- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

История мировой культуры XVII – XIX вв.



История мировой культуры XVII – XIX вв.

Программа дисциплины

 

Автор: к.и.н., доцент

кафедры новой и новейшей истории

Т.В. Краева

 

 

Екатеринбург

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Цель дисциплины – рассмотреть основные тенденции, общие черты и специфические особенности культуры зарубежных стран в XVII – XIX вв.

Задачи дисциплины:

· Раскрыть основные этапы культурного развития зарубежных стран в рамках периода XVII – XIX вв.

· Выявить изменения в картине мира и мироощущении на протяжении XVII – XIX вв.

· проанализировать наиболее значимые явления мировой художественной культуры XVII – XIX вв.

· Рассмотреть жизнь и наследие творцов художественных произведений

· Исследовать культуру повседневности XVII – XIX вв.

Курс истории мировой культуры XVII – XIX вв. опирается на комплекс знаний, усвоенных в процессе изучения истории культуры средних веков и эпохи Возрождения, истории средних веков, истории философии. Он является важной составной частью профессиональной подготовки историка, дает необходимую базу для изучения истории культуры зарубежных стран в новейшее время.

В рамках дисциплины истории мировой культуры XVII – XIX вв. студенты должны освоить основной категориальный аппарат (термины, понятия, определения) применяемый к исследованию истории культуры, уметь анализировать тенденции культурного развития зарубежных стран в новое время, выделять общее, особенное и частное в реализации этих тенденций в различных странах.

Методическая новизна курса. В основе лекционного курса лежит сравнительно-исторический подход, позволяющий показать основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX веках и в то же время – своеобразие и уникальность культурных явлений отдельных стран.

 

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Культура XVII века

Тема 1. Основные тенденции развития зарубежной культуры в XVII в.

Факторы, определяющие специфику развитие культуры в XVII в. Кризис мировоззренческих идеалов Возрождения. Стремительное изменение картины мира под воздействием развития естественных наук. Рождение науки Нового времени в работах Г.Галилея, И. Кеплера, Х.Гюйгенса, Р.Декарта, Г.В. Лейбница. Жизнь и деятельность И. Ньютона. Создание первых научных обществ: Британское королевское общество, Парижская, Берлинская, Стокгольмская академии, первые государственные обсерватории. Роль научных организаций в развитии науки. Великие географические открытия и изменения представлений о Земле. Десакрализация картины мира и девитализация представлений о природе. Социально-экономический кризис на рубеже XVI-XVII вв. и социальные катаклизмы как причины кризисного мироощущения. Представления о нестабильности и неустойчивости человеческого существования. «Великий страх» как настроение эпохи.

Формирование абсолютистских государств. Образы власти и государя. Повседневная жизнь при дворе. Театральность придворного быта. Придворный этикет и мода. Жесткое соотнесение внешнего облика и происхождения человека. Регламентация в отношении костюма. С.сер. XVII в. – Франция – законодательница мод. Производство предметов обстановки и роскоши. Поведенческие стереотипы придворного общества.

 

Тема 2.Художественная культура Италии и Франции в XVII в.

Италия. Синтез возрожденческих и средневековых образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в культуре Италии XVII в. Тяготение искусства к пышности и парадной торжественности в сочетании с повышенной эспрессией чувств. Барокко как новый «причудливый» стиль в искусстве.

Архитектура и скульптура барокко. Творчество Л. Бернини. Динамичность форм, пышность декора, перспективные и световые эффекты (площадь собора св. Петра в Риме). Скульптура Л. Бернини («Аполлон и Дафна», «Экстаз святой Терезы»). Религиозная и бытовая проблематика в творчестве Караваджо.

Франция.Классицизм и абсолютизм. Роль искусства в общественной жизни Франции. Характерные черты классицизма. Архитектура классицизма. Архитектурный ансамбль Версаля. История строительства, особенности композиции, связь с пейзажем.

Искусство театра. Формирование нормативных установок классицизма (трактат Н. Буало «Поэтическое искусство»). Трагедии П. Корнеля («Гораций») и Ж.Расина («Федра»). Правила игры актеров в театре французского классицизма. Новое понимание комедии в творчестве Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Мизантроп»).

Изобразительное искусство. Н. Пуссен – основоположник классицистских принципов живописи. Идеалы гражданственности в творчестве Н. Пуссена. Пейзажи Пуссена («Пейзаж с Полифемом»), аллегория и философская направленность его живописи («Царство Флоры», «Аркадские пастухи»).

Тема 3. Художественная культура Испании, Фландрии и Голландии в XVII в.

Испания. «Золотой век» испанской культуры. Роль католицизма в развитии национально-характерных образов. Достижения испанского театра. Комедия «плаща и шпаги» - благородство рыцарского духа. Пьесы Лопе де Веги и П. Кальдерона. Испанская школа живописи. Самобытная манера, образное богатство, широкая проблематика испанской живописи. Творческое наследие Д. Веласкеса («Пряхи», «Едоки картофеля», «Менины»). Реализм в сочетании с традициями испанской народной культуры. Гуманистическое содержание его произведений. Реализм портретов. Тема труда. Веласкес как колорист, мастер передачи света и воздуха.

Фландрия. Расцвет живописи в XVII в. Творчество Питера Пауля Рубенса. Мощность, телесность образов, гимн жизни во всех ее проявлениях («Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды»).

