1848). Что касаетсявнутренней жизни страны, то развитие капитализма в США в XIX в. былонеравномерно. «Замедление», отсрочка его роста в первой половине XIX столетияподготовили особо широкое и интенсивное его развитие, особо бурный взрывэкономических и социальных противоречий во второй половине столетия.
При изучении историиамериканской культуры и литературы нельзя не обратить внимание на то, чтоподобное неравномерное развитие капитализма наложило характерный отпечаток наидеологическую жизнь США, в частности обусловило относительную отсталость,«незрелость» социальной мысли и социального сознания американского общества.Играла свою роль и провинциальная обособленность США от европейских культурныхцентров. Социальное же сознание в стране находилось в значительной мере вовласти отживших иллюзий и предрассудков.
         Разочарованиерезультатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки кпоиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности.
         Американские романтики– создатели национальной литературы США. Это,прежде всего, отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европеначала XIX в. национальные литертуры закрепили засобой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие ихспецифическими национальными чертами, американская литература, так же как инация, еще только определялись. И в Новом Свете не только в начале XIX в., но ипозже, спустя несколько десятилетий. На книжном рынке господствовали главнымобразом произведения английских писателей и литература, переведенная с другихевропейских языков. Американская книга с трудом пробивала себе дорогу котечественному читателю. В то время в Нью-Йорке уже существовали литературныеклубы, но во вкусах царила английская литература и ориентация на европейскуюкультуру: американское в буржуазной среде считалось «вульгарным».
         Наамериканских романтиков была возложена довольно серьезная задача, кроме формированиянациональной литературы они должны были создавать и весь сложныйэтико-философский кодекс молодой нации – помогать ей сформироваться.
         Крометого, необходимо отметить, что для своего времени романтизм был наиболеедейственным методом художественного освоения действительности; без него процессэстетического развития нации был бы неполным.
Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются отромантизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось крубежу между вторым и третьим десятилетиями и сохраняло господствующееположение вплоть до окончания Гражданской войны (1861-1865).
         В становлении романтизма прослеживаетсятри этапа. Первый этап – раннийамериканский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственнымпредшественником был предромантизм, развивавшийся ещев рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френов поэзии, Ч. Брокден Брауна в романе и др.).Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг,Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. Споявление их произведений американская литература впервые получаетмеждународное признание. Идет процесс взаимодействия американского иевропейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественныхтрадиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость,освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этогопериода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войныза независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиознымиперспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологиейамериканского Просвещения. Показательно, что и Ирвинг,и Купер активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясьпрямо воздействовать на ход ее развития.
         Вместе с тем в раннем романтизме зреюткритические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укреплениякапитализма во всех сферах жизни американского общества. Они ищут альтернативубуржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизниамериканского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии,патриархальном прошлом страны и т.д.
Второй этап– зрелый американскийромантизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э.А. По, Г. Мелвилла, Г.У.Лонгфелло, У.Г. Симмса, писателей-трансценденталистовР.У. Эмерсона, Г.Д. Торо.Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметныеразличия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов.Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходомразвития страны. Разрыв между действительностью и романтическим идеаломуглубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелогопериода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазнойАмерикой: По, Мелвилл, Торо,а позднее – поэтесса Э. Дикинсон.
В зрелом американском романтизме преобладаютдраматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Готорн), настроения скорби, тоски (По), сознание трагизмачеловеческого бытия (Мелвилл). Появляется герой сраздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности.Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и трансценденталистово всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят некоторым особняком.
На данном этапе американский романтизм переходит отхудожественного освоения национальной реальности к исследованию на национальномматериале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскуюглубину. В художественный язык зрелого американского романтизма проникаетсимволика, редко встречающаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своихпроизведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы.Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы,усиливаются мистические мотивы.
