- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Итальянизирующее направление немецкой живописи эпохи Возрождения



Возрождение в Германии насупило позднее, чем в Италии и Нидерландах. В к.15-н.16 вв. художники начали обращаться к духовной жизни человека, его переживаниям, психологическим конфликтам. Образ человека отмечен мечтательностью, задушевностью, драматизмом страстей. В Германии верность жизненной правде, научный подход сосуществует с творческим воображением: взволнованность, личное отношение к миру, умение видеть жизнь в изменчивости сочетается с чувством индивидуальности, поэтому особые достижения- в портрете. Важным в немецком искусстве является сочетание пластического понимания форм с эмоциональным живописным решением света и тональности. В 15в. искусство было религиозным, были сильны средневековые традиции. К 16 в.- резкий скачок искусства, противоречия, неожиданные сочетания старого и нового: дисгармония, трагизм жизни. Германия долгое время оставалась ареной глубоких социальных конфликтов, реформации. В городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. Утверждались принципы реализма, ценность земного. Развивалась политическая графика. Изобретение книгопечатания привело к распространению научной литературы, наступает расцвет книжной иллюстрации, станковой гравюры.

Лукас Кранах Старший- фантастика, романтичность, декоративность, тонкий колорит. Он создатель пейзажного жанра в искусстве Германии Венский период- (Парные портреты ректора венского ун-та Иоганна Куспиниана и его супруги- на фоне пейзажа). Сложные ракурсы, чувства, реализм (Голгофа; Распятие). Открыл мастерскую в Виттенберге, искусство становится более декоративным (Алтарь Св.Екатерины; Венера с амуром- одно из произведений в Германии на античную тему, обнаженное тело, грациозность, манерность; Венера и амур с медовой сотой- современность, грациозность, жеманность; Венера- акцент на прическе, прозрачная ткань; Продажная любовь; Юдифь). Черты куртуазности, служения прекрасной даме, любовное прочтение (Юдифь с головой Олоферна- женское коврство; Принцесса Сибилла Клевская- его идеал). Репрезентативный портрет- торжественность поз, роскошь костюма (Генрих Благочестивый; Мария Магдалина; Суд Париса;Фонтан молодости). Был сподвижником Мартина Лютера, в ксилографиях осуждает католическую церковь и папство (Деяния Христа и Антихриста (серия); Апостолы (серия); Профильный портрет Лютера).

(Ганс Гольбейн Младший-классичность, спокойное величие, черты маньеризма. Мало религиозных картин, есть фрески из мифологии (Мертвый Христос; Мадонна семьи Якоба Майера- подчеркивал земные чувства) и античной истории, современной литературы. Входил в кружок Базельских гуманистов, художник Генриха VIII. (Рисунки к «Похвальному слову глупости» Эразма Роттердамского; Парные портреты бургомистра Якоба Майера и его жены- особое расположение в пространстве, связь с итальянским Возрождением- введение ренессансной архитектуры; Роспись городской ратуши на сюжеты из античных авторов, не сохранились). Гравюры на дереве (Пляски смерти- изображение людей всех сословий, профессий и возрастов). Лондон: (Портреты семьи Томаса Мора). Придворный художник Генриха VIII: портреты- влияние вкусов двора и принципы европейского искусства, отступающего от традиций Возрождения- уплощение пространства, формы, графичность, т.е. черты маньеризма, в композициях –фронтальность; правдивость. надменность, нет идеализации (Джейн Сеймур; Анна Клевская). 72. Портрет в русской живописи в последней трети XVIII века

