- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

История возникновения лаковой миниатюрной живописи в России.



Искусство лаковой живописи родилось на Востоке в глубокой древности. В XVII столетии искусство лаковой живописи проникло в Европу. В это время приобретают известность французские лаки. В Германии, в Брауншвейге, в 1763 году открывается фабрика Штобвассера, быстро завоевавшая признание в Европе за высокое качество лака и живописных изображений.

В Петербурге на берегу реки Фонтанки в начале 18 века была организована первая лакирня. Согласно указу Петра 1 в Петербург был приглашен один из известнейших голландских специалистов лакирного дела Генрих Ван Брумкорст. Он приехал для обучения будущих российских мастеров. Получив заказ Петра Первого, Брумкорст с подмастерьями занялся отделкой Монплезира, он выбирает из 13 членов своей «команды» двух наиболее успешных (русских) учеников и вместе с ними приступает к работе. Этими учениками были Тихонов и Федоров, которые по июльскому указу 1720 года были произведены в подмастерья. В июне 1720г. с «живописцами Адмиралтейского ведения», лакового дела подмастерьями Иваном Тихоновым и Порфирием Федоровым и еще десятью учениками был заключен договор на оформление лакового китайского кабинета в Петергофе. Работы по оформлению лакового кабинета Монплезира велись около 2-х лет и к марту 1721 г. было исполнено 60 панно.

В Санкт- Петербурге «лакирные мастера» начинали с росписи панно в качестве настенных украшений, перейдя затем к лаковой росписи мебели, кабинетов, мелких бытовых вещей.

В Петербургской Академии художеств были учреждены классы, где получали специальную подготовку в области «лакирного художества».

Создавалась неразрывная, льющаяся единым потоком сказочно прекрасная декоративная роспись, во многом отвечавшая законам китайской живописи, но несомненно «обрусевшая». Лакирные мастера 18- 19 вв занимались самыми разными художественными работами в свободной живописной манере, свойственной мастерам Италии или Франции, могли просто расписывать под мрамор или другой камень пилястры и стены в особняках заказчиков. Художественное творчество мастеров неотделимо от культуры и искусства XVIII века.

Лаковые изделия малых форм были востребованы, ценились, включались в приданное, были популярны. В 1760х годах в описях вещей императорского дворца указывается значительное количество табакерок с перламутром, лаковых с росписью в восточном стиле или европейской живописью в миниатюре. В первой половине 19 столетия в Петербурге на фабрике Мартина Боля изготавливались чудесные табакерки разных форм с золотыми и серебряными шарнирами и миниатюрной живописью, изделия из дерева папье-маше, металла.

Интерес к лакам не угасал на протяжении19 века. Сведения о произведениях лаковой миниатюрной живописи в Санкт-Петербурге обрываются в конце 19 века.

В 1982 году, по инициативе и под руководством председателя ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадима Порфирьевича Савченко, объединение «Творчество» приступило к возрождению забытого вида декоративного искусства – Петербургской лаковой миниатюрной живописи.

Для работы приглашаются художники работающие в академической стиле письма и художники владеющие палехской школой письма. При объединении открывается школа-мастерская, где готовят художников-миниатюристов петербургской лаковой живописи.

В. П. Савченко, возрождая лаковое ремесло Санкт-Петербурга, вырабатывает собственный оригинальный стиль для изделий с лаковой миниатюрой. Шкатулки, плакетки и другие изделия изготовляют из ценных пород дерева, отличающихся прочностью и красотой текстуры древесины, поверхность крышки расписываются пейзажами северной столицы, историческими и жанровыми сценами, пишут портреты людей оставивших свои имена в истории города и государства Российского.

В 1990 – 91 годах начинает свою производственную деятельность художественная мастерская Петербургской лаковой миниатюры «Лакир» под руководством Песчанской Янины Григорьевны. Ассортимент изделий: футляры различных форм и размеров, шкатулки и портсигары, визитницы и кредитницы, записные книжки и плакетки, а также пасхальные яйца с видами Петербурга, пейзажами, портретами, копиями картин художников. Миниатюрная живопись выполняется на папье-маше темперными красками.

В 2007 году художественная мастерская «Лакир» закрылась.

Лаковая миниатюрная живопись развивалась не только в Петеребурге.

В 1795 году под Москвой в селе Данилково (ныне Федоскино) московским купцом П.И.Коробовым была открыта фабрика по изготовлению лаковых козырьков для киверов – головных уборов солдат и офицеров русской армии. Он пригласил из Германии несколько брауншвейгских мастеров и наладил на своей фабрике производство лаковых изделий.

После смерти Коробова предприятие возглавил его зять П.В.Лукутин.

Живопись на изделиях из папье-маше писалась обычно маслом в технике многослойного письма, в три-четыре слоя. Каждый слой покрывался лаком и просушивался. Роспись выполнялась двумя способами «по-плотному» и «по-сквозному».

Большое распространение получили изображения видов двух российских столиц – Москвы и Петербурга. Увлечение техникой мозаики, было модным в начале XIX века и связано с интересом к мозаичному искусству.