Трансцендентализм– литературно-философскоетечение, появившееся в 30-х г. «Трансцендентальный клуб» был организован всентябре 1836 г. в Бостоне, Массачусетс. С самого начала в него входили: Р.У. Эмерсон, Дж. Рипли, М. Фуллер, Т. Паркер, Э.Олкотт, в 1840 г. к ним присоединился Г.Д. Торо. Название клуба связано с философией«Трансцендентального идеализма» немецкого мыслителя И. Канта. Клуб с 1840 по1844 гг. издавал свой журнал «Дайэл». Учениеамериканского трансцендентализма поставило перед современниками вопросыглобального характера – о сущности человека, о взаимоотношениях человека иприроды, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования. Чтокасается взглядов на свою страну, то трансценденталистыутверждали, что у Америки свое великое предназначение, но в то же времявыступали с резкой критикой буржуазного развития США.
Трансцендентализм положил начало американскойфилософской мысли и оказал влияние на формирование национального характера и самосознания.И что более примечательно, трансцендентализм использовали в идейной борьбе и вXX в. (М. Ганди, М.Л. Кинг). А споры вокруг этого течения не утихают до сихпор.
Третий этап– поздний американскийромантизм (60-е годы). Период кризисных явлений. Романтизм как метод все чащеоказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелоготворческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжаетсвой путь в литературе. Наиболее яркий пример – судьба Мелвилла,на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.
В этот период происходит резкое размежевание средиромантиков, вызванное Гражданской войной. С одной стороны выступает литературааболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства сэстетических, общегуманистических позиций. С другойстороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встаетна защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чьетворчество сложилось в предшествующий период, – Лонгфелло, Эмерсона,Торо и др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д.Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др.
Имели место в американском романтизме и региональныеразличия. Основные литературные регионы – Новая Англия (северо-восточныештаты), средние штаты, и Юг. Для романтизма Новой Англии (Готорн,Эмерсон, Торо, Брайент) характерно в первую очередь стремление кфилософскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого,к исследованию сложных этических проблем. Основные темы в творчестве романтиковсредних штатов (Ирвинг, Купер, Полдинг,Мелвилл) – поиски национального героя, интерес ксоциальной проблематике, сопоставление прошлого и настоящего Америки. Писатели-южане(Кеннеди, Симмс) нередко остро и справедливокритикуют пороки капиталистического развития Америки, но при этом они не могутизбавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной демократии» ипреимуществ рабовладельческих порядков.
На всех этапах развития для американского романтизмахарактерна тесная связь с общественно-политической жизнью страны. Именно этоделает романтическую литературу специфически американской по содержанию иформе. Кроме того, существуют и некоторые другие отличия от европейскогоромантизма. Американские романтики выражают свое неудовлетворение буржуазнымразвитием страны, не принимают новых ценностей современной Америки. Сквозной вих творчестве становится индейская тема: американские романтики проявляютискренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу.
Романтическое направление в литературе США не сразупосле окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавомромантических и реалистических элементов является творчество величайшегоамериканского поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением – уже запределами хронологических рамок романтизма – проникнуто творчество Дикинсон. Романтические мотивы органично входят втворческий метод Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX – началаXX столетия. Своеобразные ласточки реализма появились в Америке уже в серединестолетия. Одной из таких – наиболее ярких – является рассказ Ребекки Гардинг «Жизнь налитейных заводах» (1861). В котором безо всяких прикрас и с обстоятельностьюпочти что документальной нарисованы условия жизни американских рабочих ввосточном районе США.
Переходный период ознаменовался творчествомписателей (У.Д. Хоуэллс, Г. Джеймс и др.), чей методполучил название «мягкого», «джентильного реализма», или по определению самого Гоуэллса – «сдержанного» (reticent)реализма. Суть их воззрений заключалась в исключительности и «непреходящихпреимуществах» американской жизни перед жизнью Старого Света; по их мнению,проблемы возникавшие в произведениях европейского реализма и русского (наиболеепопулярного в то время) не имели никаких точек соприкосновения с американскими.Именно этим объяснялась их попытка ограничить критический реализм в США. Нопозже несправедливость этих воззрений стала настолько очевидной, что импришлось отказаться от них.