Голландия. Особенности голландской культуры. Простота и практическая целесообразность эстетических вкусов как проявление протестантского духа. Архитектура без излишеств. Бюргер – основной заказчик произведений искусства. Особое место изобразительного искусства в художественной культуре Голландии. Становление жанров натюрморт, пейзаж, бытовой живописи. «Малые голландцы». Наследие Рембрандта – величайшего художника реалиста. Жанр портрета в его творчестве. Психологическая глубина образов, передача внутреннего состояния («Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына»).

Раздел II. XVIII в. – век Просвещения

Тема 5. Литература эпохи Просвещения

Идеи Просвещения в литературе: появление нового героя – представителя третьего сословия, критика буржуазных и феодальных пороков общества, воспитательное значение искусства, рассудочность повествования. Основные направления – просветительский классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.

Литература Англии. Творчество Даниэля Дефо (1660-1731) и его роман «Робинзон Крузо». Открытие роли труда, преодоление ограниченности буржуазного идеала человека, глубокий философский смысл, занимательность повествования.

Творчество Джонотана Свифта (1667-1745). «Путешествие Гулливера». Соединение в романе бытового правдоподобия, точности деталей с гиперболой и гротеском, реализма с дерзкой фантастикой, самоирония. Влияние романа на мировую литературу.

Создание жанра семейно-бытового и любовно-психологического романа С. Ричардсоном. Сочетание рационализма и сентиментализма в его творчестве. Причина колоссального успеха его романов.

Г. Филдинг (1707-1754)- крупнейший реалист эпохи Просвещения. Полнота и разнообразие жизни, полнокровность его героев. Острая социальная сатира и утверждение высоких нравственных идеалов, свободы человека.

Литература Франции. Философская проза Ш.Л. Монтескье и М.Ф. Вольтера. Критика идеологических основ феодализма, утверждение принципа свободы, мирного труда в «Персидских письмах». Антиклерикальная и политическая сатира Вольтера. Классицизм в творчестве Вольтера, его трагедии.

Эстетические взгляды Дени Дидро. Основание теории мещанской драмы и ее реализация в творчестве, утверждение нового нравственного идеала, идеи социального равенства в его пьесах. Резкая антиклерикальная сатира и психологизм романа «Монахиня». Критика паразитизма, идеи «частного интереса» в сатирическом диалоге «Племянник Рамо».

Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Идеи эгалитаризма, протест против разрушительного воздействия цивилизации на человека в художественных произведениях и трактатах. Педагогические идеи Руссо. Влияние Руссо на художественную и социальную мысль Европы.

Выражение самосознания третьего сословия в комедиях Бомарше, их революционное звучание.

Литература Италии. Драматургия К. Гольдони, реформа итальянского театра. Демократизм, острота критика дворянства в его комедиях, движение к реализму («Слуга двух господ», «Трактирщица»).

Обращение К.Гоцци к традициям комедии дель арте, народного искусства. Фантастика и символизм в пьесах-сказках, сочетание в них комического и трагического («Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Турандот»).

Литература Германии. Движение «Буря и натиск» в Германии, новый герой литературы. Творчество И.В. Гете. Величие образов «Фауста». Фауст как «вечный символ» мировой культуры. Фаустовские образы в музыке Ш.Гуно, Ф. Листа. Гете как предтеча романтизма (Баллада Гете «Лесной царь» в музыке Ф. Шуберта). Гуманистические идеалы произведений Ф. Шиллера. Трагедия «Разбойники». Социальная острота трагедии «Коварство и любовь». Трагедия «Мария Стюарт» как попытка создания исторической драмы. Трилогия о Валленштейне, утверждение права народа на борьбу в драме «Вильгельм Телль».

История мировой культуры XVII – XIX вв.

Программа дисциплины

 

Автор: к.и.н., доцент

кафедры новой и новейшей истории

Т.В. Краева

 

 

Екатеринбург

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Цель дисциплины – рассмотреть основные тенденции, общие черты и специфические особенности культуры зарубежных стран в XVII – XIX вв.

Задачи дисциплины:

· Раскрыть основные этапы культурного развития зарубежных стран в рамках периода XVII – XIX вв.

· Выявить изменения в картине мира и мироощущении на протяжении XVII – XIX вв.

· проанализировать наиболее значимые явления мировой художественной культуры XVII – XIX вв.

· Рассмотреть жизнь и наследие творцов художественных произведений

· Исследовать культуру повседневности XVII – XIX вв.

Курс истории мировой культуры XVII – XIX вв. опирается на комплекс знаний, усвоенных в процессе изучения истории культуры средних веков и эпохи Возрождения, истории средних веков, истории философии. Он является важной составной частью профессиональной подготовки историка, дает необходимую базу для изучения истории культуры зарубежных стран в новейшее время.

В рамках дисциплины истории мировой культуры XVII – XIX вв. студенты должны освоить основной категориальный аппарат (термины, понятия, определения) применяемый к исследованию истории культуры, уметь анализировать тенденции культурного развития зарубежных стран в новое время, выделять общее, особенное и частное в реализации этих тенденций в различных странах.

Методическая новизна курса. В основе лекционного курса лежит сравнительно-исторический подход, позволяющий показать основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX веках и в то же время – своеобразие и уникальность культурных явлений отдельных стран.

 

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА