Как мы уже видели, первая запись Римской Литургии, сохранённая в
"Апостольском Предании" св. Ипполита Римского, отличается от
восточных чинопоследований только своей большей краткостью. Такими
же были и другие местные западные чины:
· Медиоланская Литургия свт. Амвросия,
· Галликанская Литургия в Римской Галлии,
· Мозарабская (или Готская) Литургия в Испании,
· Гибернская (Hibernica) Литургия в Британии, о которых мы знаем,
впрочем, слишком мало, т.к. к 8 веку все они были вытеснены
господствующей Римской Литургией. Аналогичный процесс шел и на
Востоке, где имперская КПльская Литургия св. Иоанна Златоуста
успешно вытесняла местные чины ап. Иакова, ап. Марка и др.
Поэтому главный интерес для нас представляет Римская Литургия.
Предание возводит её истоки к ап. Петру. Вместе с тем то же
Предание спокойно свидетельствует о том, что отдельные элементы
вносились в Литургию постепенно различными римскими папами. Об этом
же говорят св. папа Григорий Великий в письме к Иоанну
Сиракузскому, а также Валафрид Страбон (франкский церковный
писатель 9 века), Бернон (цистерцианский монах 12 в. апостол
западных славян) и др. В качестве творцов Римской Литургии они
называют следующих пап:
· св. Климента († ок. 101 г.),
· св. Александра († ок. 119 г.),
· Сикста I († 125 г.),
· Телесфора († 136 г.),
· св. Сильвестра († 335 г. участник I Вселенск. Собора)
· Дамаса (336 — 384 гг.),
· Сириция († 398 г.),
· Целестина († 439 г.)
· св. Льва Великого (440-461 гг.),
· Геласия I (492-496 гг.), а также
· св. Григория Великого (590-604 гг.).
И. Боровницкий в своей книге "О происхождении и составе
Римско-католической Литургии" (Киев, 1873 г.) детализирует это
Предание следующим образом:
· св. папа Климент в конце 90 годов написал первую молитву
Анамнесиса (от которой ныне остались только начальные слова:
· "Тебя, всемилостивый Отче..."
· св. папа Александр ок. 110 г. развил Анамнесис и ввел
систематическое чтение Апостола и Евангелия (до этого чтения не
были систематизированы).
· 6 папа Сикст I ок. 120 г. ввел в Римский канон гимн
"Sanctus".
· при 7 папе Телесфоре впервые упомянут гимн "Слава в вышних
Богу..." — впоследствии "Gloria". (Правда, у Ипполита его ещё нет,
но Ипполит был писателем греческой традиции);
· при 21 папе Луции (ок. 253 г.) или, по крайней мере, в сер. 3
века был совершён перевод Римской Литургии с греческого на
латинский язык. Это привело к разрыву с греческой традицией и
положило начало значительным переменам, о чём пишет, в частности,
Бунзен: "Я считаю, что эти перемены имели связь с переменой
литургического языка... не подлежит сомнению тот факт, что
греческий язык был официальным языком всех римских епископов от
Климента до Корнелия († 253 г.) и что мы не слышим ничего о
решительном литургическом отличии Римской Церкви от других до
времён Августина, т.е. до начала 5 века... По-видимому решительная
перемена произошла не при Григории, а при одном из его
предшественников в 4 столетии..." (Цит. по "Собранию Литургий
Восточ. и Зап". вып. 5, СПб, 1878, с. 53-54.)
Эта перемена произошла по крайней мере не при св. папе Сильвестре,
который только ввел в Литургию начальную ектению: Kyrie eleyson,
Christe eleyson (идентичную началу Литургии ап. Иакова).
Может быть она произошла при папе Дамасе (366-384), который
канонизирован у католиков (память его: 11 декабря). Уроженец
Испании, он стал опорой православной части римской общины при папе
Либерии. Избрание его на кафедру привело к кровавым столкновениям с
арианами, сторонниками анти-папы Урсина. Борясь с арианами, он
опирался на свт. Василия Великого и каноны 2 Вселенского Собора
(381 г.). В 382 г. на Римском Соборе утвердил канон библейских
книг. Будучи эрудитом и поэтом, он избрал в секретари знаменитого
ученого монаха Иеронима Блаженного, которому поручил перевод Библии
на латинский язык (т.н. Вульгата). О его литургической реформе мы
знаем немного.
Он первый (за 100 лет до Востока) начал употреблять на Литургии
Никео-Цареградский Символ веры (по свидетельству Иннокентия 3 и
Радульфа).
В начало Литургии он ввёл Покаянный чин, которым до сих пор
начинается будничная Римская Месса. Это — т.н. "Confiteor"
"Исповедуюсь Всемогущему Богу... что я много согрешил мыслью,
словом, делом и неисполнением долга". И, ударяя себя в грудь: "Mea
culpa, mea culpa, mea maxima culpa!"
Далее папа Дамас впервые ввёл пение аллилуария на Литургии во время
Пасхального периода, а блаж. Иероним при нём расположил
литургические чтения по дням церковного года.
Ещё мы знаем из различных источников, что папа Целестин I (422-432
гг.) заимствовал из местной Медиоланской Литургии св. Амвросия
начальные антифоны (современный "Introit", т.е. Входную песнь), а
также — антифоны степенные (современный "gradual" — перед чтением
Евангелия). И составил молитву Приношения ("Offertorium").
Вот и всё, что мы знаем о развитии Римской Литургии до сер. 5 века.
Причём проверить это по каким-либо литургическим памятникам мы не
можем. Хотя, конечно, эти памятники существовали. Но все они
погибли во время готского нашествия на Италию, которое началось
разорением Рима Аларихом в 410 г. И они, к сожалению, все погибли
во время последующего готского владычества, которое завершилось
опустошительной войной.