«Бостонская школа».Одно из важнейших мест в литературе США после Гражданской войныполучает течение, известное под названием «литературы условностей и приличий»,«традиции утонченности» и т.д. В это направление включают писателей, жившихглавным образом в Бостоне и связанных с журналами, издававшимися там, и сГарвардским университетом. Поэтому писателей этой группы часто называют «бостонцами». Сюда относились такие литераторы, как Лоуэлл(«Записки Биглоу»), Олдрич,Тэйлор, Нортон и др.
Большое распространение вконце XIX в. получил жанр исторического романа иповести.Появились такие произведения, как «Старые креольские времена» Д. Кейбла (1879), «Полковник Картер из Картерсвилля»Смита, «В старой Виргинии» Пейджа. Некоторые из нихне были лишены художественных достоинств, как, например, «Старые креольскиевремена», ярко воспроизводившие быт и нравы американского Юга начала века. Вэтом отношении Кейбл выступит как один изпредставителей «областнической литературы».
         Вцелом же развитие исторического жанра имело для американской литературы тоговремени скорее отрицательное значение. Исторический роман уводил от насущныхпроблем современности. В большинстве книг этого жанра идеализировалось прошлое,разжигались националистические и расистские стремления, почти совсемотсутствовала та историческая правда, которая является главным условиемподлинно художественного исторического романа.
Многие создатели исторического романастремились только развлекать читателя. Именно такую задачу ставил перед собойД.М. Кроуфорд, автор многих псевдоисторическихроманов. Именно поэтому писатели-реалисты боролись против псевдоисторическихроманов, видя в них одно из важнейших препятствий на пути развитияреалистической литературы.
Наряду с историческим иавантюрно-приключенческим романом большое распространение получил жанр «деловой повести». Произведения этого типа обычно рассказывали обедном, но энергичном и предприимчивом юноше, который своим трудом, упорством инастойчивостью добивался успеха в жизни. Проповедь делячества в литературе (С.Уайт «Завоеватели лесов», «Компаньон»; Д. Лорример«Письма самого себя создавшего купца к своему сыну») подкреплялась учениемпрагматистов в американской философии. В. Джеймс, Д. Дьюии другие американские прагматики подводили философскую базу под бизнесменство, способствовали развитию культаиндивидуализма и делячества среди широких слоев американского населения.
         С«Американской мечтой» во многом связано развитие американской литературы. Одниписатели верили в нее, пропагандировали в своих произведениях (та же«деляческая литература», позднее – представители апологетической,конформистской литературы). Другие (большинство романтиков и реалистов) резкокритиковали этот миф, показывали его изнанку (например, Драйзер в «Американскойтрагедии»).
Американскаяновелла XIX века.
Довольно прочные позиции вамериканской литературе XIX в. заняла новелла. Американский писатель Брет Гарт даже сказал, что новелла – «национальный жанрамериканской литературы». Но нельзя, разумеется, считать, что интерес к новеллебыл исключительной привилегией американцев. Довольно успешно новелла (рассказ)развивалась и в Европе. Однако основной формой европейского литературногоразвития в XIX в. был реалистический социальный роман. Иное было в Америке. Всилу исторически сложившихся обстоятельств социального и культурного развитиястраны, критико-реалистический роман не нашел в американской литературедолжного воплощения. Почему же? Основную причину этого, как и многих другиханомалий американской культуры, нужно искать в отсталости общественногосознания в США на протяжении XIX столетия. Неспособность американскойлитературы создать в XIX в. большой социальный роман объясняется, во-первых, еенеподготовленностью, отсутствием исторического опыта и нежеланием воспринятьэтот опят в европейской литературе и, во-вторых, теми значительнымиобъективными трудностями, какие представляет для понимания художника всякаясоциальная действительность, «окутанная туманом незрелых экономических отношений»(Энгельс). Большой критико-реалистический роман появиться в США, но созначительным опозданием, лишь в начале XX века.
Американская литература вкаждом своем поколении выдвигает выдающихся мастеров-рассказчиков, как Э. По,М. Твен, или Д. Лондон. Форма короткого занимательного повествования становитсятипической для американской литературы.
Одной из причин процветанияновеллы является стремительность жизни в Америке того времени, а так же«журнальный уклад» американской литературы. Заметную роль в американской жизни,а значит и в литературе, XIX в. все еще играет устный рассказ. Американскийустный рассказ восходит первоначально к легендам (которые сохраняют живучестьпочти на протяжении всего XIX в.) трапперов.