Для сюжетов росписей использовался различный изобразительный материал: гравюры, литографии, лубки, картины известных художников 2-й половины 19 века, которые творчески перерабатывались и преображались на плоскостях маленьких коробочек и шкатулок. Это была сложная переработка, так как она заключала в себе создание принципиально новой декоративной миниатюры, неразрывно связанной с самим изделием.

В 1904 году после смерти последнего владельца фабрики П. А. Лукутина она была закрыта.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».[8; с.5]

В 1924г. в Палехе создаётся Артель древней живописи, на основе древнерусского иконописного центра, которая занималась росписью по дереву, через некоторое время палешане переняли, технологию Федоскино, роспись на папье-маше, но оставили древние традиции, росписи темперными красками. [12; с.4]

В 1923 мстерские иконописцы организовали «Артель древнерусской живописи», попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий. К 1930-м гг. ими была освоена технология изготовления изделий из папье-маше, заимствованная у мастеров старейшего в России центра лаковой миниатюры — подмосковного Федоскино.[6; с.3]

В 1934 воодушевленные примером Палеха и Мстеры холуйские художники организовали артель, пробуя себя в новом качестве. После войны художники начали осваивать миниатюрную живопись темперой по папье-маше в поисках новых декоративных решений, опираясь на местные традиции иконописи. [3; с.4]

В наше время, в России, осталось 4 промысла, которые занимаются лаковой миниатюрной живописью, это Федоскино, Палех, Мстера и Холуй.

История городского пейзажа

В истории лаковой миниатюрной живописи жанр «городской пейзаж» занимает особое место, многими художниками-миниатюристами были воспеты красоты Петербурга и его окрестностей.

Городской пейзаж как самостоятельная тема в искусстве сложился лишь в XVIII веке. Впервые же городские мотивы появились в произведениях средневековых художников. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеализированные представления о ней. Изображение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божественного, духовного и возвышенного. В миниатюрах встречались сюжеты, связанные с Вавилонской башней. У средневековых городских изображений много общего с гравированными географическими картами, цель которых показать зрелище мира земного. Правда, реальное пространство представлялось средневековому человеку религиозно-мифологическим, и было лишено топографической точности. Виды городов на картах служили своего рода формулой, знаком, условно определяющим место действия.

По-новому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами.

Они тщательно, с любовью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столетия мир предстает во всем многообразии своих проявлений. Часто, в произведениях нидерландских и немецких мастеров городской вид служил фоном для основной сцены. Обилие подробностей городской жизни и архитектуры придает изображению убедительность и достоверность.

Выделению городских изображений в специфический вид пейзажной живописи способствовал архитектурный пейзаж.

Жанр складывавшийся под влиянием теории линейной перспективы. Главную задачу мастера этого вида видели в построении сложной, тщательно разработанной композиции с учетом единой точки зрения, изображении вымышленных архитектурных сооружений.

Почти параллельно с этим направлением развивалась и другая традиция. В XVI — XVII веках в Германии, Голландии и Франции получили распространение изображения городских ландшафтов. Живописцы привозили из путешествий многочисленные альбомы с натурными зарисовками.

В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников.

Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем.

В XVIII веке сформировалась особая разновидность пейзажного жанра ведута.

В зависимости от характера воспроизведения городской местности она подразделялась на реальную, идеальную или фантастическую. В реальной ведуте, здания точно и скрупулезно изображались художником в окружении реального ландшафта, идеальной в вымышленном ландшафте; фантастическая ведута пейзаж целиком созданный фантазией художника. Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни.

Наряду с ведутой, в Италии XVIII века получил распространение пейзаж с руинами.

Развалины древних крепостей, остатки колонн, разрушенные башни стали постоянными атрибутами многих пейзажей.

Ведута в Германии и Англии XVIII века имела свои особенности. Однако, к концу столетия интерес к ней в европейских странах ослабел, и художники уже не вносили в ее развитие ничего нового.

В эпоху романтизма сохранялся интерес к археологическим памятникам, старине, античным храмам. Все большую роль в европейском культурном обиходе начали играть изобразительные рассказы о путешествиях. Находясь в пути, многие художники делали зарисовки. Из зарисовок городских видов, порой, складывались обширные циклы. Для художников-романтиков была неважна узнаваемость в картине тех или иных мест, и точность их представления. Существующие в действительности здания они часто помещали в произвольное архитектурное окружение. Это делалось с целью передачи особой атмосферы, навеянной настроением от ее созерцания.

В середине XIX века у художников — пейзажистов проявился интерес к жанровым сценам.

Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты.

Их внимание привлекали разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистов к открытию новых средств художественной выразительности. Подвижность и изменчивость формы предметов они выражали посредством размытия линейных контуров, обобщенных очертаний, свободных и быстрых мазков. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы оптического смешения цветов. Для композиций импрессионистов характерна динамичность построения, асимметрия, усечение фигур и предметов краями холста. Не стремясь к детализации, они передавали непосредственность впечатления от натуры. Художники выделяли в изображенном объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявляя особенности окружающей среды.

Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городов своих стран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурную преемственность.[15]