Вступление.Главное направление – классицизм, связанный с деятельностью АХ. Искусство развивается под воздействием просветительской идеологии. Живопись отличается разнообразием и полнотой. Появляются жанры: отечественная историческая картина, бытовой жанр, пейзаж. В АХ портрет выходит на первый план по глубине содержания. В центре: ум, душевное благородство, доброта, мужество, прямота, т.е. богатый внутренний мир художников-гуманистов. Для классицизма характерно выражение большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Рокотов: выходец из крепостной среды, учился в АХ, многое почерпнул у европейских мастеров. Был одним из крупнейших портретистов 18 в. Ранние портреты причастны к рококо. Стремился к свободе творчества, самостоятельность состояла в незаконченной серии изображений опекунов Воспитательного дома, после которых он не возвращался к парадным портретам (Коронационный портрет Екатерины II), не писал и миниатюрных. Его индивидуальная манера легко узнается (Портреты Струйской, Воронцова). В к.18 в. манера изменяется, появляется собственная значимость: не гармоничное состояние души, а подчеркнутая духовная неоднозначность. Признаки пресыщенности, утомления, претензия на независимость. Живопись более нарядная. Большую роль начинает играть сглаженная фактура и свет, делающий лица загадочными (Портреты генеральши Новосильцевой, Суровцевых). Аргунов:крепостной графа Шереметьева. Крепостное творчество- уникальное явление, характерное только для России, связано с волей хозяина. Метод художника – копирование- не уникален и широко применялся. Но он создал произведения достаточно авторские. Для его творчества типичны общие особенности времени: дух благополучия, культ физического и нравственного довольства, положительная концепция образа. Круг моделей определялся положением: создавал фамильные галереи – это исторические портреты (Портреты медика Боергаве, управителя Зиновьева, Автопортрет). Из поздних произведений наиболее популярный – Портрет неизвестной в крестьянском костюме – воплощение национальной женской красоты. (Портрет неизвестной крестьянки, портрет Ковалевой-Жемчуговой). Левицкий: типичная творческая судьба, в АХ на одной из первых выставок его картины имели успех. Возглавил портретный класс, воспитал целую школу русских портретистов, задавал тон портретного искусства России. Писал камерные и интимные портреты, парадные изображения. Круг моделей обширен – Екатерина II, малый двор, вельможи, друзья. Яркая индивидуальность художника предоставляла большие возможности самопроявления моделей, которые оценены доброжелательно, но объективно. Точность характеристик, широта возможностей (Портрет Демидова). 1770-й серия портретов смолянок по распоряжению Екатерины II – форма парадного портрета. Пишет портреты Екатерины II (мудрая Минерва). В 80-е увеличивается наблюдательность художника ( Портреты Урсулы Мнишек, Дидро, Хрущевой и Хованской, Алымовой). Боровиковский: творческая деятельность развивается в Петербурге, куда прибыл в 1788, сближается с кругом Львова, портретирует семейные кланы ( Лопухины, Гагарины, Толстые). Писал ЕкатеринуII и двор. Преобладают камерные портреты – поясные или поколенные изображения, нарядность, грациозность, изящество жестов. Герои обычно бездеятельны, пребывают в состоянии упоения собственной чувствительностью (Портреты Арсеньевой, Лопухиной). Пишет миниатюрные, двойные, семейно-групповые, парадные портреты (Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке). В н.19 в. его искусство становится проще, определеннее, формы выглядят скульптурнее, красочная поверхность плотнее, цвет утяжеляется (Портреты Безбородко с детьми, Державиной, Долгорукой, госпожи де Сталь). Характерна женственность в мужских портретах. С годами облик моделей делается сдержаннее, серьезнее и официальнее.

«Россика» - творчество художников-иностранцев, которые пользовались покровительством знати – итальянцы, французы, немцы, австрийцы. Рослен: швед, который работал во Франции, высокая репутация, жизнелюбие, непринужденность. Мужские модели схожи между собой, полные лица, делает модель привлекательнее: независимость позволяла художнику показывать те черты, которые не осмеливались изображать русские художники. Жан-Луи Вуаль:крупный представитель французской школы. Писал малый двор. Сдержанно-внимательное и деликатное обращение с моделью. Высокая культура цвета – серебристо-сиреневая гамма. (Портреты Паниных, Строгановых, Павла I).Веже-Лебрен:француженка, изобретательная, модная художница. Стиль красивой жизни, сочетание буржуазности и стремления к театральности. Пишет матерей с детьми (Строганова с сыном). Сентиментализм.

Бенуа, Волынский, Сарабьянов.