Основной составляющейновеллы становиться «американский юмор». Юмористическая бытоописательнаяновелла 30-х г. складывается в основном на фольклорной почве. А существеннымэлементом американского фольклора явилось устное творчество негров, которыепринесли с собой традиции африканского примитивного эпоса («Сказки дядюшки Римуса» Джоэла Гарриса).
Типичной чертой американской новеллистикиявляется такое построение рассказа, где обязательно присутствует обостренныйсюжет, подводящий к парадоксальной, нежданной развязке. Надо заметить, чтоименно в этом видел преимущества короткого рассказа Э. По, а так же в егоразмере, дающем возможность прочитать его разом, т.о. не потерять цельностьвпечатления, что, по его мнению, невозможно в случае с романом.
Выдающуюся роль новеллаиграет и в искусстве американского романтизма (По, Готорн,Мелвилл).
В 60-70-х г. развитиеамериканской новеллы связывается с именами таких писателей, как Брет Гарт, Твен, Кейбл. Основнойтемой у них становятся общественные и частные отношения на колонизируемыхземлях. Одно из наиболее ярких произведений этого периода – «Калифорнийскиерассказы» Брета Гарта.
В 80-90-х годах появляетсяновое поколение писателей (Гарленд, Норрис, Крейн), которыххарактеризуют как представителей американского натурализма. Ихнатуралистическая новелла рисует американскую жизнь в резких и суровых чертах,нащупывая ее коренные социальные противоречия и не боясь черпать опыт вевропейской социально-политической и художественной литературе. Но социальныйпротест американских натуралистов нигде не доводился до отрицаниякапиталистического строя в целом. И все же роль этих писателей в движенииамериканской литературы к социальному реализму куда значительней, чем она можетограничиваться в рамках натурализма.
XX век
В новом, XX векепроблематика американской литературы определяется фактом громадного значения:наиболее богатая, сильная капиталистическая страна, идущая во главе всего мира,порождает наиболее сумрачную и горькую литературу современности. Писателиприобрели новое качество: им стало свойственно ощущение трагизма и обреченностиэтого мира. «Американская трагедия» Драйзера выразила стремление писателей кбольшим обобщениям, которое отличает литература США того времени.
В XX в. новелла не играетуже столь важной роли в американской литературе как в XIX, ей на смену приходитреалистический роман. Но все ей продолжают уделять значительное вниманиероманисты, и целый ряд выдающихся американских прозаиков посвящают себяпреимущественно или исключительно новелле.
Один из них О.Генри (Уильям Сидни Портер), сделавший попытку наметитьиной путь для американской новеллы, как бы «в обход» уже явно определившегосякритико-реалистического направления. О.Генри так жеможно назвать основателем американского happy end (что присутствовало в большинстве его рассказов), которыйв последствие будет очень успешно использоваться в американской ходовойбеллетристике. Не смотря на иногда не очень лестные отзывы о его творчестве,оно является одним из важных и поворотных моментов в развитии американскогорассказа XX века.
Своеобразное влияние наамериканских новеллистов XX в. оказали представители русского реалистическогорассказа (Толстой, Чехов, Горький). Особенности построение сюжета рассказаопределялись существенными жизненными закономерностями и полностью входили вобщую художественную задачу реалистического изображения действительности.
В начале XX в. появилисьновые течения, которые внесли оригинальный вклад в становление критическогореализма. В 900-е г. в США возникает течение «разгребателейгрязи». «Разгребателигрязи» — обширная группа американских писателей, публицистов, социологов,общественных деятелей либеральной ориентации. В их творчестве существовали дватесно взаимосвязанных потока: публицистический (Л.Стеффенс,И.Тарбелл, Р.С. Бейкер) илиературно-художественный (Э.Синклер, Р.Херрик, Р.Р.Кауффман). Наотдельных этапах своего творческого пути с движением muckrakers(как назвал их президент Т. Рузвельт в 1906 г.) сближались такие крупныеписатели, как Д. Лондон, Т. Драйзер.
Выступления «разгребателей грязи» способствовали укреплениюсоциально-критических тенденций в литературе США, развитию социологическойразновидности реализма. Благодаря им публицистический аспект становитсясущественным элементом современного американского романа.
10-е г. отмеченыреалистическим взлетом в американской поэзии, получившим название «поэтического ренессанса». Этот периодсвязан с именами Карла Сендберга, Эдгара Ли Мастера,Роберт Фроста, В. Линдсея,Э. Робинсона. Эти поэты обратились к жизни американского народа. Опираясь надемократическую поэзию Уитмена и достижения реалистов-прозаиков, они, ломаяустаревшие романтические каноны, закладывали основы новой реалистическойпоэтики, включавшей в себя обновление поэтического словаря, прозаизациюстиха, углубленный психологизм. Эта поэтика отвечала требованиям времени,помогала отображению поэтическими средствами американской действительности в еемногообразии.
900-е и 10-е г. нашего векаознаменовались долгожданным появлением большого критико-реалистичекогоромана (Ф. Норрис, Д. Лондон, Драйзер, Э. Синклер). Считается, что критический реализм в новейшейлитературе США сложился в процессе взаимодействия трех историческиопределившихся факторов: это – реальные элементы протеста американскихромантиков, реализм Марка Твена, выраставший на самобытно-народной основе, иопыт американских писателей реалистического направления, воспринявших в той илииной мере традицию европейского классического романа XIX столетия.
Американский реализм явилсялитературой общественного протеста. Писатели-реалисты отказывались приниматьдействительность как закономерный результат развития. Критика складывавшегосяимпериалистического общества, изображение его отрицательных сторон становитсяотличительными признаками американского критического реализма. Появляются новыетемы, выдвинутые на первый план изменившимися условиями жизни (разорение иобнищание фермерства; капиталистический город и маленький человек в нем;обличение монополистического капитала).
Новое поколение писателей связано с новым регионом:оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию устногофольклора и адресует свои произведения самому широкому массовому читателю.
Уместно сказать о стилевом многообразии и жанровомноваторстве в американском реализме. Развиваются жанры психологической исоциальной новеллы, социально-психологического романа, романа-эпопеи,философского романа, широкое распространение получает жанр социальной утопии(Беллами «Взгляд назад», 1888), создается жанр научного романа (С. Льюис «Эроусмит»). При этом писатели-реалисты часто использовалиновые эстетические принципы, особый взгляд «изнутри» на окружающую жизнь.Действительность изображалась как объект психологического и философскогоосмысления человеческого существования.
Типологической чертойамериканского реализма явилась достоверность. Отталкиваясь от традиций позднейромантической литературы и литературы переходного периода, писатели-реалистыстремились изображать только правду, без прикрас и умолчаний. Другойтипологической особенностью явилась социальная направленность, подчеркнутосоциальный характер романов и рассказов. Еще одна типологическая особенностьамериканской литературы XX в. – присущая ей публицистичность. Писатели в своихпроизведениях резко и четко разграничивают свои симпатии и антипатии.
К 20-м г. относится становление американскойнациональной драматургии, которая ранее не получила значительного развития.Этот процесс протекал в условиях острой внутренней борьбы. Стремление креалистическому отражению жизни осложнялось у американских драматургов модернистскимивлияниями. Юджин О’Нил занимает одно из первых мест вистории американской драматургии. Он заложил основы американской национальнойдрамы, создал яркие остропсихологические пьесы; и все его творчество оказалобольшое влияние на последующее развитие американской драматургии.
Красноречивым и своеобразным явлением в литературе20-х г. было творчество группы молодых писателей, которые вошли в литературусразу после окончания первой мировой войны и отобразили в своем искусствесложные условия послевоенного развития. Всех их объединяло разочарование вбуржуазных идеалах. Их особенно волновала судьба молодого человека впослевоенной Америке. Это так называемые представители «потерянного поколения» – Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джон Дос Пассос, Френсис СкоттФицджеральд. Конечно, сам термин «потерянное поколение» очень приблизителен,потому что писатели, которых о